Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы.
Специалистам важно знать, как именно надо продвигать свои телекоммуникационные услуги, с помощью каких средств. В настоящее время на рынке телекоммуникационных услуг очень большая конкуренция, поэтому важно занять лидирующее место на рынке и показать себя в выгодном свете.
Для этого нужно правильно выбрать, рекламные и PR-средства. Для наиболее эффективного продвижения данного вида услуг необходимо, в первую очередь, выделить особенности данной отрасли, а также с помощью социологических методов выявить те средства, которые более всего подойдут для продвижения данный товаров и услуг. Для решения такие проблем используются социологические исследования. Все это и предопределяет актуальность темы моего социологического исследования.
Разработанность проблемы в науке. В процессе написания курсовой работы был проанализирован целый ряд научных трудов, среди которых: В.И. Добреньков, А.И. Кравченко, В. Н. Лавриненко, а также А.А. Радугин, К.А. Радугин,
Ж.Т. Тощенко.
Объектом данной курсовой работы являются социологические методы в исследовании, а предметом – исследование на примере компании ПАО «Ростелеком».
Целью работы является разработка программы социологического исследования в изучении средств продвижения телекоммуникационных услуг компании ПАО «Ростелеком». Для достижения поставленной цели, необходимо изучить социологические методы, их классификацию. Для этого необходимо выполнить поставленные задачи:
1. Рассмотреть данную тему с теоретической точки зрения.
2. Изучить основные понятия, связанные с понятием «социологические методы».
3. Провести собственное социологическое исследование.
Методы исследования:
1. теоретические - анализ, обобщение;
2. эмпирические – SWOT-анализ, PEST-анализ, конкурентный анализ, социологические методы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ
1.1.Понятие социологических методов
В системе научного знания социологии отведено особое место. Эта наука занимается изучение общества как единого целого, а также взаимоотношений, в нем возникающих. Социология как практическая наука направлена на создание прогрессирующего, но стабильного в своем состоянии общества.
Объект социологии – общество во всех его сферах и проявлениях.
В качестве предмета социологии называют процессы, которые происходят в институтах общества.
Понятие «метод социологии» имеет собирательный обобщающий характер. Метод социологии представляет собой основные установки социолога, которые реализуются им в процессе социологического исследования. Целью использования того или иного социологического метода является расширение и углубление сферы социологического знания .
Методы социологии можно объединить в две группы: частно-научные и общенаучные. Общенаучные это те методы, которые используются представителями разных научных областей. Сюда включают структурно-функциональный, генетический, наблюдение, эксперимент, сравнительный, сравнительно-исторический и др.
Частно-научные это те методы, которые разработаны и используются конкретной наукой. Среди таких выделяют методы социологии такие, как метод социометрии, опрос, биографический метод и др.
Одной из важнейших характеристик метода социологии является опора в изучении социальной реальности на эмпирическое ее исследование (принцип эмпиризма). В связи с этим можно выделить также методы сбора и анализа информации о социальных фактах .
Также важным моментом является выделение функций, выполняемых социологией как наукой.
Познавательная функция. С точки зрения познавательной функции данная наука занимается изучением социальных явлений для получения научных представлений об их содержании, сущности, взаимосвязи с другими явлениями, закономерностях развития.
Конкретные социологические исследования направлены на сбор первичных данных, которые характеризуют повседневную практику людей, а также их эмпирический анализ.
Познавательная функция социологии выражается в выработке научных прогнозов на основе анализа социальных процессов в сфере политической, духовной, материальной жизни. Прогнозы могут быть как долговременными, так и текущими, а также могут быть очень полезными в рамках специальных социологических теорий[3].
Практическая функция. На основе эмпирического и теоретического анализа социолог может разработать практические рекомендации для решения выявленной проблемной ситуации. Такие рекомендации направлены на улучшение механизма социального управления, повышение его эффективности от уровня управления коллективом до уровня управления делами всего общества в целом.
Идеологическая функция. Исходя из результатов исследования, социолог формулирует выводы и обобщения, которые связаны с интересами той или иной социальной группы, класса. Тем самым данные выводы и обобщения приобретают идеологическое содержание, некий идеологический оттенок.
Мировоззренческая функция. Социология, изучающая общество как целостную систему, создавая более или менее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире, формирует у людей систему взглядов на человеческий мир и место в нем человека, отношение человека к окружающей его социальной действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их идеалы.
Гуманистическая функция. Социология объясняет, какие социальные условия необходимы для того, чтобы человек стал реализовывать себя в качестве субъекта социальной деятельности, смог бы, в конечном итоге, полностью реализовать свою собственную сущность.
1.2.Виды методов социологического исследования
Социологический опрос является специфическим социологическим методом исследования, без которого не обходится ни одно социологическое исследование. Этот социологический эмпирический метод незаменим при сборе ограниченного объема информации у большого числа людей и может выступать в двух видах:
Анкетирование- вид опроса респондентов, когда они самостоятельно заполняют анкету. Данный вид опроса может быть как очным, так и заочным. Заочное анкетирование может быть проведено через почту, а также через прессу (журнал, газета). Одним из преимуществ анкетирования является принцип анонимности, при этом полученные ответы могут не отличаться правдивостью.
Интервьюирование. Данный вид опроса отличается от анкетирования тем, что исследователь лично задает вопросы респонденту которое предполагает личное общение с опрашиваемым, когда исследователь сам задает вопросы и фиксирует ответы. Оно проводится в форме либо прямого интервью («лицом к лицу»), либо опосредованного (например, телефонное интервью) .
Участник социологического опроса, отвечающий на вопросы интервьюера (исследователя), называется респондентом.
В системе методов прикладной социологии различают массовые опросы и специализированные, представленные в виде экспертного опроса.
Специалистами также выделяются экспертный опрос, который позволяют проверить объективность и достоверность полученной информации, учитывая мнение компетентных специалистов данной области.
Массовые опросы используются при необходимости опросить большую аудиторию людей. Основным источником информации в массовом опросе являются демографические, социально-профессиональные, этнические, религиозные и другие группы населения.
Социологическое наблюдение является важным методом прикладной социологии и представляет собой целенаправленное систематизированное фиксирование исследователем свойств и особенностей изучаемого явления, объекта. При наблюдении изучаются поведенческие особенности людей, которые фиксируются исследователем в бланке или дневнике наблюдения, в фото- и видеосъемке и т.д.; собирается первичная информация, которая включает в себя анализ всего процесса наблюдения во всем его разнообразии (поведение, эмоции, мимика участников эксперимента и т.д.) .
Контент-анализ представляет собой количественный анализ любого рода социологической информации, в частности документов- протоколов, докладов, публикаций различного рода, писем и т.д. Данный социологический эмпирический метод помогает уменьшить субъективность качественного анализа полученной в результате социологического исследования информации. В настоящее время применение этого метода связано с широким использованием компьютерных технологий.
Главной чертой развития современного информационного общества становятся сети, связывающие между собой людей, институты и государства. Распространение интернет-практик, или онлайн-практик, не могло не отразиться на развитии методологии социологической науки, изучающей общество и все многообразие процессов, происходящих в нем .
Так, на «круглом столе» III Всероссийского конгресса, проходившего в Москве в октябре 2008 г., Н. В. Корытниковой была обозначена проблема применения метода онлайн-опроса в социологии. Социологам, как правило, бывает недостаточно информации, получаемой только традиционными методами сбора и обработки информации; им требуются методы интерактивного и доступного взаимодействия с «онлайн»-респондентами.
Чтобы обеспечить доступ к информации из различных источников, а также электронное взаимодействие с респондентами, используются новые средства обработки и получения информации, подобные глобальным поисковым системам и электронной почте.
Однако, несмотря на то что общество становится сетевым, возможностям интернет-технологий при создании нового программного обеспечения для работы социологов с эмпирической информацией уделяется недостаточно внимания.
Применение онлайн-опросов в эмпирической социологии требует анализа репрезентативности данных, добытых таким способом, поскольку возникают вопросы о достоверности информации, полученной по сети Интернет, а также о процедуре сбора информации в процессе онлайн-опроса. Пока ответов на данные вопросы нет, что препятствует распространению онлайн-методов в социологии и серьезному отношению к ним социологического научного сообщества .
1.3.Классификация видов социологического исследования
Каждая наука располагает своим инструментарием, набором методов, с помощью которого осуществляется исследовательская деятельность и познается истина.
Набор специфических методов исследования социологической науки позволяет на эмпирическом уровне отследить происходящие в обществе процессы, т.е. провести прикладное социологическое исследование — систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели — получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении .
Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной цели, выдвинутых задач, в соответствии с чем различаю