Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что исследование проблематики понятия права, его источников и форм всегда занимало умы ученых, являлось объектом пристального научного изучения. Юридическая литература свидетельствует, что понятие права является изученной правовой категорией, но в то же время его истинное содержание значительно глубже существующих правовых позиций ученых-правоведов.
Практическая юриспруденция состоит из работы с источниками права. В них закреплены дозволения, обязанности и запреты, на основе которых должно выстраиваться поведение граждан и организаций.
Развитие правовой системы России сопровождается появлением новых подходов к понятию и классификации права. В указанной сфере оправдан разумный консерватизм: не стоит без крайней нужды модифицировать категориальный аппарат. Однако как в отдельных отраслях, так и в правовой системе в целом периодически появляются отступления от общих подходов и устоявшихся представлений. Наличие исключений еще не отрицает общее правило, но всякое такое исключение нуждается в анализе и оценке. В поиске ответов на сложные вопросы теории, касающиеся определения круга источников российского права и их классификации, нельзя ограничиваться уточнением дефиниций и опираться лишь на цитаты из работ теоретиков прошлого и настоящего. Предметом анализа в первую очередь должна становиться юридическая практика.
Целью данной работы является изучение понятия права.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть понятие и значение права;
• исследовать частное и публичное право;
• проанализировать источники права;
• изучить функции права.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Понятие права. Частное и публичное право
1.1. Понятие и значение права
Деятельность людей, их поведение и отношения регулируются множеством существующих в обществе норм (лат. norma - правило, точное предписание, образец).
Социальные нормы - правила поведения людей, установленные и одобряемые всем обществом.
Социальным нормам присущи следующие признаки:
- являются общими правилами, т.е. определяют, каким может или должно быть поведение субъекта с точки зрения интересов общества;
- возникают в связи с волевой и сознательной деятельностью людей;
- основным направлением их действия является регулирование общественных отношений;
- возникают в процессе исторического развития общества, в дальнейшем совершенствуются, изменяются и функционируют вместе с прогрессом общества;
- носят объективный характер, т.е. не зависят от воли и желания людей;
- имеют определенную иерархичность, занимают то или иное место в социальной регуляции, играют в ней конкретную роль (системность социальных норм);
- выступают мерой общественно значимого поведения, направленной на достижение определенного результата.
Социальные нормы бывают двух типов:
Писаные - формально зафиксированные, например, в конституции, уголовном праве и других нормативных правовых актах, соблюдение которых гарантируется государством.
Неписаные - неформальные нормы и правила поведения, соблюдение которых не гарантируется правовыми актами государства; они закреплены лишь традициями, обычаями, этикетом, манерами, т.е. некоторыми молчаливыми договоренностями между людьми о том, что считать должным, правильным поведением.
Существующие в обществе социальные нормы можно представить в ряде их разновидностей (Таблица 1).
Таблица 1
Классификация социальных норм
По сферам действия По механизму регулирования
- Экономические
- Политические
- Религиозные
- Экологические
- Другие - Обычаи
- Мораль
- Право
- Нормы общественных организаций
Все социальные нормы являются правилами поведения общего характера, т.е. рассчитаны на многократное применение и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц.
Норма права - это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей их участников.
1.2. Частное и публичное право
Градация права на частное и публичное связана с выяснением взаимных отношений личности и государства. Личность обладает субъективным правом и особенностями жизнедеятельности, которые не могут стоять в стороне от интересов государства и всего общества. Государство и его структуры обладают определенной формой организационного построения, компетенцией, а также взаимными обязанностями и юридической ответственностью перед личностью.
На практике соотношение частного и публичного права связано с определением вида конфликтного правоотношения, достижением справедливого конституционно значимого баланса интересов. В административных и гражданско-правовых спорах приоритет отдается нормам частного и публичного права в зависимости от предмета и оснований административного (гражданского) иска, выбранного способа защиты, особенности участия в правоотношении органа публичной власти (носителя власти, хозяйствующего субъекта, собственника), сферы отношений по доказыванию правильности позиции сторон.
Особенностью правоотношений, регулируемых нормами частного и публичного права, является их многоуровневый и взаимопроникающий характер. Связь положений частного и публичного права прослеживается в создании отдельных межотраслевых институтов права (договор водопользования или аренды земельного участка), в регулировании общественных отношений с позиций императивного и диспозитивного методов (продление, прекращение договора), единстве правовых отношений, которые они регулируют (охрана окружающей среды, защита трудовых прав, безопасность дорожного движения). С названными особенностями правоотношений, регулируемых нормами частного и публичного права, связаны вопросы определения их видов, на которых хотелось бы остановиться более подробно.
В разрешении конфликтного правоотношения в одинаковой степени участвуют нормы частного и публичного права, образуя его правовую основу. Между тем различна сфера их воздействия на эволюцию правоотношения. По оценке исследователей, заметное влияние на развитие отношений оказывают нормы публичного права, отмечается, что сфера применения административного регулирования шире сферы гражданско-правовых отношений. В то же время имплементация норм международного права в национальное законодательство приводит к усилению положений частного права и достижению баланса интересов. Примером может служить применение ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (далее - Конвенция) по вопросу соблюдения иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации. Достижение конституционно значимого баланса интересов в этом случае связано с реализацией норм частного и публичного права, внутригосударственного и международного права. В регулировании данных административных правоотношений нормы частного права направлены на защиту и укрепление семьи, взаимопомощь и ответственность перед семьей всех ее членов (п. 1 ст. 1 Семейного кодекса РФ ), на уважение личной и семейной жизни, подчеркивают недопустимость вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права (ст. 8 Конвенции). Нормы публичного права закреплены Федеральными законами от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Применение норм частного права в данных правоотношениях связано с защитой основных прав на семейную и личную жизнь. Нарушением конституционно значимого баланса интересов будет являться реализация норм национального законодательства в вопросах защиты основных прав без учета ст. 8 Конвенции (международных стандартов), например в случаях административного выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, когда члены его семьи являются гражданами России. Исследование практики Европейского суда по правам человека показывает возможность использования иных критериев достижения справедливого баланса интересов, таких как оседлость, наличие социальных связей. Между тем их применение возможно при условии лояльности мигранта к правопорядку страны пребывания.
При определении вида правоотношения практическое значение приобретают положения общей теории права о содержании, сущности, общих чертах и отличительных особенностях частного и публичного права. Содержание категории частного права рассматривается в широком и узком смыслах. В узком смысле частное право означает, что оно принадлежит
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950 // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 09.03.2015, N 10, ст. 1391.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
8. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3032.
9. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, N 13, ст. 1447.
10. Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ, 19.08.1996, N 34, ст. 4029.
11. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2002, N 52 (ч. 1), ст. 5140;Федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.07.2015, N 27, ст. 3953.
12. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 140.
13. Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» // Собрание законодательства РФ, N 2, 12.01.2015, ст. 465.
14. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. N 19-П // СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 3004.
15. Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2014 N 628-О // СПС «КонсультантПлюс».
16. Определение Конституционного Суда РФ от 17.12.2008 N 1055-О-П // Вестник Конституционного Суда РФ, N 3, 2009.
17. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» // Бюл. Верховного Суда РФ. 2008. N 1.
18. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2018. С. 62.
19. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. - М.: Книга по Требованию, 2018. С. 62.
20. Бондарь Н.С. Нормативно-доктринальная природа решений Конституционного Суда РФ как источников права // Журн. рос. права. 2007. N 4. С. 78.
21. Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации: Аналит. докл. М., 2013.
22. Корнев А.В. Разъяснения пленумов высших судов по вопросам судебной практики как специфический источник советского права // История государства и права. 2015. N 5. С. 42 - 46.
23. Краснов Ю.К., Надвикова В.В., Шкатулла В.И. Юридическая техника: учебник. М.: Юстицинформ, 2014. С. 87.
24. Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2016. С. 312.
25. Радько Т.Н. Теория функций права: Монография. М.: Проспект, 2014.С. 63.
26. Сенякин И.Н., Степин А.Б., Подмосковный В.Д. Судебное усмотрение в частном праве: вопросы теории и практики. Саратов, 2005. С. 69.
27. Сергеев А.А. Источники российского права: вопросы классификации и некоторые тенденции развития // Российский юридический журнал. 2017. N 5. С. 9.
28. Степин А.Б. Частное и публичное право России как отражение дуализма его системы: вопросы теории и практики // Современное право. 2017. N 10. С. 91.
29. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. С. 84.
30. Шамаров А.М. Актуальные проблемы современной российской теории права. М., 2015. С. 87.