Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Психология изучает различные направления деятельности человека. Особый интерес для науки представляет собой искусство во всех его проявлениях. Психология искусства – это отдельная отрасль психологической науки, которая изучает процесс восприятия и создания произведений искусства. Предмет изучения – личностные свойства и состояния, которые обусловливают создание и восприятие художественных ценностей и их влияние на жизнедеятельность человека. Также психология искусства изучается проблемы личности художника и его творчества; восприятие произведений художественной литературы и особенности их структуры [9].
Данная отрасль использует в своих исследованиях конкретно-научные методы – наблюдение, интервьюирование, анализ продуктов деятельности, биографический метод и другие. Психология искусства Психология искусства в картинахзанимается исследованием процессов художественного творчества с точки зрения проявления в них человеческих способностей и характера, интеллектуальных и эмоциональных возможностей, мотивов и межличностных отношений.
Психология изучает различные направления деятельности человека. Особый интерес для науки представляет собой искусство во всех его проявлениях. Психология искусства – это отдельная отрасль психологической науки, которая изучает процесс восприятия и создания произведений искусства.
Глава 1. Понятие психологии искусства
Психология искусства (англ. psychology of art) – отрасль психологии, которая изучает закономерности процесса восприятия и понимания людьми произведений искусства, исследует особенности психической деятельности, которые имеют место у писателей, живописцев, композиторов и т. д. при создании задуманных ими произведений, а также разрабатывает психологические вопросы художественного воспитания и эстетического развития. П. и. тесно связана с психологией творчества и эстетикой.
Предмет изучения – личностные свойства и состояния, которые обусловливают создание и восприятие художественных ценностей и их влияние на жизнедеятельность человека.
Также психология искусства изучается проблемы личности художника и его творчества; восприятие произведений художественной литературы и особенности их структуры.
Данная отрасль использует в своих исследованиях конкретно-научные методы – наблюдение, интервьюирование, анализ продуктов деятельности, биографический метод и другие.
Психология искусствазанимается исследованием процессов художественного творчества с точки зрения проявления в них человеческих способностей и характера, интеллектуальных и эмоциональных возможностей, мотивов и межличностных отношений [8].
С древних времен исследователи занимались изучением переживаний, связанных с созданием и восприятием искусства. Именно в этом отражается ключевая суть катарсиса. Его изучение позволило разделить ежедневные «житейские» чувства от эмоциональных потрясений, которые вызывает общение с произведениями искусства.
Катарсис помогает обнажить внутреннюю взаимосвязь психологии их создателя и тех, кто ее воспринимает. А также указывает, как воздействует на человеческую душу художественное изучение реальности.
Среди проблем, которые стоят перед данным направлением можно выделить три основные. Это специфические характеристики образно-эмоционального строя индивида, создаваемые в момент включения в процесс создания или восприятия ценностей эстетического характера.
Изучение художественного восприятия, как формы сотворчества в различные периоды индивидуального развития у зрителей, читателей и слушателей. Также изучается влияние искусства на ценностные и мотивационные ориентации в поведении субъекта и его мировоззрения.
Огромнейший вклад в развитие отечественной психологии искусства по-прежнему остается за известным ученым и психологом Л.С. Выгодским.
В своем труде «Психология искусства» автор дает характеристику развитию советской теории искусства.
Это один из фундаментальных трудов, объединивших всю работу ученого и одновременно обозначающих перспективные направления дальнейшей работы в области психологии искусства.
Арттерапию можно назвать самым загадочным направлением психотерапии. «Арт» означает искусство, терапия – лечение. Другими словами, лечение искусством. «Терапию искусством» можно назвать достаточно новым методом психотерапии. Впервые он был использован Адрианом Хилломом в 1938 году. Сегодня под арттерапией понимают все виды занятий искусством, проводимые в больницах или психологических центрах. Данный метод используют в контексте лечения, так как он позволяет работать с чувственной сферой, исследовать и выражать эмоции на уровне символов. Арттерапия выступает посредником в общении клиента и психотерапевта на символическом уровне. С помощью художественного творчества находят отражение разные виды познавательных процессов, страхи, конфликтные ситуации, воспоминания из детства, мечты и др.
Глава2. Становление психологии искусства
2.1. Основные направления исследований в психологии искусства
Психология изучает различные направления деятельности человека. Особый интерес для науки представляет собой искусство во всех его проявлениях. Психология искусства – отрасль психологии, которая изучает закономерности процесса восприятия и понимания людьми произведений искусства, исследует особенности психической деятельности, которые имеют место у писателей, живописцев, композиторов и т.д. при создании задуманных ими произведений, а также разрабатывает психологические вопросы художественного воспитания и эстетического развития. В области нового искусствоведения; и в области объективной психологии еще идет разработка основных понятий, фундаментальных принципов, методов исследования [7].
Отрасль возникала на скрещении двух наук, необходимость синтеза обусловлена тем, что, изначально изучая вопросы искусства хотелось с одной стороны языком объективной психологии говорить об объективных фактах искусства, но в таком случае была обречена на то, чтобы все время оставаться в преддверии проблемы, не проникая вглубь, не охватывая много вширь. Среди проблем, которые стоят перед данным направлением можно 66 выделить три основные. Это специфические характеристики образно-эмоционального строя индивида, создаваемые в момент включения в процесс создания или восприятия ценностей эстетического характера. Изучение художественного восприятия, как формы сотворчества в различные периоды индивидуального развития у зрителей, читателей и слушателей. Также изучается влияние искусства на ценностные и мотивационные ориентации в поведении субъекта и его мировоззрения.
С древних времен исследователи занимались изучением переживаний, связанных с созданием и восприятием искусства. Именно в этом отражается ключевая суть катарсиса. Его изучение позволило разделить ежедневные «житейские» чувства от эмоциональных потрясений, которые вызывает общение с произведениями искусства. Катарсис помогает обнажить внутреннюю взаимосвязь психологии их создателя и тех, кто ее воспринимает. А также указывает, как воздействует на человеческую душу художественное изучение реальности.
Огромнейший вклад в развитие отечественной психологии искусства попрежнему остается за известным ученым и психологом Л.С. Выготским. В своем труде «Психология искусства» автор дает характеристику развитию советской теории искусства. Это один из фундаментальных трудов, объединивших всю работу ученого и одновременно обозначающих перспективные направления дальнейшей работы в области психологии искусства. Общей тенденцией этой работы было стремление научной трезвости в психологии искусства, самой спекулятивной и мистически неясной области психологии. До сих пор психология искусства развивается непропорционально мало в сравнении с другими разделами психологии и особенно в сравнении с тем, какое реальное значение имеет искусство в истории человечества и какое влияние оно может оказать на развитие отдельного человека.
2.1.1. Искусство и наука
Наука и искусство - эти слова знакомы человеку с раннего детства, но мало кто пытался вникнуть в их суть, понять подлинный смысл. Особенности культуры Она является сокровищницей достижений цивилизации и человека. Люди науки и искусства – уникальная ценность, без них невозможно существование социального общества.
Как связана почва и растение, так же культура нуждается в человеке. Данный термин подразумевает сумму плодов творческой деятельности отдельных людей. Настоящей «сокровищницей» является и искусство, и наука.
Подразумевается накапливание результатов труда несколькими поколениями, создание культурных ценностей, их бережное сохранение. Классификация культуры Искусство и наука имеют определенную классификацию. Например, выделяют духовную и материальную культуру. Человек постоянно сталкивается с предметами, которые входят в материальную культуру. Благодаря электрическим и тепловым станциям в дома и квартиры подается свет. Элементами материальной культуры являются транспорт, одежда. Ее духовный вид предполагает внутренний мир и богатство человека.
Между двумя ветвями культуры существует тесная взаимная связь. Материальные предметы не появляются без сочетания интеллекта и исполнителя.
Духовность всегда опирается на материальный компонент. Например, чтобы осуществить цепочку "наука - искусство - литература", необходимо воспользоваться типографскими станками, краской, бумагой. Художнику для создания своих произведений нужны краски и холст.
Вопрос о соотношении духовной и материальной культуры вызывал интерес у многих ученых. Например, немецкий философ А. Швейцер считал, что материальная сторона негативно отражается на культуре. Ветви культуры Искусство и наука являются ветвями на духовном «стволе дерева» мировой культуры. Еще до начала обучения в школе ребенок наблюдает за различными природными явлениями, пытается делать выводы. Начиная обучение в образовательном учреждении, он использует научную литературу (учебники, словари, пособия), существенно увеличивая свой кругозор. Искусство и наука помогают юному дарованию осознать смысл происходящих в природе явлений, оценить их красоту.
Целью науки является создание целостного представления о материальном мире. Для получения знаний предполагается использование определенного алгоритма. Последовательность действий предполагает формулировку гипотезы, анализ и наблюдение, проведение серии экспериментов, внедрение полученных результатов в реальную жизнь. Основным результатом любой научной деятельности является обеспечение основы для формирования и становления культуры человеческого общества. Наука характеризуется достоверностью, обоснованностью, системным подходом [6].
Она не допускает бессмысленных действий. Ученые применяют в своих исследованиях опыт предыдущих мыслителей, ищут пути совершенствования полученных результатов. От чего зависят успехи познания В зависимости от тех средств, которые применяются в процессе исследования, успех познания может существенно различаться. Например, Галилео Галилей, который создал первую подзорную трубу, был настоящим новатором своего времени. Но она была настолько несовершенна, что невозможно было с ее помощью делать великие открытия.
В настоящее время астрономы, вооружившись мощными телескопами, могут не только наблюдать различные процессы, происходящие в космическом пространстве, но и прогнозировать поведение небесных тел. Последовательность «наука - культура - искусство» позволяет не только разрабатывать подводные лодки, сложные лабораторные установки, космические станции, но и воспевать результаты исследований в стихах, прозе. Наука не стоит на одном месте, она постоянно развивается, совершенствуется, оказывает существенное влияние на жизнь людей.
Для размаха исследований нужно четко продумать порядок д
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Байбикова Г.В., Арштейн Л.И. Концепция курса "музыкальная психология" в вузе искусств и культуры / Современное музыкальное образование : традиции и инновации сборник докладов участников III Международной научно-практической конференции. Редактор-составитель: Т. И. Карачарова, Е. А. Курилова. 2016. С. 17-20.
2. Басин Е.Я., Крутоус В.П. Психология искусства. Личностный подход / Учебник / Москва, 2016. Сер. 61 Бакалавр и магистр. Академический курс (2-е изд., испр. и доп)
3. Выготский Л.С. Психология искусства / Москва, 2016. Сер. 22 Антология мысли (1-е изд.)
4. Джангирова Ш.К. Психология влияния современного искусства / молодёжь, наука, творчество - 2016 материалы XIV межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. 2016. С. 517-519.
5. Звонова Е.В. Психология искусства и психотехника понимания / Система музыкального образования в условиях новых образовательных стандартов Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2016. С. 14-20.
6. Звонова Е.В. Символическая психология искусства: продолжение культурно-исторической традиции л.с. выготского / Человек в мире неопределенности: методология культурно-исторического познания Ответственный редактор: Т.Н. Сахарова. 2016. С. 402-409.
7. Кабанов С.Ю. Основы психологии в боевых искусствах / Психическое и психологическое здоровье человека в 21 веке: правовые, политические, социально-экономические и гуманитарные аспекты материалы международной научно-практической конференции. Московский гуманитарно-экономический институт, Новороссийский филиал. 2016. С. 71-72.
8. Кривцун О.А. Психология искусства / Учебник / Москва, 2016. Сер. 61 Бакалавр и магистр. Академический курс (2-е изд., пер. и доп)
9. Кузьмина Р.И. Эстетическая воспитанность школьников на занятиях искусства в контексте психологии творчества / Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2017. № 1 (7). С. 92-97.
10. Никитин А.А. Психология искусства: энергетический аспект / Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2016. № 4 (44). С. 5-16.
11. Ражников В.Г. Ярмарка идей или искусство психологии / Искусство и образование. 2016. № 5 (103). С. 16-36.
12. Розин В.М. Анализ художественной формы как условие воссоздания эстетических переживаний (перечитывая "психологию искусства" л.с.выготского) / Культура и искусство. 2017. № 1. С. 92-100.
13. Цуцкиридзе К.Г. Проблемы и перспективы развития психологии актёра в оперном искусстве / Современный мир: опыт, проблемы и перспективы развития. 2016. Т. 2. № 1. С. 20-23.