Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Бюджет страны – это основной фактор ее развития. Федеративное устройство России предполагает активное участие регионов и муниципальных образований в бюджетной деятельности.
Денежные средства из бюджета распределяются между всеми сфера деятельности государства и способствуют их развитию. Социально-экономическая сфера является одной из основных сфер жизнедеятельности человека.
Целью курсовой работы является анализ бюджета РФ как инструмента государственного регулирования социально-экономикой сферы развития.
Задачи курсовой работы:
1. Изучение теоретических аспектов на тему сущности и структуры расходной части бюджета, бюджетного финансирования и методов и видов бюджетного финансирования;
2. Проведение анализа расходной части бюджета РФ за последние три года (2015-2017гг.);
3. Проведение анализа состояния исполнения расходов федерального бюджета РФ за последние три года (2015-2017гг.);
4. Изучение основных направлений совершенствования расходной части бюджета РФ.
Объектом исследования курсовой работы является расходная часть государственного бюджета.
Предметом исследования является регулирование социально-экономической сферы РФ посредством государственного бюджета.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА
1.1. Сущность и структура расходной части бюджета
В России несколько форм бюджета: федеральный, региональный, местный. Входящие в состав России регионы неоднородны по своему типу (область, край, республика). И в каждом определённом типе региона региональный и местные бюджеты формируются, ориентируясь в большей степени на законодательные документы региона. Особый статус в бюджетной системе принадлежит городам: Москва и Санкт-Петербург. Эти два города получают большие доходы, и помимо покрытия своих расходов служат донорами в финансовом плане для других регионов и города. Эта финансовая помощь оказывает влияние на формирование бюджета который относится ко второй форме: региональный.
Функции бюджета:
- перераспределение внутреннего валового продукта (ВВП);
- функция регулирования всех сфер экономики.
Экономическая сущность бюджета страны, как и любого другого имеет определенный смысл: расходы не должны превысить доходы. В противном случае появится дефицит бюджета и придется привлекать заемные средства.
Обобщенно структура расходов бюджета выглядит так:
1. Затраты на производственную сферу. Здесь можно выделить расходы, направленные на усовершенствование и поддержание системы ЖКЖ, на охрану окружающей среды, развитие экономики страны и так далее. Данная группа затрат занимает почти пятую часть от всех бюджетных расходов. Из этой категории основной объем выделенных средств приходится на ЖКХ.
К данному сектору, так же, относится ремонт дорог, а также предоставление субсидий наиболее важным для региона компаниям.
Все расходы данного направления можно условно разбить на следующие группы:
- финансирование собственных управленческих структур;
- организация процесса и проведение выборов в органы власти на местах;
- выполнение местных заказов;
- реализация собственных законов;
- финансирование различных отраслей муниципального хозяйствования;
- финансирование бюджетных организаций других уровней власти;
- реализация целевых программ;
- обслуживание долгов;
- вложение средств в развитие инфраструктуры.
Важный момент в том, что все описанные выше затраты должны быть покрыты из личных источников финансирования, а именно налоговой и неналоговой прибыли. В случае дефицита местного бюджета допускается использование трансфертов.
2. Затраты на реализацию государственными органами возложенных на них задач. Данные расходы крайне важны для повышения качества работы муниципальных формирований. По величине таких затрат можно судить, насколько корректно расходуются бюджетные средства на содержание внутреннего аппарата, и достаточно ли средств выделяется на финансирование социальной и культурной сферы. Как правило, на упомянутую статью расходов должно приходиться около 70% бюджета. При этом большую часть данного сектора занимают затраты на образование (около 40%). Общая доля социальных затрат на сферу образования - более половины всего бюджета.
Во вторую группу расходов федерального бюджета входят:
- обеспечение гарантий и прав населения на получение бесплатного образования;
- формирование комиссии для решения проблем граждан до 18 лет и защиты их прав, а также организации деятельности подобных комиссий;
- распределение средств между поселениями для корректировки бюджетов;
- обеспечение социальной поддержки пожилых людей, инвалидов, сирот, ветеранов, а также малообеспеченных семей;
- предоставление субсидий на осуществление коммунальных платежей и оплату за жилье;
- строительство дорог;
- организация и реализация местных проектов и программ в отношении экологической сферы и защиты окружающей среды;
- проведение библиотечного обслуживания и так далее.
Согласно со статьей 65 Бюджетного Кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится согласно с расходными обязательствами, возникающими в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Таким образом, исходя из особенности федеративного устройства страны и наличия трехуровневой бюджетной системы, расходные обязательства имеют три градации: Расходные обязательства Российской Федерации, расходные обязательства субъектов Российской Федерации, расходные обязательства муниципальных образований.
Расходные обязательства Российской Федерации являются следствием принятия:
федеральных законов и нормативно-правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в ходе реализации федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и/или полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в части отнесенной к компетенции Российской Федерации;
договоров, соглашений в ходе реализации федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и/или полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в части отнесенной к компетенции Российской Федерации;
договоров, соглашений федеральными казенными учреждениями от имени Российской Федерации;
федеральных законов и /или нормативно-правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов (субвенций, субсидий, дотаций) в формах и порядке, определенных Бюджетным Кодексом Российской Федерации.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации являются следствием принятия:
законов и иных нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации, заключения субъектом Российской Федерации договоров, соглашений в ходе реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, отнесенных к предметам ведения субъектов Российской Федерации;
законов и иных нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации, заключения субъектом Российской Федерации договоров, соглашений по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в части отнесенной к компетенции субъекта Российской Федерации;
договоров, соглашений казенными учреждениями субъекта Российской Федерации;
законов и иных нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов местным бюджетам;
законов и иных нормативно-правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в целях реализации переданных им полномочий Российской Федерации.
Расходные обязательства муниципального образования являются следствием принятия:
муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления;
договоров, соглашений муниципального образования по вопросам местного значения;
муниципальных правовых актов, возникающих в ходе исполнения органами местного самоуправления переданных им полномочий;
муниципальными казенными учреждениям договоров, соглашений от имени муниципального образования.
На основании изложенного материала можно сделать вывод, что сущность расходной части федерального бюджета представляет собой денежные потоки, которые государство тратит на реализацию социальной и экономической поддержки и развития страны. Структура расходной части федерального бюджета состоит из денежных потоков, которые расходуются на разные направления жизнедеятельности и развития государства.
1.2. Сущность бюджетного финансирования
Бюджетное финансирование – это безвозвратное, целевое предоставление денежных средств учреждениям, организациям, предприятиям для реализации их главной деятельности из соответствующих бюджетов в согласии с утвержденной сметой расходов по ведомству, министерству, управлению в целом или в согласии со сметой расходов организации, учреждения или предприятия в частности.
Бюджетное финансирование распространяется преимущественно на государственные объекты и строится на принципах: целевого применения средств, обоснованности величины расходов, финансирования исполненных работ, проверки выполнения финансовой дисциплины.
Рассмотрим, более детально, что значит бюджетное финансирование.
Бюджетное финансирование — это система предоставления денежных средств государственным предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, которые предусмотрены бюджетом.
Суть бюджетного финансирования сводится к тому, что с его помощью осуществляются определенные денежные отношения, которые возникают между государством и субъектами хозяйствования всех форм собственности относительно направленности денежных средств бюджета.
Полнота и своевременность финансирования существенно зависят от уровня наполняемости денежными средствами бюджета.
В Российской Федерации государственные средства направляются в разном порядке и на различные цели. Основная же сумма денежных средств распределяется и расходуется путем финансирования.
Благодаря бюджетному финансированию средства предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставной текущей деятельности.
Осуществляется бюджетное финансирование на основе принципа безвозвратности, целевого использования средств (например, выплата командировочных расходов, заработная плата, стипендии и т.д.), финансирования по мере выполнения работ, услуг, соблюдения финансовой дисциплины (как основной залог правильного и правомерного расходования финансовых средств, выделяемых из бюджета).
В Российской Федерации бюджетное финансирование проявляется в двух формах: финансирование государственных бюджетных учреждений и финансирование государственных объединений и организаций, имеющих некоторую экономическую и финансовую самостоятельность. Каждая форма имеет свои отличительные особенности в экономических вопросах, а также в правовом поле.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. ФЗ от 23.07.2013 № 252-ФЗ)] // Российская газета. – 12.08.1998. – № 153–154.
2. Конституция Российской Федерации 1993 г. (в послед. ред. законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 2013. – 21 января. – С. 8.
3. Данные с официального сайта МинФина РФ http://minfin.ru/ru/statistics/fedbud/
4. Сираева, А.А. Никандрова // Современное государство: проблемы социально-экономического развития : Материалы Международной научно-практической конференции. - Саратов, 2013. – с.89.
5. Алагаева, К.Ю. Налоговое планирование в условиях бюджетного федерализма / К.Ю. Алагаева, Э.А. Челышева / Актуальные проблемы современной науки и образования : материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Уфа : РИЦ Баш ГУ, 2015. – Т. 4.
6. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации : учебник / И.М. Александров. – 2-е изд. – М. : Дашков и Ко, 2016. – 486 с.
7. Ананских, М.С. Критерии эффективности бюджетных расходов в процессе оказания бюджетных услуг / М.С. Ананских // Финансы и кредит. – 2015. – № 1. – С. 28–33.
8. Бюджетная система России : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Г. Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 703 с.
9. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.gov.ru.
10. Ковалева, Т.М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации : учеб. Пособие / Т.М. Ковалева, С.В. Барулин. – 2-е изд. – М. : КНОРУС, 2016. – 208 с.
11. Модернизация финансовой сферы России : моногр. / под ред. В.К. Сенчагова. – М. : СПб. : Нестор-История, 2011. – 304 с.
12. Поляк, Г.Б. Бюджетная система России / Г.Б. Поляк. – М. : Юнити-Дана, 2016. – 704 с. – С. 138.
13. Романовский, М.В. Бюджетная система РФ : учебник / М.В. Романовский, О.В. Врублевская, Н.Г. Иванова, М.И. Попова. – СПб. : Питер, 2015. – С. 48.
14. Государственные и муниципальные финансы: учебник. / Под ред.
проф. С.И. Лушина, проф. В.А. Слепова. – М.: Экономист, 2015.
15. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка - М.: Изд-во РАГС, 2015.
16. Экономика государственных и муниципальных предприятий: Учебник. /Общ. ред. И.Д. Мацкуляк, А.А. Синягов. - М.: Изд-во РАГС, 2014. 520с.
17. Сорокина Е.М. Бухгалтерская финансовая отчетность. 2016
18. Финансовое планирование и анализ в бюджетных учреждениях. Гервиц Л.Я., Масталыгина Н.А., М., 2015. – 420 с.
19. Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014.
20. Государственные и муниципальные финансы: учебник / Под ред. проф. С.И. Лушина, проф. В.А. Слепова. - М.: Экономистъ, 2016. - 280 с.
21. Государственные расходы и социально-экономическое развитие / Шахова Г.Я., Боженко И.П. // Финансы. 2015.-.№ 8,-С.62.
22. Экономика государственных и муниципальных предприятий: Учебник. /Общ. ред. И.Д. Мацкуляк, А.А. Синягов. - М.: Изд-во РАГС, 2014. 520с.
23. Статистика по федеральному бюджету, https://www.minfin.ru/ru/statistics/fedbud/
24. Государственные программы федерального бюджета, https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/govprog/
25. Исполнение бюджета по расходам, https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/exec_expense/commitment/