Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Электронная коммерция является самой динамично развивающейся сферой экономики в России. Объемы продаж на онлайн рынке растут стремительным темпом, оказывая все большее влияние на экономику государства в целом. В результате вопрос о состоянии и перспективах развития электронной коммерции становится одним из важнейших и актуальных вопросов.
Для эффективной коммерческой деятельности важно учитывать не только основные тренды рынка, но и его основные проблемы, такие как: отсутствие законодательных актов для регулирования коммерческих отношений в сети Интернет, отсутствие механизмов регулирование деятельности товарных агрегаторов, уязвимость покупателей с точки зрения закона о защите прав потребителей, рост трансграничной торговли в связи с отсутствием налоговой нагрузки и минимальных размеров пошлин. Именно их эффективное решение приведет к качественному изменению рынка электронной коммерции.
Целью данной работы является рассмотрение проблем и перспектив развития интернет-коммерции в России.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты формирования электронной коммерции.
2. Провести анализ развития электронной коммерции в России.
3. Выявить проблемы и рассмотреть пути развития электронной коммерции в России.
Объектом исследования выступает электронная коммерция.
Предметом исследования являются технологии электронного бизнеса.
Данная работа выполнена на базе информации, полученной из учебной и научной литературы отечественных и зарубежных авторов, а также из других источников: сети Internet, периодических изданий, средств массовой информации в области интернет-коммерции.
1.Теоретические основы формирования рынка электронной коммерции
1.1.Понятие электронной коммерции
На настоящий момент, пожалуй, не существует такого человека, который никогда бы не сталкивался с куплей-продажей чего-либо. Делая покупки и осуществляя сделки, мы обеспечиваем удовлетворение собственных потребностей: будь то материальные ценности или вложение в самообразование и развитие. С экономической точки зрения все эти операции считаются коммерческими, а сфера деятельности – коммерцией. Рассмотрим, что же такое коммерция.
Коммерция в буквальном переводе с латинского (commercium) означает торговлю [1]. Употребляется в широком и узком значениях. В широком смысле под коммерцией понимается вся предпринимательская деятельность, которая осуществляется экономическим субъектом: физическим лицом или организацией. Коммерция включает в себя и этапы планирования экономической деятельности, и ее осуществление, и реализацию контроля за ее результатами. Коммерческой может быть любая деятельность, направленная на получение прибыли посредством продажи товаров, оказания услуг.
В узком смысле коммерция сводится только к сделкам купли-продажи. В современных условиях мы можем встретить различные коммерческие организации. Это могут быть банки, страховые компании, торговые сети, промышленные предприятия, предполагающие реализацию собственной продукции [2].
Коммерция представлена розничной торговлей, однако нововведением последних лет стала также и электронная коммерция, которая осуществляется через Интернет.
1.2 Виды интернет-коммерции
Электронная коммерция включает в себя электронный обмен информацией, электронное движение капитала, электронную торговлю, электронные деньги, электронный маркетинг, электронный банкинг и электронные страховые услуги.
В настоящее время организации благодаря электронной коммерции выходят на новейшие рынки сбыта, получают нужную информацию о потребностях потребителей, достаточно быстро реагируют на различные изменения спроса, сокращают как финансовые, так и временные ресурсы, повышают конкурентоспособность. Возможности электронной коммерции используются многими компаниями для обеспечения дополнительного обслуживания клиентов [12]. Интернет-коммерция включает в себя различные направления торговли и бизнес отношений, проводимые посредством интернет сети, а именно: финансовые транзакции, непосредственно сами электронные деньги, обмен информацией EDI, движение капитала EFS, торговлю e-trade, маркетинг e-marketing, банкинг e-banking и страховые услуги e-insurance, рис. 1.
Рисунок 1 - Взаимосвязь участников электронной коммерции
Многие специалисты полагают, и совсем не без оснований, что электронная коммерция в интернете — это будущее всей отрасли торговли. К слову возникновение данного направления в бизнесе не так уж и молодо, и является новинкой лишь для отечественных бизнесменов и потребителей. Впервые модель электронной коммерции была введена около 50 лет назад, и предназначалась для бронирования авиабилетов. Наиболее активное развитие электронная коммерция в России получила лишь в последние десять лет.
На практике выделяют следующие основные виды электронной коммерции:
1. B2B или бизнес для бизнеса.
2. B2C или бизнес для потребителя.
3. С2С или потребитель для потребителя, рис. 2.
Рисунок 2 - Виды электронной коммерции [11]
B2B — представляет собой продажу услуг или товаров, используемых для организации и развития других бизнес проектов. Это взаимодействие между компаниями, организациями или частными предпринимателями, выступающими в качестве партнёров. Если рассматривать традиционный рынок, то данное направление — это, к примеру, взаимодействие поставщика и дилера, что также часто осуществляется с привлечением сетевых ресурсов.
Для электронной коммерции в интернете ярким примером будет являться продажа хостинга, шаблонов сайтов, услуги сео-оптимизации и продвижения, а также продажа обучающих курсов и прочее.
B2C — является традиционной схемой «продавец — покупатель». К ней относятся розничные интернет магазины, представительские сайты компаний, оказывающих различные услуги населению и т. д. Этот вид электронной коммерции является альтернативой и серьёзной конкуренцией традиционным магазинам, поскольку избавляет покупателя от необходимости тратить время на посещение последних в установленные рабочие часы. В последнее время довольно распространёнными становятся ресурсы позволяющие производить оплату услуг связи, а также проводить коммунальные платежи[10].
С2С — данное направление интернет коммерции сильно развито за рубежом, и только начинает осваиваться в России. Для того чтобы понять, что такое схема взаимодействия потребителя и потребителя, рассмотрим простой пример такой торговли — аукцион. В данном случае ни продавец, ни покупатель не являются коммерческой организацией или предпринимателем. Однако, торговые операции они совершают. К этой же сфере можно отнести большинство участников досок частных объявлений, где осуществляется торговля объектами, бывшими в употреблении. Финансовая значимость сделки при этом не играет роли.
Таким образом, интернет-коммерция включает в себя различные направления торговли и бизнес отношений, проводимые посредством интернет сети. На практике выделяют следующие основные виды электронной коммерции: B2B или бизнес для бизнеса, B2C или бизнес для потребителя, С2С или потребитель для потребителя.
2.Исследование проблем и рисков развития электронной коммерции
2.1.Анализ рынка электронной коммерции
На сектор розничной торговли приходится 16% российского ВВП (данные на 2017 год). Продовольственные продукты и безалкогольные напитки (30% от общего объема расходов домохозяйств), одежда и обувь (10%), алкоголь и табачные изделия (6%) составляют основу бытового потребления россиян. Еще 6% трат приходится на мебель, бытовые приборы и электронику.
В отличие от продуктового ритейла, в котором доминируют местные игроки, непродовольственный сектор представлен широким рядом крупных европейских компаний, в числе которых Inditex, H&M, Benetton, LPP (одежда и обувь), Ikea (мебель), Leroy Merlin, Castorama, Obi (товары для дома и ремонта). При этом, однако, в категории цифровой электроники и крупной бытовой техники лидируют местные сети М.Видео / Эльдорадо и DNS[4].
Популярные универсальные магазины также принадлежат в основном местным предпринимателям (в премиальном сегменте – ГУМ и ЦУМ, посередине – местный лицензированный представитель Marks & Spencer, в эконом-сегменте – местные мелкие игроки).
Как и на любом другом развивающемся рынке, рост розничных сетей в России ударяет по малому бизнесу – особенно в крупных городах, расположенных в европейской части России. Кризис с резким падением объемов продаж только ускорил процесс модернизации отрасли и вытеснения малых предприятий, и даже несмотря на некоторое оживление потребительского спроса в посткризисные годы, процесс концентрации рыночной доли в руках крупных корпораций продолжается по сегодняшний день[2].
Российский ритейл сильно зависит от обстановки и климата на национальном рынке. Так, в 2015 и 2016 годах продажи в результате умеренного внутреннего кризиса упали, в 2017 незначительно выросли. По весьма оптимистичному прогнозу Минэкономразвития, в 2018 году продажи в ритейле могут вырасти на 3%. Вследствие относительно невысокой ценовой конкуренции маржинальность ритейлеров остается на комфортном для них уровне – по крайней мере, для крупных игроков, которые смогли в свое время завоевать долю рынка за счет агрессивных маркетинговых акций и привлекательных скидок. Зарубежные продуктовые ритейлеры при этом ощутимо отстают от местных сетей.
Даже если в 2019 году отрасль продолжит расти, темп роста будет
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гатулин Р.Р., Юдин Д.Г. Особенности российского рынка E-commerce // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf (дата обращения: 22.10.2018)
2. Интернет-торговля в России – [Электронный ресурс]: Итоги 1 квартала 2016 / Ассоциация компаний интернет-торговли. – URL: http://www.akit.ru/wp-content/uploads/2016/05/E-commerce_1Q2016-FINAL.pdf (Дата обращения: 20.11.16).
3. Интернет-торговля (рынок России) – [Электронный ресурс]: Tadviser. – URL: https://goo.gl/OaZ2fH (Дата обращения 20.11.16).
4. Исследование GfK: Проникновение Интернета в России // Официальный сайт GfK.com [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-proniknovenie-interneta-v-rossii.
5. Интернет-торговля (рынок России) // Сайт tadviser.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/
6. Коршикова М.С. Современное состояние и перспективы развития электронной коммерции в России // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 56-60.
7. Потери РФ от трансграничной интернет-торговли за год оценили в 130 млрд руб. // Официальный сайт interfax.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.interfax.ru/business/595794.
8. Позиция АКИТ по вопросу трансграничной торговли в РФ // Официальный сайт akit.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.akit.ru/position-cross-border.
9. Пятиминутный гид для стартапов: рост e-commerce – [Электронный ресурс]: Процессинговый центр PayOnline. – URL: http://payonline.ru/news/analyst/24806/ (Дата обращения: 20.11.16).
10. Правовое регулирование Интернет-торговля. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.krconsult.org/about/analytics/keypages/keypage-7/research-Internet-trade/ (дата обращения: 10.11.2018).
11. Развитие регионального рынка электронной торговли [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://therunet.com/news/355-v-11-regionah-rf-internetom-polzuyutsya-menee-30-zhiteley (дата обращения: 5.10.2018).
12. Топ 10 рынков e-commerce. – [Электронный ресурс]: мировые продажи, тренды и статистика / Процессинговый центр PayOnline. – URL: http://payonline.ru/news/analyst/24832/ (Дата обращения: 20.11.16).
13. Юрасов А.В. Основы электронной коммерции. – М.: Горячая линия – Телеком, 2016. – 480 с.
14. OECD Policy Brief No. 1-1997: Electronic Commerce. Organization for Economic Co-operation and Development. Retrieved March 7, 2000 on the World Wide Web: [Электронный ресурс] Official site «Organization for Economic Co-operation and Development» – Режим доступа: http://www.oecd.org/publications/Pol_brief/9701_Pol.htm (дата обращения: 10.11.2018).
15. WT/MIN(98)/DEC/2, 25 May 1998, (98-2148), Ministerial Conference, Secon Session, Geneva, 18 and 20 May 1998, Declaration on Global Electronic Commerce, Adopted on 20 May 1998 // [Электронный ресурс] Official site «World Trade Orgsnization» –.– Режим доступа: http://www.wto.org/english/tratop_e/ecom_e/wkprog_e.htm. (дата обращения: 10.11.2018).