Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется существующей проблемой особенностей творческого взаимодействия в современный период «ускорения времени» и «нарастающей неопределённости». Данная социальная ситуация обуславливает общую тревожность и приобретает новое качество и, как никогда, требует пристального внимания исследователей. Количество людей, вовлеченных в творческий процесс, значительным образом увеличилось. Ускорение темпа и ритма времени, ставит перед личностью всё новые и новые задачи, которые требуют самостоятельного выбора, усиливая творческую составляющую любой деятельности. Современная философия общества, видит в творческой коммуникации возможности возвращения человека к самому себе (В.И.Аршинов, Я.И. Свирский, В.А. Лекторский) и обретения способов выражения собственного эмоционально-смыслового отношения на зыке искусства. Авторы рассматривают искусство, как возможность порождения «смысла»[4]. Особенно плодотворным полем для воплощения смысла является искусство, а универсальным способом творческой коммуникации – музыка в различных ее проявлениях.
В начале третьего тысячелетия, педагогическое сообщество вносит существенные изменения системы образования в направлении его гуманизации и обращает свой взгляд также к традициям прошлого, когда образование не мыслилось вне искусства. Так, в современном обществе происходит смена приоритетов образования становится необходимым возрождение подлинный духовности и нравственности, которые связаны с формированием гармоничной личности. Процесс освоения духовных ценностей становления личности как субъекта творческой деятельности связаны современной социокультурной ситуации с рядом трудностей. В первую очередь это касается размывание границ нравственности –прекрасного и безобразного, духовного и бездуховного.
Символическое выражение наполнено эмоциональным содержанием и является универсальной экспрессивной формой. В произведениях искусства, в творчестве, мы видим прямую репрезентацию чувств. Образная природа музыкально-символического выражения, позволяет включать освоение его в образовательные творческие задачи уже в дошкольном возрасте, специфичном для образных форм познания и творчества. Благодаря познанию этого средства, ребенку могут стать доступны и весьма сложные содержания, представленные в образной форме, а также передача собственного отношения к ним.
Музыкальная деятельность, воплощенная в состоянии замысла, изучение особенностей освоения творческого выражения смысла, становится сегодня особенно актуальным. Как один из любимых во все времена видов искусства, она способна проложить путь духовно-нравственного зарождения и воспитания гармоничной личности. Поэтому, необходимо активизировать деятельность педагога по формированию ценностного, эстетического отношения учащихся к жизни и целенаправленного развития общих музыкальных способностей каждого ребенка.
Тревожной тенденцией современного времени, ученые отмечают еще и то, что современные школьники и даже дети дошкольного возраста в условиях развития компьютерных, цифровых технологий, утрачивает образное мышление, творческие способности. Сегодня выделяется такой термин как «клиповое» мышление, характеризующий особенности поверхностного, не способного к глубине и восприятию объемной информации состояние данного познавательного процесса. Это становится проблемой сегодня и требуют развития и построения образования в такой форме, которая поможет развивать творческое мышление ребенка, будет воспитывать потребность самовыражения. Обучение и воспитание творческой личности, является фундаментом для развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки.
Известно, что творческие занятия любого типа могут оказать существенное влияние на психологические и социально-психологические особенности человека (Ветлугина Н.А., Венгер Л.А., Выготский Л.С.,Матюшкин А.М., Савенков А.И и др). В российской психолого-педагогической науке значимый вклад в эмпирический анализ способностей и их творческих аспектов внес отечественный исследователь Б.М.Теплов. Автор указывает на то, что способностями можно считать специфические индивидуально-психологические особенности человека, которые создают отличия между личностью одного человека от другого, которые являются значимыми в успешности осуществления определённой деятельности или разных видов деятельности.
Современные исследователи детского творчества (Богоявленская Д.Б., Ермолаева-Томина Л.Б., Комарова Т.С., Матюшкин А.М., Мелик-Пашаев А.А., Морозов А.В., Николаева Е.И., Пономарев Я.А., Степанов Е.Н., Ушаков Д.В., Шадриков В.Д., Щебланова Е.И.) подчеркивают, что без вовлечения детей в творческий процесс их развитие становится «ущербным».
Благодаря усилиям Б.В. Асафьева, Н.А. Брюсовой, М.А. Румер, Н.И.Сац, Б.Л. Яворского и др., формировались традиции музыкальной педагогики, основанные на глубокой вере в безграничные возможности искусства, убеждённости в возможности формирования художественных взглядов и вкусов у широкого круга людей.
Степень изученности заявленной проблемы может быть охарактеризована как отвечающая современным педагогическим тенденциям и запросу общества, в то же время, прикладные аспекты исследования личности ребенка в рамках музыкально-образовательной системы требуют обновления, с учетом изменившихся условий.
Вышесказанное определяет выбор и актуальность темы данного исследования: «Личность ребенка как эпицентр музыкально-образовательной системы».
Объектом исследования является проблема изучения личности ребенка как эпицентра музыкально-образовательной системы
Предметом изысканий являются особенности личности ребенка как эпицентра музыкально-образовательной системы.
Научная новизна исследования определяется применением материалов теоретического и прикладного анализа в практической работе, которая отражена в следующих мероприятиях и документах.
Доклады «Проблемы освоения балалайки в педагогической среде» (29.03.2016) на методических заседаниях, а также на ежегодных семинарах-практикумах для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств Курской области.
Принимала участие в следующих научных мероприятиях:
I Всероссийской научно-практической конференции «Художественный мир Чайковского: взгляд из XXI века» 28–29.04.2015. Курск;
II Всероссийской научно-практической конференции «Памятные даты музыкальной истории: Вселенная Моцарта» ДМШ №1 г. Курска; 2016
IV областной научно-практической конференции «Имидж образовательной организации в сфере культуры» 12.04.2017. Курск.
По традициям современной педагогики был создан персональный сайт, на котором размещено (в социальной сети работников образования) личное электронное портфолио (http://nsportal.ru/pavlov-aleksandr-vladimirovich, дата создания – 08.02.2016).
Отдельным аспектом апробации темы исследования стал опыт концертной практики как в сольном исполнительстве, так и в составе Оркестра народных инструментов Курской областной государственной филармонии, артистом которой автор ВКР работает с 2012 года.
За многочисленные концертные выступления были получены:
Благодарность Администрации Центрального округа города Курска за помощь в организации и проведении концерта «Осенняя пора – очей очарованье», посвященного Дню пожилого человека 2015 г.;
Благодарность от протоирея Владимира Моносилова за участие в праздничной программе «Спасибо за жизнь! Жизнь бесценна!» 31.05.2015;
Благодарность от протоирея Василия Иваничко за участие в празднике в честь святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских «Храни семью, любовь и веру» 13.09.2015 г.;
Благодарность от ООО «Академия развития искусств» за профессиональную подготовку учеников – участников Международного конкурса музыкального искусства «Талант – 2016» г. Брянск, 14.02.2016;
Благодарность от протоирея Владимира Моносилова за участие в праздничной программе «Спасибо за жизнь. Жизнь бесценна» 29.05.2016 г.;
Грамота за участие в юбилейном концерте, посвященном 25-летию коллектива народного хора «Ивушка» Курчатовского ДК от главы города Курчатова И.В. Корпункова.
Определенные ракурсы размышлений совершенствовались в результате участия в следующих конкурсах:
2014 – Областной конкурс молодых музыкантов на лучшее исполнение произведений им. Г.В. Свиридова. Лауреат 1 степени.
2015 – Областной конкурс «Студенческая весна соловьиного края». Лауреат 1 степени.
2016 – Всероссийский конкурс «Дружба талантов» ученик 3 класса Иткин Федор, преподаватель А.В. Павлов. Диплом лауреата 1 степени.
2016 – Городской конкурс исполнительского мастерства преподавателей ДШИ и ДХШ «Камертон»: сольное исполнение и в составе дуэта Е.В. Выскубов и Павлов А.В. г.; Лауреат 1 степени.
2016 – I открытый фестиваль оркестров и ансамблей русских народных инструментов: ансамбль балалаечников «Добры молодцы» под руководством А.В. Павлова, концертмейстер Е.В. Выскубов. Дипломант.
2017 – – Областной конкурс «Студенческая весна соловьиного края». Лауреат премии Гран-При.
2017 – IV открытый городской конкурс солистов и ансамблей струнно-щипковых инструментов имени почетного работника культуры и искусства Курской области В.Г. Яковлева: ансамбль балалаечников «Добры молодцы» под руководством А.В. Павлова, концертмейстер Е.В. Выскубов. Лауреат 1 степени.
2017 – Международный конкурс «Кубок содружества – 2017» ученик 4 класса Иткин Федор, преподаватель А.В. Павлов. Лауреат 1 cтепени.
2017 – Международный конкурс «Кубок содружества – 2017» ученик 1 класса Осипов Александр, преподаватель А.В. Павлов. Лауреат 1 степени.
Цель исследования: изучить личность ребенка как эпицентр музыкально-образовательной системы.
В соответствии с целью, объектом и предметом перед работой были поставлены следующие задачи:
проанализировать качества личности учащихся, имеющие приоритетное значение в процессе музыкального образования;
изучить научно-методическую базу для обоснования необходимости ориентации педагога-музыканта на возрастные особенности учащихся
исследовать современные тенденции развития музыкального образования, в начальном звене общеобразовательной школы в частности;
провести апробацию идей и выявить рекомендации для музыкального образования в начальной школе.
1. Методологической основой работы стали труды Абдуллина Э.Б., Николаева Е.В., Богоявленской Д.Б., Венгера Л.А., Выготского Л.С., Красильникова М.С., Медушевского В.В. и др.
В этих исследованиях рассмотрены и обоснованы аспекты теории музыкального образования, педагогической теории преподавания и обучения музыке, изучения познавательных и творческих способностей детей, психологии искусства,
Теоретическая значимость состоит в изучении особенностей личности ребенка младшего школьного возраста как эпицентра музыкального образования с учетом обновленных принципов преподавания музыки, с опорой на классические принципы и опыт прошлого.
Практическая значимость курсовой работы отражена в рекомендациях по изученной теме, которые могут быть использованы в психолого-педагогической работе.
Апробацию научные идеи прошли в ходе реализации учебной программы по предмету «Музыка» в начальной школе.
Основной базой исследования является МБОУ №……г……
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы (26 наименований).
Методы исследования: анализ педагогической документации и литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез, моделирование.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА КАК ЭПИЦЕНТРА МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Качества личности учащихся, имеющие приоритетное значение в процессе музыкального образования
Каждое новое поколение детей, сохраняя определенные базовые возрастные и личностные характеристики, тем не менее, ставит для педагогов и родителей, новые задачи и проблемы. Современные учащиеся начала XXI века очень отличаются от детей даже второй половины XX века[2, с.33]. Причиной того являются объективные и субъективные факторы: научно-технический, информационный прогресс, более интенсивное чем раньше в умственном отношении, развитие школьников, влияние цифровых технологий и т.д.
Определяя качества личности учащихся, имеющие приоритетное значение в процессе музыкального образования, кратко остановимся на качествах, способствующих развитию творческой активности в целом, а затем перейдем к музыкальному образованию.
Отечественные педагоги и психологии[6,7,8], выделяют в творческой деятельности, значимый компонент – активность субъекта. В процессе реализации художественно-творческой деятельности, личность представляется целостной системой внутренних условий, определяющих внешние явления, которая трансформируется в процессе развития. Определяющая роль в активной деятельности (игровой, творческой) отводится субъекту, который рассматривается как человек на высшем уровне его активности, и, следовательно, на высшем индивидуальном для него уровне творчества.
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357). URL: https://минобрнауки.рф/документы/922. Дата обращения: 28.11.2018 г.
2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования — М.: Академия, 2004. 336 с.
3. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе).— Воронеж, НПО «МОДЭК», 1998. 211 с.
4. Аршинов В.И., Свирский Я.И. Рекурсивность постнеклассического субъекта // Проблема сборки субъектов в постнеклассической науке.– М.,2010. С. 64–85.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 320 с.
6. Венгер Л.А., Агаева Е.Л., Говорова Р.И., Дьяченко О.М., Журова Л.Е., Лаврентьева Т.В., Тарасова К.В., Холмовская В.В., Цеханская Л.И., Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. Коллективная монография. – М.: Педагогика, 1986. 224 с.
7. Выготский Л.С. Психология искусства / Общ. ред. В. Иванова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Искусство, 1968. 512 с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -СПб.:Союз.,1997. 96 с.
9. Красильникова М.С. Методы изучения крупных музыкальных произведений //Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. М.:Флинта: Наука, 1999. 109 с.
10. Красильникова М.С. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: программа. 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1-4 классы. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. 192 с.
11. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. – М.: Просвещение, 1965. – С.56
12. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1–8 классы / Под рук. Д.Б. Кабалевского. М.: Просвещение, 2004. 75 с.
13. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: программа 1-4 классы / М.С.Красильникова. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014. 83 с.
14. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А.Мелик-Пашаев. М.: Знание, 1981. 96 с.
15. Медушевский В.В. Музыкальное мышление и логос жизни. // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Сборник статей / Отв. ред. И.Г. Ляшенко. Киев, 1989. 318 с.
16. Медушевский В.В. Проблема становления музыкального восприятия. // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы. Тезисы VI научной конференции. / Под. ред. Ю.Б. Алиева и др. - М., 1982. С.91-19
17. РажниковВ.Г. Школа настроения – методика развития художественного сознания детей: обществ.-педагог, и научно-метод. журн. / В.Г. Ражников // Искусство в школе — 1993. - №1 С. 29 - 32
18. Суслова Н.В. Концепция структурной модели музыкального мышления // Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. Отв. ред. З.Б.Абдуллин. - М., 1999. С.101-107
19. Суслова Н.В. Музыкальное мышление и методика его развития у младших школьников. – Автореф.дисс. на соискание ученой степени канд.пед. наук. – М., 1997. 48 с.
20. Степанова Л.А. Воспитание умом и сердцем: великие традиции отечественной музыкальной педагогики // Музыкальное образование в современном культурном пространстве: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Д.Б. Кабалевский – композитор, учёный, педагог» (5-6 декабря – г.Пермь, 11-12 декабря 2014 года – г.Москва). М., 2015. С.28-32
21. Тарасов Г.С. Музыкальная психология. // Спутник учителя музыки. Учебное издание / Сост. Т.В. Челышева. - М., 1993. 189 с.
22. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М. – 1988. 243 с.
23. Усачева В.О., Л.В. Школяр, В.А. Школяр. Музыкальное искусство: методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2003. 176 с.
24. Фарбштейн А.А. Музыкальная эстетика и семиотика. // Проблемы музыкального мышления. Сборник статей / Под ред. М.Г.Арановского. - М., 1974. С.71-78
25. Юсов Б.П. Стратегия взаимодействия искусств в воспитании школьников (новая парадигма). Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование / Б.П. Юсов. - Астрахань, 1997. 286 с.
26. RogersС. Empatic: an unappreciated way of being // Houghton Mifflin Harcourt, 1995. 395 р.