Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Конституция Российской Федерации провозгласила Россия является правовым социальным
государством. Это подразумевает существование эффективной системы социального
обеспечения, основное место в котором, безусловно, отводится вопросам пенсионного
обеспечения. Особая роль отводится назначении трудовой пенсии, которая устанавливается
при достижении соответствующего длительного специального трудового стажа, вне
зависимости от возраста и фактического состояния трудоспособности, а также пенсии за
выслугу лет, которая устанавливается федеральным государственным служащим,
военнослужащим, работникам летно-испытательного состава, космонавтам. Пенсия за
выслугу лет не имеет возрастного критерия. Основное значение при назначении пенсии за
выслугу лет имеет стаж. На протяжении последних десятилетий стаж как правовое понятие
не остается неизмененным, а демонстрирует новые грани проявления своей сущности.
Начало 2015 г. ознаменовалось вступлением в силу Федерального закона «О страховых
пенсиях» и появлением новелл в действующих законах, которые можно рассматривать как
новый этап развития представлений о стаже. Происшедшие изменения демонстрируют
повышение юридической значимости стажа в праве социального обеспечения, усложнение
данного понятия, появление его новых видовых особенностей. Вместе с тем такое развитие
не приводит к формированию общего подхода к пониманию самого стажа и не способствует
выделению четких критериев его классификации.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ
1.1 Трудовые пенсии в Российской Федерации: основные понятия
История пенсионного обеспечения уходит корнями в древность. Первоначально
государственные пенсии имели наградной и привилегированный характер. Предполагалось,
что лицо, получающее пенсию, отмечено за заслуги особым расположением. В качестве
примера пользования такой привилегией следует отметить легионеров Рима. Со временем в
связи с развитием государственной власти стало изменяться назначение пенсии. На первое
место стал выходить социальный характер, а не избранность лица.
3
Впервые государственные пенсии появились больше ста лет назад. В 1889 году в Германии
был введен такой институт. В 1908 году такие пенсии стали выплачиваться в Австралии и
Великобритании, в 30-е году прошлого века пенсионная система появилась в США.
В России пенсии по старости выплачивались морским офицерам. Следует отметить, что на
пенсии имели право вдовы и дети умершего морского офицера. СССР стали выплачивать
своему населению пенсии по старости только в 1956 году, на 21 год позднее, чем в США.
Однако колхозники смогли воспользоваться правом на пенсию только с 1964 года.
С латинского языка слово «pension» означает платеж. Это дает основания ученым, используя
данное определение, определять пенсию как регулярную, ежемесячную, периодическую
выплату, которая предоставляется в денежной форме нетрудоспособным гражданам. Следует
отметить, что это не любой платеж, а платеж, выплачиваемый физическому лицу в связи с
возникновением конкретных обстоятельств в жизни – наступление оговоренного в
законодательстве возраста, инвалидности, в результате смерти кормильца или с длительной
соответствующей профессиональной деятельностью.
Пенсия является выплатой алиментарного характера. Среди ученых данный признак пенсии
вызвал неоднозначные суждения. Некоторые исследователи считают, что алиментация
свойственна только семейному праву и не может распространяться на другие
правоотношения . Таким образом, указывается на четкое соблюдение в алиментарных
правоотношениях субъектного состава, точнее - в семейных рамках. Другая группа ученых
(В.С. Андреев, В.Ш. Шайхатдинов, А.А. Карцхия, В.С. Аракчеев) полагает, что пенсионному
обеспечению свойственна социальная алиментация.
В некоторой степени, действительно, пенсионное обеспечение обладает алиментарным
характером, т.к. у государства существует обязанность по содержанию некоторых
категорий граждан в соответствии со ст. 7, 39 Конституции РФ.
Следует указать, что, как правило, граждане путем отчисления части своих доходов в
Пенсионный фонд РФ сами формируют себе пенсию. В таких случаях не имеют место
алиментарные притязания, т.к. пенсионера нельзя признать находящимся на иждивении у
государства, т.к. всю жизнь он трудился, выплачивал страховые взносы, тем самым
формируя себе пенсионный капитал. Именно поэтому большая часть людей в таких случаях
не находятся в алиментарных отношениях с государством, которое будет брать на себя
только функцию гаранта.
По мнению правоведа Орлова-Карба В.А., под пенсией следует понимать некоторую часть
заработной платы работника, которая в период его работы в обязательном (либо
добровольном) порядке постоянно отчислялась в форме страховых взносов в Пенсионный
фонд для последующего резервирования на необходимые пенсионные выплаты, при
возникновении нетрудоспособности по старости либо иным причинам, установленным
законодательством .
Тем не менее, незначительная часть в связи с определенными обстоятельствами находится в
алиментарной зависимости у государства, как правило, в случае получениями ими
социальной пенсии.
1.2. Правовое регулирование назначения пенсионного обеспечения за выслугу лет
Законодательство о назначении пенсии за выслугу лет прошло длительный путь
формирования. Понятие «пенсия» впервые официально приводится в Указе Петра II «О даче
в пенсион жалованья вдовам умерших в военной службе иноземцев, по Морскому уставу».
В период царствования Екатерины II были введены положения, которые расширили
категории лиц, которые имеют право на пенсии, а также круг различных оснований для
пенсионного обеспечения военнослужащих. С конца XVIII в. пенсионное обеспечение
распространилось и на лиц, оставляющих свою службу по выслуге зафиксированного числа
лет. Тем не менее, архивные документы говорят о том, что большей частью кроме выслуги
лет служащие отмечали в качестве причины оставления службы и «разстройство здоровья, не
позволяющее продолжать дальнейшую службу» .
4
Выплата пенсий из государственной казны и представлялась как награда за службу своему
государю. Право на такое обеспечение имели служащие как морского, так военного и
гражданского ведомств, которые прослужили на государственной службе не менее двадцати
лет. Основаниями для пенсионной выплаты являлись неспособность к службе в связи с
возникновением старости, инвалидности и потеря кормильца, а также выслуга лет.
Пенсионное законодательство рассматриваемого периода было очень разрозненно,
пенсионные положения находились в большом количестве правовых актов. Помимо этого, не
имели пенсионные права лица, которые не находились на государственной службе,
обеспечение их реализовывалось посредством благотворительности.
Историческая картина формирования института пенсионного обеспечения за выслугу лет
наглядно показывает то, что оно выделилось из пенсионного обеспечения по инвалидности и
выступило прообразом обеспечения по старости. Как указывала исследователь пенсионных
правоотношений Т. В. Красильникова, «установление государством определенной
продолжительности выслуги лет в качестве основания к назначению пенсии есть не что иное,
как юридическая презумпция наступления нетрудоспособности по истечении указанного
срока службы» . По аналогичной схеме формировалось и правовое регулирование
пенсионного обеспечения по старости. Изначально предполагалось, что основания
назначения пенсионного обеспечения по старости и по выслуге лет, а, следовательно, и сами
эти институты, очень тесно взаимосвязаны.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ НАЧИСЛЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ
ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ
2.1 Категории граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет
Пенсию за выслугу лет имеют федеральные государственные гражданские служащие, под
которыми в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации» (далее - Закон № 166-ФЗ) понимаются граждане,
замещавшие должности федеральной государственной гражданской службы,
государственные должности федеральной государственной службы, государственные
должности федеральных государственных служащих.
Термин «федеральные государственные гражданские служащие» возник в связи с принятием
Закона № 166-ФЗ. Ранее до принятия этого Закона применялся термин «государственные
гражданские служащие», которым оперирует Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-
ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-
ФЗ). В соответствии с Законом №79 – ФЗ непосредственно государственная гражданская
служба объединяет в себе федеральную государственную гражданскую службу и
государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации. Исходя из
приведенных определений, можно отметить, что термин федеральная государственная
служба значительно уже, чем термин государственная гражданская служба.
Федеральным законодательством (федеральным законом или Указом Президента РФ )
утверждаются перечни должностей, которые относятся к федеральной государственной
гражданской службе.
Президент РФ своим Указом утвердил Реестр должностей федеральной государственной
гражданской службы.
Федеральные государственные служащие имеют право на получение пенсии по выслуге лет
при наличии соответствующих условий. Условия, дающие право на получение
рассматриваемого вида пенсии, будут рассмотрены в работе позднее.
Кроме федеральных государственных служащих правом на получение пенсии по выслуге лет
имеют военнослужащие. В отношении этой категории получателей пенсии действует
указанный выше Закон № 166-ФЗ, а также Закон РФ № 4468-1.
Рассматривая категории военнослужащих, которые имею право на получение пенсии по
выслуге лет, следует отметить, что полный перечень предусмотрен в ст. 1 Закона РФ №4468-
1.
5
Кроме перечисленных двух категорий получателей, существует еще одна категория –
космонавты-испытатели, космонавты-исследователи, инструкторы-космонавты-испытатели,
инструкторы-космонавты-исследователи. Конкретный перечень должностей определяется
соответствующим Постановлением Правительства РФ .
Данные категории были предусмотрены законодателем в качестве получателей пенсии по
выслуге лет только в 2009 году . До этого момента такие лица к получателям данной пенсии
не относились.
2.2 Условия назначения пенсии за выслугу лет
Главным условием, которое определяет право на пенсию за выслугу лет, является наличие
соответствующей выслуги на службе.
Так, например, в отношении федеральных государственных гражданских служащих
законодатель предусмотрел наличие стажа не менее 25 лет, из которых не менее 7 лет
занимал должность федеральной государственной гражданской службы.
В выслугу лет для назначения пенсии лицам, уволенным со службы, может засчитываться
также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год
учебы за шесть месяцев службы. Установленный порядок зачета в выслугу лет периодов, не
связанных с военной службой, является льготой, позволяющей увеличивать выслугу для
назначения пенсии.
Выслуга лет на военной службе - это специальный стаж, который исчисляется в период
прохождения военной службы, однако при определенных условиях трудовой стаж лица,
которое работало (училось) до начала военной службы, может быть ему засчитан в выслугу
лет на военной службе.
Выслуга лет на военной службе может иметь как количественную, так и качественную
характеристики. При этом количественной характеристикой выслуги лет будем считать ее
продолжительность, а качественной характеристикой будем считать соответствующие
условия, в которых протекала военная служба лица, состоявшего в военно-служебных
отношениях (в сложных климатических условиях, условиях вооруженных конфликтов и т.д.).
На современном этапе социального обеспечения военнослужащих и членов их семей выслуга
лет играет ключевую роль в определенных отношениях, при этом выслуга лет на военной
службе имеет свою специфическую разновидность и подразделяется на выслугу лет в
календарном исчислении и выслугу лет в льготном исчислении. Следовательно,
количественная характеристика выслуги лет на военной службе бывает двух видов в
зависимости от ее исчисления: выслуга лет в календарном исчислении и выслуга лет в
льготном исчислении. Сложнее определить качественную характеристику выслуги лет на
военной службе, так как она протекает в соответствующих специфических условиях.
Существуют следующие разновидности качественной характеристики выслуги лет: выслуга
в соответствующем воинском звании, выслуга в соответствующей должности, выслуга в
боевых условиях, выслуга в сложных климатических условиях и т.д.
2.3 Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет
Реализация пенсионного обеспечения военнослужащих, проходивших военную службу по
контракту, и приравненных к ним по пенсионному обеспечению граждан осуществляется
Министерством обороны РФ, МВД России, Федеральной службой безопасности РФ и др.
До 1 октября 2003 года федеральным государственным гражданским служащим назначение,
перерасчет размера и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии
регулировалось соответствующим Положением . Указанное постановление предусматривало,
что государственным служащим, которые получали доплату к государственной пенсии,
пенсию за выслугу лет, устанавливались без предъявления заявления о назначении пенсии.
При этом факт получения ежемесячной доплаты к пенсии подтверждает право на пенсию за
выслугу лет без представления дополнительных документов.
6
В настоящее время порядок обращения за назначением пенсии по выслуге лет изменился. В
первую очередь, следует отметить, что вопросами назначения и выплаты рассматриваемого
вида пенсии переданы в ПФР.
Пенсия за выслугу лет назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за
ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее, т.е. не ранее дня, следующего за
днем освобождения от должности федеральной службы и назначения трудовой пенсии по
старости (инвалидности).
Пенсия за выслугу лет назначается бессрочно.
Согласно ст. 7 Закона № 166-ФЗ пенсия за выслугу лет федеральным государственным
служащим, космонавтам, членам летных экипажей не выплачивается в период прохождения
службы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пенсия – это ежемесячная денежная выплата, производимая государством из Пенсионного
фонда гражданам, достигшими пенсионного возраста, ставшими инвалидами, имеющим
определенный трудовой стаж, а также нетрудоспособным гражданам, потерявших
кормильцев.
Действующее законодательство предусматривает назначение за выслугу лет федеральным
государственным служащим, военнослужащим, работникам летно-испытательного состава,
космонавтам. Основным нормативным актом, регулирующим вопросы назначения данного
вида пенсии, является Федеральный закон № 166-ФЗ «О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации». Иными словами, следует отметить, что условия
назначения и порядок назначения для федеральных служащих, военнослужащих и лиц,
занимающихся определенной деятельностью, различен.