Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Под социологическим исследованием обычно понимают систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные о социальном явлении или изучаемый процесс.
В этом смысле понятие «социологическое исследование» было бы некорректно связывать только с прикладной социологией, например, с изучением ценностных ориентаций личности, проблемам семьи, потребления или формирования общественного мнения. Такой подход сужает возможность социологического познания, оставляет в тени его теоретико-методологическую направленность, априори ограничивает возможности социологии как науки, игнорирует одну из важнейших сторон эмпирического познания – роль теоретических концепций в прикладных исследованиях. Последние в значительной степени определяют не только качество социологического анализа, но и выводы самих конкретно социологических исследований. Поэтому можно утверждать, что в социологическом исследовании не должно существовать строгой дихотомии: теория и эмпирия. Формальное разделение, возникшее в науке, может только вызвать разрыв между теорией и прикладными исследованиями в социологии, помешать социологам - практикам теоретически осмыслить собственные данные, заставляя представителей теоретического направления «работать» на уровне абстракции, идеализированных объектов, отдаляет их от социальной реальности.
Таким образом, вышеизложенное обуславливает актуальность темы курсовой работы.
Объектом данной курсовой работы являются социологические методы в исследовании, а предметом – исследование на примере сети фитнес клубов «Фитнес Хаус».
Целью работы является разработка программы социологического исследования в изучении социологических методов в процессе рекламного продвижения сети фитнес-центров «Фитнес Хаус».
Для достижения поставленной цели, необходимо изучить социологические методы, их классификацию и вторичные исследования. Для этого необходимо выполнить поставленные задачи:
1. Рассмотреть данную тему с теоретической точки зрения.
2. Изучить основные понятия, связанные с понятием «социологические методы».
3. Провести собственное социологическое исследование на примере ООО «Фитнес Хаус».
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
1.1. Понятие социологических методов
Одним из важнейших условий познания в управленческой деятельности является информация о социальных процессах. И если схема поступления информации об экономических процессах и явлениях, их источники и средства обеспечения ими достаточно четко отработаны, то этого нельзя сказать о социологической информации. Такая информация может быть получена с помощью социологических исследований.
Социологические исследования представляют собой процедуры анализа социальной деятельности, которые позволяют систематизировать данные об исследуемых социальных явлениях и процессах, их связи, отношения и зависимости.
Цели социологических исследований могут быть прикладными и теоретическими. В зависимости от цели различают эмпирические (конкретные) и теоретические методы исследования .
Методика социологического исследования - это совокупность научных методов сбора, обработки и анализа реальной действительности с помощью информации, позволяющей реализовать цели и задачи.
При этом к социальным факторам относят обращения индивидов социальных групп: материальные и духовные продукты человеческой деятельности, суждения, оценки, мнения людей, то есть их вербальные действия .
На начальном этапе составляется программа, которая представляет собой общий контур исследования. Здесь формулируется проблема, цель и задачи исследования, уточняются основные понятия, а также формулируются гипотезы о взаимосвязи исследуемых явлений.
Объект исследования - это совокупность людей, с которой связана социальная проблема.
Предмет исследования - характеристики качества объекта, отражающая исследуемые социальные процессы.
Каждое социологическое исследование предполагает отбор методов анализа определенного объекта.
Метод социологического исследования - это способ получения необходимой информации о социальных процессах. Различают методы сбора первичной информации и методы ее обработки .
Комплекс социологических исследований охватывает как внешние факторы, которые влияют на человека, так и внутренние мотивы его деятельности. Для этого необходимо постоянно совершенствовать методы изучения различных группировок, формальных объединений в направлении их социально-психологического воздействия на личность, ее отношения к социальным процессам.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Человеческий фактор характеризует многообразие качеств субъекта управления. Это функционирующая рабочая сила, рассматриваемая в совокупности своих качественных характеристик. Основным признакам возрастание роли человеческого фактора относятся: интеллектуальный потенциал, повышение технической вооруженности работников, специализация и кооперация труда, приватизация государственной собственности, развитие рынка, а для повышения эффективности социологических исследований целесообразно их комплексное использование.
1.2. Виды методов социологического исследования
Чаще всего применяют следующие методы сбора первичной информации:
наблюдение;
исследование документов;
анкетирование;
интервьюирование;
социометрический метод,
социальный эксперимент.
В зависимости от цели исследования руководитель отбирает те методы сбора первичной информации, которые дают возможность получить достаточно представительные данные при минимальных затратах труда и времени .
Хронологически первым методом является наблюдение, то есть непосредственное целенаправленное восприятие и регистрация социальных процессов. Применение этого метода позволяет получить знания о событиях, фактах, об открытом поведении людей. С помощью наблюдения у исследователя складывается впечатление об объекте анализа.
В зависимости от положения наблюдателя по отношению к исследуемому различают включенное и невключенное наблюдение. Включенное наблюдение – это когда наблюдатель является членом данного коллектива. При невключенном наблюдении – наблюдатель не является членом коллектива, то есть он наблюдает бы со стороны .
Наблюдение бывает открытым, когда коллектив знает о проведении исследования, и инкогнито, когда люди не знают о факте наблюдения.
Метод наблюдения целесообразно применять на начальном этапе исследования, например, при составлении программы, когда надо получить предварительные данные об объекте, уточнить проблему, сформулировать гипотезу. Надежность информации при наблюдении зависит от способа регистрации, от качества записи.
Вторым в хронологическом порядке идет исследование документов, которые могут быть в разных формах: письменной, иконографической (кино-, видео- и фотодокументы, произведения живописи и т. Д.) И фонетической (магнитофонные записи, диски, пластинки и т.д.). В зависимости от источника информации, документы делятся на первичные, составляемые на базе прямого наблюдения или опроса, и вторичные, представляющие собой обработку, обобщение, выполненные на базе данных первичных источников.
При анализе применяется множество способов обработки документов и данных, которые они содержат. Анализ документов позволяет выявить закономерности, имеющие место в изучаемой совокупности .
Анкетирование. Преимуществом анкетирования является возможность получения значительного объема информации в сравнительно короткое время и достаточно объективно. Однако значительное время тратится на разработку анкеты и обработку заполненных анкет.
Анкета представляет собой совокупность упорядоченных по форме и содержанию вопросов. Исследователь предлагает респондентам ответить на вопросы анкеты. Они бывают закрытые и открытые. Закрытые вопросы требуют однозначного ответа, например, «да» или «нет». В открытых респондент сам формулирует ответ. В последнее время получили распространение анкеты, предусматривающие готовые варианты ответов. Респонденту достаточно подчеркнуть тот ответ, который наиболее подходит с его точки зрения. Такие анкеты значительно легче обрабатываются, сохраняя высокий уровень объективности, поскольку они анонимны.
При подготовке анкеты необходимо учитывать следующие характеристики:
• вопросы должны отвечать целям и задачам исследования;
• формулирование вопросов должно быть понятным;
• вопросы должны быть короткими;
• вопросы должны стимулировать респондента к активному участию в опросе;
• вопросы не должны навязывать респонденту тот или иной ответ;
• в ответе необходимо соблюдать баланс возможных положительных и отрицательных ответов.
Анкета не представляет собой простую сумму вопросов, а должна иметь определенную структуру. Как правило, анкета состоит из трех частей: вводной, основной и паспортички. Во вступительной части исследователь обращается к респондентам с разъяснением цели анкетирования, указывает на анонимность, направление использования результатов и правила заполнения анкеты. В основной части содержатся в
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абруков, В. С. Количественные и качественные методы: соединяем и властвуем! / В. С. Абруков, Я. Г. Николаева // Социологические исследования. – 2010. – № 1. – С. 142-145.
2. Батыгин, Г.С. Лекции по методологии социологических исследований / Г.С. Батыгин. - М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2015. - 664 c.
3. Ватолина, Ю.В. Метод наблюдения в социологии: на основе опыта Вальтера Беньямина / Ю. В. Ватолина. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2006. – 141 с.
4. Глотов, М. Б. Общая социология: учебное пособие для вузов / М. Б. Глотов. – М.: Академия, 2010. – 393 с.
5. Официальный сайт ООО «Фитнес-Хаус» //Сайт https://www.fitnesshouse.ru/ [Электронный ресурс – Режим входа: https://www.fitnesshouse.ru(дата обращения 02.12.2018).
6. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования: учебное пособие для вузов / И. Ф. Девятко. – 6-е изд. – М.: КДУ, 2015. – 295 с.
7. Добреньков, В. И. Методы социологического исследования: учебник для вузов / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 767 с.
8. Тихонова, Е. В. Методология и методы социологического исследования / Е.В. Тихонова. - М.: Academia, 2013. - 368 c.
9. Троцук, И. В. Качественное социологическое исследование. Предпосылки и логика проведения / И.В. Троцук. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2016. – 116 c.
10. Штейнберг, И. Качественные методы. Полевые социологические исследования / И. Штейнберг. - М.: Алетейя, 2014. - 584 c.
11. Юшко, С. А. Методы лабораторного исследования руд / С.А. Юшко. - М.: Недра, 2013. - 320 c.
12. Юдина Е.А. Организационные формы временной занятости студентов в высших учебных заведениях: дис. … канд.эконом.наук. М., 2009. – 117 с.
13. Юдина Т. Н. Методика и техника социологических исследований : (для студ. соц. фак.). – М.: Союз, 2012. – 79 с.
14. Юридическая информация// Портал fitnesshouse.ru [Электронный ресурс] – Режим входа: https://store.fitnesshouse.ru/legal_information.html (дата обращения 01.12.2018).
15. Ядов В. А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы – Самара: Самарский ун-т, 2011. – 332 с.