Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В настоящее время отмечается повышенный интерес к поиску эффективных педагогического средств воздействия на организм во время занятий физическими упражнениями. Особенно важно это в детском возрасте, что обусловлено в основном двумя группами факторов: с одной стороны, в детском возрасте во время физической активности организм наиболее восприимчив к различным внешним воздействиям, с другой – именно на этом этапе закладывается основа почти всех характеристик взрослого человека. Если же учесть, то обстоятельство, что двигательная деятельность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость интенсивной разработки вопросов совершенствования двигательной деятельности у детей [1].
В детском возрасте крайне важно развивать все физические качества в комплексе. В этом возрасте развитие наблюдается во всех сферах жизни. В первую очередь совершенствуются основные психофизиологические функции, развиваются разнообразные двигательные навыки и физические качества, такие как ловкость, быстрота, выносливость, гибкость, сила, равновесие. В дальнейшем эти качества являются той базой, на которую накладываются более сложные движения [2].
Под физическими качествами и способностями мы подразумеваем набор основных качеств и способностей ребенка, с помощью которых можно определить уровень физического развития ребенка. В первую очередь физические качества ребенка определяются морфофункциональным развитием организма, особенностями биохимического обмена в организме. К числу основных характеристик относят: конституция организма, функциональное состояние органов и систем органов и организма в целом. Конституцию организма характеризует ряд признаков: телосложение, рост, вес, окружность тела и другие показатели. Двигательная функция определяет уровень развития и сформированности двигательных качеств организма [3].
Проблематика исследования. В последние годы в нашей стране появился широкий выбор направлений занятий, способный удовлетворить разнообразные потребности индивида как в двигательной активности, оздоровлении организма и психики, так и в эстетических переживаниях в соответствии с индивидуальными предпочтениями российских граждан разного возраста и социального статуса.
Немаловажную роль при этом играет то, что большое число современных направлений занятий физической культурой и новых видов спорта предполагает использование музыкального сопровождения. Это не только повышает их эмоциональность, но и, при грамотном использовании средств музыки, может содействовать решению оздоровительных задач.
При всём очевидном положительном потенциале, музыка является весьма сложным, специфичным и многогранным инструментом воздействия на организм и психику человека. Неправильное её применение может не только затруднять процесс выполнения физических упражнений, но и оказывать негативное влияние на психофизическое и эмоциональное состояние занимающихся [5].
Объект исследования – музыка и ее роль в организации занятий физическими упражнениями.
Предмет исследования – музыкальное сопровождение при занятиях физическими упражнениями.
Цель работы: разработать научно-методическую основу использования музыкального сопровождения на различных занятиях физическими упражнениями, в том числе, на занятиях игровой направленности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «музыкальное сопровождение» на занятиях физическими упражнениями.
2. Рассмотреть особенности использования музыки на занятиях физическими упражнениями.
3. Раскрыть методические аспекты использования музыки на занятиях физическими упражнениями.
4. Рассмотреть особенности организации музыкального сопровождения и раскрыть его основные задачи.
5. Рассмотреть особенности музыкального сопровождения на занятиях физическими упражнениями с игровой направленностью
6. Привести примеры игр с музыкальным сопровождением на занятиях физическими упражнениями.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что музыкальное сопровождение является важной составляющей занятия физическими упражнениями и имеет огромный оздоровительный, воспитательные, психокоррекционный потенциал.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературных источников по теме исследования; изучение нормативно – правовых актов, ФГОСа); эмпирические (наблюдение, анализ и обобщение методического опыта).
Теоретическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для написания методических рекомендаций, учебных пособий, для разработки курса лекций и практических занятий физическими упражнениями с использованием музыкального сопровождения.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями физической культуры, различных видов спорта, кружков при организации музыкального сопровождения занятия физическими упражнениями.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава I. Теоретические аспекты исследования роли музыкального сопровождения в организации занятий физическими упражнениями
1.1. Физические упражнения: характеристика, классификация
Физические упражнения являются основным средством формирования основных видов движения у человека.
К физическим упражнениям относятся гимнастические упражнения, физические упражнения прикладного характера, силовые, скоростно-силовые, в расслаблении, в сопротивлении, в равновесии, и другие упражнения.
Гимнастические упражнения представляют собой специальные расчлененные движения, при которых достигается избирательное воздействие на отдельные мышцы и физиологически связанные с ними внутренние органы. При выполнении гимнастических упражнений, предусматривается то или иное исходное положение, направленность движений, его амплитуда, скорость, сила мышечного напряжения. Все это обеспечивает точный характер движений и по возможности, целенаправленность действия. При этом происходит влияние на соответствующие элементы опорно-двигательного аппарата. При этом формируются такие двигательные навыки, как ловкость, сила, выносливость, гибкость [4].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Барчуков И.Б. Теория и методика физического воспитания и спорта / Г.В. Барчуков. - М.: Кронус, 2011.- 247с.
2. Беляев А.В. Волейбол: теория и методика тренировки./ А.А. Беляев, Л.В. Булыкина - М.: Физкультура и Спорт, 2007.- 184с.
3. Бутин И.М. Развитие физических способностей детей / И.М. Бутин. - М.: Владоспресс, 2002. - 105 с.
4. Вавилова Р.И. Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре. - М.: Просвещение, 2013.- 245 с.
5. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания./ А.А. Васильков.- Ростов н/д : Феникс, 2008. - 381 с.
6. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта/ Е.Н. Голунов, Б.И. Мартьянов. Учебное пособие - М.:2000. - 168с.
7. Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов / М.Н.Жуков. – М.: ИЦ «Академия», 2012. – 160 с.
8. Зайцев, А.А. Физическое воспитание школьников: Учеб. пособие / А.А. Зайцев, Е.В. Конеева, Н.К. Полещук и др. / Калининград: Калинингр. ун-т., 2011. - 71 с
9. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста:[ Учебное пособие] / Зимина А.Н. - М.: Владос, 2000. - 304 с.: ноты
10. Казакевич Н.В. Ритмическая гимнастика [Метод. Пособ. ]/ Казакевич Н.В. -СПб.: Познание, 2001. - 108 с.
11. Коджаспиров Ю.Г. Новые грани исторического союза спорта и музыки Спорт, духовные ценности, культура./ Коджаспиров Ю.Г - М., 1997. -вып. 5. С. 64 - 78.
12. Коджаспиров Ю.Г. Планирование уроков с музыкальной стимуляцией./ Коджаспиров Ю.Г. - М: Физическая кульутра в школе, 2005.- №1,2, 3.
13. Копытин А.И. Основы арттерапии / Копытин А.И.- СПб., 1999. -256 с.
14. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / В.С.Кузнецов.- М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 480 с.
15. Кузнецова, М. Современные пути оздоровления школьников / М.Кузнецова // Дошкольное воспитание. - 2012. - №11.
16. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия / Петрушин В.И. - М.: Владос, 1999. - 226с.
17. Сайкина Е.Г. Музыкальное обеспечение уроков физической культуры в школе. [Сборник научно-метод. Работ] / Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. - 2003.
18. Сайкина Е.Г., Психологические аспекты музыкального сопровождения на оздоровительных занятиях физическими упражнениями / Сайкина Е.Г., Смирнова Ю.В.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена.- 2005. Ч. 2 . С. 46 - 52.
19. Смирнова Ю.В Музыкальное сопровождение в занятиях физической культурой: [Учебно-методическое пособие ] / Сайкина Е.Г., Смирнова Ю.В - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена-2010. - 104 с.
20. Современные программы по физическому воспитанию детей школьного возраста / Сост. С.С.Бычкова. – М.: АРКТИ, 2012. – 64 с.