Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой
работе, связана с тем, что творчество С.А. Есенина и на современном этапе культурного
развития России остается одним из самых загадочных культурных явлений, поскольку
сама личность поэта была всегда окутана некоторым ореолом таинственности, связанной,
прежде всего, с противоречивостью его воззрений, а уж только потом с тайной его гибели.
Степень изученности проблемы. Ситуация складывается так, что творчеству С.А. Есенина
как и других великих русских поэтов, посвящен ряд научных исследований, в которых
рассматриваются фактически все аспекты творческой деятельности и идеологии С.А.
Есенина. При этом можно точно утверждать, что ни один из ученых не употребил к
творческой манере С.А. Есенина термин «антилогия», что говорит о некоторой новизне
исследования, проведенного в данной курсовой работе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИЕМА
АНТИЛОГИИ В ТВОРЧЕСТВЕ С.А. ЕСЕНИНА
1.1. Сущность понятия «антилогия»
Антилогия как риторическая фигура означает противоречие автора с самим собой, то есть
использование утверждений в одном и том же или разных текстах, которые опровергают
друг друга.
Антилогия представляется с логической точки зрения, дисфункцией правильного
процесса рациональной деятельности, в структуре мифа и в практике риторики ее наличие
указывает на работу более глубоких и более гармоничных, но секретных механизмов .
2
Согласно Дюрану, антилогия – это достаточно мягкая форма эвфемизма, которая вводит
взаимоисключающие суждения, не пытаясь противостоять им, отводя их от фанатизма
Дирна. Это свойство мистического ноктюрна.
Антилогия не различает понятий черный и белый, но приводит к тому, что черно и белые
воззрения (противоположности) не конфликтуют друг с другом. Обнаружение
противоречия в суждениях служит аргументом против того, кто его разрешает, в случае
рациональных несогласий, научных споров и т.д.
1.2. Творческая биография С.А. Есенина
Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году в селе Константиново Рязанской
губернии. Его родители были крестьянами, и имели кроме Сергея двух дочерей:
Екатерину и Александру.
В 1904 году Сергей Есенин поступил в земское училище в родном селе, а в 1909 начал
учебу в церковно-приходской школе в Спас-Клепиках.
Имея вспыльчивый и неусидчивый характер, Есенин осенним днем 1912 года приехал в
Москву, в поисках счастья. Сначала он устроился в мясную лавку, а затем начал работать
в типографии И.Д. Сытина.
С 1913 года стал вольнослушателем в университете имени А.Л. Шанявского и водил
дружбу с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка. Надо сказать, что это
имело большее значение в дальнейшем формировании личности будущей звезды на
небосклоне русской словесности .
Первые стихотворения Сергея Есенина были опубликованы в детском журнале «Мирок» в
1914 году.
Это серьезно повлияло на его биографию, однако уже через несколько месяцев он уезжает
в Петроград, где заводит важные знакомства с А. Блоком, С. Городецким, Н. Клюевым и
другими выдающимися поэтами своего времени.
В прошествии небольшого времени издается сборник стихов под названием «Радуница».
Также Есенин сотрудничает с эсеровскими журналами. В них печатаются поэмы
«Преображение», «Октоих» и «Инония» .
В прошествии трех лет, то есть в 1918 году, поэт возвращается в Москву, где вместе с
Анатолием Мариенгофом становится одним из основателей имажинистов.
Начав писать знаменитую поэму «Пугачев», он объездил много знаменательных и
исторических мест: Кавказ, Соловки, Мурманск, Крым, и даже добрался до Ташкента, где
гостил у своего друга — поэта Александра Ширяевца.
1.3. Идеологические аспекты творчества С.А. Есенина
В творчестве С.А. Есенина даже самым опытным исследователям становится достаточно
трудно отделить правильную философскую лирику от лирики пейзажа, стихов о любви,
посвященным России. Философские мотивы переплетаются в его поэзии с мотивами
любви к женщине, его Родине, с темой восхищения природы, ее красоты и гармонии.
Все это представляет собой единый мир, единый космос, в котором человек существует, и
именно взаимоотношения между человеком и Вселенной являются предметом
философских мыслей. Философия Есенина не рождается из абстрактных размышлений –
это, скорее, результат понимания, чувства, волнения краткости человеческого
существования в мире и неразрывной связи между миром и человеком .
В ранней лирической поэзии Есенина человек и мир гармонично связаны, между ними нет
противоречия, нет конфликта. Космос Есенина – это природа и родина, мир, с которым
человек связан с младенческого возраста. В природе все анимируется и взаимосвязано, все
идет во все. Это основной принцип самых богатых образов, которые отличают
лирическую поэзию Есенина.
Эмоциональный мир его лирических текстов построен на ярких стилистических приемах
и метафорах. Творчество С.А. Есенина представляет собой также усвоение, на первый
3
взгляд, различных явлений и объектов: органического и неорганического, растительного,
животного, космического и человеческого миров .
Из-за неожиданных метафор, самые разнообразные явления объединяются и «текут» друг
в друга: свет рассвета становится «красной водой», а листва становится «зеленым
выменем». Выстроенные С.А. Есениным яркие образы являются сразу видимыми
читателю. Итак, согласно концепции поэта, все в мире связано, все наполнено одним
жизненным принципом.
Это чувство единства создает своеобразный пантеизм Есенина (особенности крестьянина,
христианства, исконно русских традиций). Природа – это храм, а человек в нем –
паломник и странник. Лирический герой Есенина чувствует себя присутствующим в
таинственной литургии природы. Эта тенденция прослеживается в творчестве поэта,
начиная с ранних работ и до позднего, «осеннего» периода творчества С.А. Есенина .
Преобладающим мотивом этих лет является радостное принятие жизни и своего места в
ней, чувство ее полноты и духовности, гармонии и взаимопонимания с миром в его
различных и всегда живых проявлениях.
В то же время в стихах появляются безбожные, мятежные мотивы; там уже не стоит
вопрос покорного восприятия мира, а важна способность человека трансформировать мир,
буквально перевернуть его, бросить вызов Создателю. Во многом это связано с тем, что в
это время на поэта влияли идеи февральской и октябрьской революций – отсюда строки,
которые слышались, например, в произведении «Инония» (1918) .
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИЕМА
АНТИЛОГИИ В ТВОРЧЕСТВЕ С.А. ЕСЕНИНА
2.1. Анализ изменения философских взглядов С.А. Есенина в ходе его творческого пути
С.А. Есенин, как уже сказано ранее, – поэт с трагической и неоднозначной судьбой. Все
события, которые происходили в его жизни, вызывали в нем очень сильные
эмоциональные переживания, что не могло не оказать серьезного влияния на его
мировоззрение, творческие поиски, философские и поэтические взгляды .
Болезненный вопрос: «Куда несет нас рок событий» не получил окончательного ответа в
творчестве С.А. Есенина. Именно в этот период его утопические мечты об идиллическом
городе Инонии рушились, пафос революционной трансформации Родины был заменен
враждебным отношением к современной жизни .
В период смятения и депрессии поэт пишет «Сорокуст» (1920). Стихотворение основано
на контрастной оппозиции деревни к городу. Нужно обратить внимание, что в самом
начале стихотворения звучит трагический мотив: «Трубы, трубит смертельный рог!»
Эта трагическая тема постепенно растет и заканчивается проклятием, которое направлено
на город, слезами, которые проливает поэт в отношении старой деревни, обреченной на
гибель: «Только я, как читатель псалмов, пою над родной страной аллилуйя». В
стихотворении выражен романтический протест поэта против предстоящего «железного
века».
Та же тема, смерть старого патриархального мира деревни отражается в поэме С.А.
Есенина «Мир таинственный, мир мой древний ...». Здесь поэт чувствует свою будущую
гибель, сравнивая себя с охотничьим волком.
Как показывают исследования, строки лирических произведения С.А. Есенина, которые
написаны в 1920–1921 годах, окрашены грустными тонами, в них преобладает
драматическое напряжение .
2.2. Причины существования антилогии в творчестве С.А. Есенина
Проводя комплексный анализ раннего и позднего творчества С.А. Есенина, а также ряда
научных исследований, ему посвященных, выявлено, что данному поэту на разных этапах
творчества была свойственна антилогия, что обусловлено рядом причин.
4
Так, в первую очередь, причиной такой противоречивости творчества поэта может
выступать несоответствие его крестьянского происхождения его творческим и
интеллектуальным амбициям, которые он заявлял в своих лирических произведениях .
Если в раннем творчестве он смотрел на природу и общества еще глазами простого
крестьянина, то в уже более поздних стихах он, получивший образование и принятый в
общество интеллигенции, пересмотрел свои взгляды относительно различных категорий
человеческого бытия. Его взгляд стал более осознанным, драматичным, в какой-то
степени циничным.
Кроме того, этому способствовали также серьезные социально-экономические и
политические образования в русском обществе. Подготовка к революции, ее реализация,
свержение старого государственного строя – все это наложило серьезный отпечаток на
эмоциональную душу еще достаточно молодого поэта, который должен был либо
оставаться консерватором и придерживаться старой идеологии, либо идти в ногу со
временем. Есенин выбрал второе, т.к. возраст позволял ему проявлять максимализм и
строить свою жизнь в соответствии, скорее, не с принципами, а с грядущими
перспективами, которым нужно было соответствовать .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа на тему: «Антилогия в произведениях С. Есенина», состоит из введения,
двух глав – теоретической и практической, заключения, списка литературы и приложения.
В ходе проведенной работы были сделаны следующие теоретические и практические
выводы, соответствующие логике исследования, цели и задачам, которые были
поставлены во введении к курсовой работе.
Антилогия как риторическая фигура означает противоречие автора с самим собой, то есть
использование утверждений в одном и том же или разных текстах, которые опровергают
друг друга. Антилогия представляется с логической точки зрения, дисфункцией
правильного процесса рациональной деятельности, в структуре мифа и в практике
риторики ее наличие указывает на работу более глубоких и более гармоничных, но
секретных механизмов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архангельская А.С. Творчество Сергея Есенина: основные принципы исследования
// Материалы научно-практической конференции «Проблемы современной историкокультурной области исследований: исторический опыт и перспективы». – Ростов:
Ростовский государственный университет, 2017. – С. 32–46
2. Вавилов М.А., Сергейчук А.П., Тарабанов М.Т. Общая характеристика творчества
С.А. Есенина. Оценка динамических преобразований тем и концепций творчества //
Материалы научно-практической конференции «Современные особенности
филологической науки: история и современность». – Владивосток: Дальневосточный
федеральный университет, 2018. – С. 79–90
3. Еропкин И.М., Скакунова М.А. Принципы построения исследования философских
противоречий // Материалы международной научно-практической конференции
«Актуальные проблемы исследования в области истории и философии в мировой
практике». – Новосибирск: Сибирский федеральный университет, 2018. – С. 124–136
4. Илатовская О.Ю., Пучкова М.Ю., Иваницкий В.В. Основные механизмы развития
творческой манеры Сергея Есенина: проблемы и перспективы изучения форм и методов //
Материалы научно-практической конференции «Современные проблемы исследований в
области литературы и искусства: основные противоречия». – Краснодар: Кубанский
федеральный университет, 2014. – С. 126–140
5. Мариненкова А.В., Крутова Е.Н., Терещенко С.В. Основные направления изучения
русской поэзии начала XX века: значение и социально-культурная интерпретация //
5
Вестник Дагестанского государственного университета. Вып. 7. Литература и искусство. –
Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2017. – С. 100–111
6. Назарова Г.В., Чуркин И.М. Основные направления исследований в истории
литературы // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы
изучения и анализа проблем изучения литературы в современной России». – Красноярск:
Красноярский государственный университет, 2016. – С. 77–90
7. Озерцковская И.А., Шаляпина А.М., Тихоненко Д.И. Типология литературных
феноменов // Материалы международной научно-практической конференции
«Евразийский научный форум». Секция «Гуманитарные науки». – СПб.: Университет при
МПА ЕврАзЭС, 2017. – С. 141–153
8. Пилецкая С.В., Оноприенко А.В., Родионова Г.В. Принципы и проблемы
исследования конфликтов, противоречий и антилогий в современной
литературоведческой науке // Материалы научно-практической конференции
«Особенности формирования современных представлений о художественной культуре в
современном российском обществе: проблемы и перспективы». – Саратов: Саратовский
государственный медицинский университет, 2018. – С. 100–112
9. Феоктистов К.А., Баребышев А.И. Современные взгляды на изучение проблемы
антилогии в литературных произведениях: исторические предпосылки формирования и
последствия // Материалы научно-практической конференции «Современные перспективы
и проблемы развития литературы и искусства в России». – Самара: Самарский
государственный университет, 2017. – С. 93–101
10. Христенко О.В., Полуярова С.С., Митрофаненко Г.В. Специфика исследования
типов и форм стилистической выразительности в творчестве С.А. Есенина. Основные
направления исследовательской деятельности // Сборник статей Дальневосточного
федерального университета. Вып. 3. Гуманитарные и исторические исследования. –
Владивосток: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2016. – С. 88–
99
11. Щепетилина С.С., Кемеровская И.А., Шклярова О.Д. Принципы изучения
творчества русских поэтов начала XX века как форма сбора исторических данных:
практика работы политологов, социологов, литературоведов и историков на современном
этапе // Материалы научно-практической конференции «Проблемы и перспективы
исследования истории и социальных наук в гуманитарной науке: история и
современность». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2018. – С. 151–
164
12. Яковенко Б.В. Современные взгляды на исследование жизни и творчества Сергея
Есенина как индикатора социально-культурного развития общества в дореволюционный и
революционный исторический период // Сборник статей Красноярского государственного
университета. Вып. 4. Гуманитарные и социальные науки. – Красноярск: Издательство
Красноярского государственного университета, 2018. – С. 60–72