Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обосновывается тем, что в настоящее время наше
общество находится на стадии структурных преобразований и изменений
общесистемного характера. Как отмечено было еще в 2013 году Президентом
2
РФ В.В. Путиным, смысл конституционной нормы о социальном государстве
- во взаимной ответственности государства, общества, бизнеса, каждого
гражданина. Если отталкиваться от актуальности социально-экономических
проблем в России, то на федеральном уровне в законодательном плане
реализовать повышение уровня и качества жизни населения можно путем
принятия федерального закона о разработке стандартов уровня и качества
жизни.
1. Понятие социального государства и основные направления социальной
политики Российской Федерации
1.1. Понятие, признаки и функции социального государства
Социальное государство - понятие достаточно содержательное.
Представляется обоснованной позицию, согласно которой из ст. 7
Конституции РФ может быть выведена социальная направленность всей
финансовой деятельности государства и финансового планирования как ее
неотъемлемой части. Конституционный Суд РФ отметил, что наличие у
государства и местного самоуправления социальной функции
предопределяет социальную детерминацию финансовой деятельности, в то
время как социальная цель, по сути, пронизывает, предопределяет смысл
всех функций государства.
В части 2 ст. 7 Конституции РФ указаны основные направления политики
Российского государства в качестве социального. Социальная политика
государства направлена на развитие системы социальных служб,
установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной
защиты. Государство оказывает социальную помощь несовершеннолетним
детям и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также
гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным
возрастом, болезнью, инвалидностью, имеющим среднедушевой доход ниже
прожиточного минимума. При этом проблемы социального, пенсионного
3
обеспечения стоят довольно остро, поскольку действующее законодательство
не реализуется в должной мере, граждане, становясь нетрудоспособными,
сталкиваются с проблемами реализации своих прав.
Государство, считающееся социальным стремится к сглаживанию
социального неравенства, преодолению его крайних форм, само же
социальное неравенство - естественное состояние общества. В этом, как
представляется, выражается направленность политики государства «для
народа». Несмотря на то что, как утверждает Н.А. Боброва, данное
выражение отсутствует в ст. 2 Конституции РФ, но это не означает
оторванности государства от интересов народа. Подтверждением и является
часть 1 ст. 7 Конституции РФ, закрепляющая, что политика Российской
Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека.
1.2. Основные направления социальной политики Российской Федерации
Российская Федерация - социальное государство, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и
свободное развитие человека. Это свидетельствует о конституционноправовом статусе государства и предполагает конституционные гарантии
экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и
соответствующие обязанности государства».
В последние годы все больше внимания уделяется социальной политике
государства, которая является инструментом, «переходным мостиком» к
социальному государству как таковому. В юридической литературе
высказываются различные точки зрения о понятии социального государства.
Принципы социальной политики четко не сформулированы, характеризуются
разбросанностью в юридической науке и действующем законодательстве.
Подробное рассмотрение и определение принципов позволит
4
сконцентрировать правотворческую и правоприменительную деятельность
органов государственной власти и институтов гражданского общества в
едином направлении.
В литературе к основным принципам осуществления социальной политики
относит, во-первых, защиту наиболее уязвимых слоев населения, во-вторых,
содействие экономической активизации различных слоев населения.
Основными принципами социальной политики являются «социальная
справедливость, эгалитаризм, понимаемый как равенство социальных
возможностей, социальное партнерство; социальное равновесие;
гармонизация социальных противоречий; максимизация прожиточного
уровня; выравнивание доходов; активная реакция правительства на
социальные последствия экстремальных ситуаций (стихийные бедствия,
вооруженные конфликты и т.д.); соблюдение законов; реагирование на
общественное мнение». Так же принципами социальной политики называют
установление гарантированных минимальных уровней заработной платы,
пенсий, пособий и других выплат, а также индексацию доходов населения.
В конституционно-правовом аспекте социальная политика государства - это
всегда массовая политика. Особенностью социальной политики является то,
что она затрагивает интересы широких слоев населения и тесно связана с
культурой. Это, в свою очередь, требует гибкости, тонкости, но в то же
время твердости в определении подходов к тому или иному решению.
Следовательно, в область рассмотрения принципов социальной политики
входит и анализ принципов в сфере образования, здравоохранения,
трудоустройства, молодежной и жилищной политики.
2. Принципы и перспективы развития Российской Федерации, как
социального государства
2.1. Принципы социальной политики Российской Федерации
5
Принципы социальной политики четко не сформулированы, характеризуются
разбросанностью в юридической науке и действующем законодательстве.
Подробное рассмотрение и определение принципов позволит
сконцентрировать правотворческую и правоприменительную деятельность
органов государственной власти и институтов гражданского общества в
едином направлении.
В конституционно-правовом аспекте социальная политика государства - это
всегда массовая политика. Особенностью социальной политики является то,
что она затрагивает интересы широких слоев населения и тесно связана с
культурой. Это, в свою очередь, требует гибкости, тонкости, но в то же
время твердости в определении подходов к тому или иному решению.
Следовательно, в область рассмотрения принципов социальной политики
входит и анализ принципов в сфере образования, здравоохранения,
трудоустройства, молодежной и жилищной политики.
Действущее законодательство закрепляет множество принципов, которые
напрямую относятся к принципам социальной политики государства,
например, в Федеральных законах «Об образовании в Российской
Федерации» (ст. 2), «Об основах социального обслуживания населения в
Российской Федерации» (ст. 5), «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» (ст. 4), «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (ст. 4), «Об охране окружающей среды» (ст. 3),
Трудовой кодекс (ст. 24), Семейный кодекс РФ (ст. 1) и другие. Во многих
законах субъектов Федерации региональный законодатель формулирует
массу принципов, относящихся к реализации социальной политики
государства.
Следовательно, принципы социальной политики - это основные начала,
определяющие направление проведения специальных мер государства,
отражающие жизненно важные потребности каждого человека в сфере
6
реализации прав на здравоохранение, жилище, образование, социальную
защиту, занятость населения.
Таким образом, основными принципами российской социальной политики
следует считать: 1) защиту социально незащищенных (малоимущих)
субъектов; 2) профилактику негативных последствий в социальной сфере; 3)
позитивную ответственность органов публичной власти и должностных лиц;
4) социальное партнерство.
2.2. Перспективы развития России как социального государства: проблемы и
пути их решения
В рамках данной работы не представляется возможным проанализировать
все проблемные аспекты. Рассмотрим некоторые из них и пути решения.
Так, в числе актуальных проблем системы обязательного медицинского
страхования можно выделить проблему контроля объемов, сроков, качества и
условий предоставления медицинской помощи застрахованному лицу.
Последний представлен медико-экономическим контролем, медикоэкономической экспертизой, экспертизой качества медицинской помощи и
осуществляется страховыми медицинскими организациями,
территориальными фондами ОМС (далее - ТФОМС). Отсюда в научной
литературе он поименован «вневедомственным негосударственным
контролем». Судебная практика рассматривает указанный контроль как
«один из механизмов финансово-экономического контроля за деятельностью
медицинских учреждений». Такая трактовка представляется обоснованной,
поскольку цель его осуществления достаточно специфична - обеспечить
целевое расходование средств ОМС. В пользу такого вывода
свидетельствуют положения ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 29.11.2010 N
326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской
Федерации». Они устанавливают, что при обнаружении нарушений со
7
стороны медицинской организации к последней применяются меры,
предусмотренные ст. 41 данного Закона и условиями договора на оказание и
оплату медицинской помощи по ОМС. Речь идет о санкциях в виде неоплаты
(неполной) оплаты затрат на медицинскую помощь, а также штрафах за
неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи
ненадлежащего качества в пользу страховой организации или ТФОМС.
Безусловно, названный контроль необходим, равно как и применяемые к
медицинской организации меры ответственности способствуют улучшению
качества медицинской помощи, предупреждению новых нарушений в сфере
ОМС. Но он не предполагает защиты интересов застрахованного лица,
непосредственно пострадавшего от дефектов оказания медицинской помощи.
Положения ФЗ «Об ОМС» не предоставляют последнему права требовать
проведения экспертизы качества оказанной медицинской помощи,
знакомиться с ее результатами, обжаловать их в случае несогласия. Право
обжалования результатов экспертизы качества медицинской помощи (как и
других экспертиз) в ТФОМС или суд принадлежит только медицинской
организации (ст. 42 ФЗ «Об ОМС»). Застрахованные лица лишь
информируются о выявленных нарушениях (ч. 12 ст. 40 ФЗ «Об ОМС»).
Однако, что такое смещение приоритетов весьма характерно для
действующей системы ОМС, где интересы публичных субъектов в целевом
использовании средств ОМС защищены не в пример лучше прав и интересов
застрахованных лиц. Безусловно, средства ОМС имеют особое публичное
предназначение, но заключается оно не только в финансовом обеспечении
реализации программ ОМС. В силу п. 5 ст. 3 ФЗ «Об ОМС» исполнение
обязательства по оплате оказанной застрахованному лицу медицинской
помощи законодатель рассматривает как составляющую страхового
обеспечения по ОМС. Вероятно, такой подход обусловлен тем, что ОМС
гарантирует не просто медицинскую помощь застрахованному лицу, а еще и
ее бесплатность. Но насколько обоснованно включение обязанности
8
страховщика по оплате последней непосредственно в содержание социальнообеспечительного обязательства? Представляется, что это ведет к
абсолютизации целевого использования денежных средств в механизме
защиты застрахованных лиц от последствий реализации данного вида
социального страхового риска. Не отрицая важности целевого расходования
названных средств, отметим, что это не должно становиться приоритетом.
Заключение
Итак, Конституция Российской Федерации провозглашает Россию
социальным государством, политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека
(ст. 7).
Эффективность законодательства в социальной сфере в значительной мере
зависит от скоординированности действий властей (федеральных,
региональных, местных), реализующих соответствующие полномочия,
предусмотренные законами.
Государственная политика в сфере социальной защиты населения России в
современный период определена в ряде документов политико-правового
характера, принятых Президентом и Правительством РФ.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с
учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от
30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ //
Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
9
3. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном
медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание
законодательства РФ, 06.12.2010, N 49, ст. 6422.
4. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства
РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 6724.
5. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» //
Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 6965.
6. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального
обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание
законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007.
7. Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 «Об утверждении
Концепции демографической политики Российской Федерации на период до
2025 года» // Собрание законодательства РФ, 15.10.2007, N 42, ст. 5009.
8. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // Собрание
законодательства РФ, 04.06.2012, N 23, ст. 2994.
9. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по
реализации государственной социальной политики» // Собрание
законодательства РФ, 07.05.2012, N 19, ст. 2334.
10. Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 «О списках
работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений
(организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по
старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей
право на досрочное пенсионное обеспечение» // Собрание законодательства
РФ, 28.07.2014, N 30 (часть II), ст. 4306.
10
11. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, N 47,
ст. 5489.
12. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р «Об
утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы
Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53
(ч. 2), ст. 8029.
13. Аристов Е.В. Канада как социальное государство: конституционноправовой аспект // Российский юридический журнал. 2015. N 5.
14. Анчишкин А.И. Налог с оборота - конкретная форма прибавочного
продукта социалистического производства. М.: Высшая школа, 1962.
15. Беляева Ю.Н. О социальных функциях государства // Журнал
российского права. 2016. N 1. С. 101.
16. Васильева Ю.В. О правовой политике в сфере права социального
обеспечения // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 4.
17. Вельяминов Г.М. Международное право: опыты. М.: Статут, 2015.
18. Власенко Н.А. Теория государства и права: Науч.-практ. пособие. М.,
2009.
19. Волкова Н.С. Государственное управление социальной сферой:
состояние и модернизация // Журнал российского права. 2013. N 7.
20. Гуриев С., Цивинский О. Россия - лидер по неравенству распределения
богатства // Ведомости. 2012. 6 ноября.
21. Егоров С.А. Международно-правовое регулирование социального
диалога в сфере труда / Под ред. К.Д. Крылова. М., 2015.
11
22. Конституция Королевства Бахрейн. Конституции государств Азии. В 3
т. / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: Институт законодательства и
сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации;
Норма, 2010. Т. 1.
23. Кудряшова Е.В. Целеполагание как составляющая механизма
правового регулирования государственного планирования в сфере финансов
// Юрист. 2013. N 16.
24. Парамонов В.В. Развитие России и формирование модели социальной
политики // Социальное и пенсионное право. 2014. N 1.
25. Путило Н.В., Мельник Т.Е. Обеспечение социальной функции
государства // Концепции развития российского законодательства / Отв. ред.
Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров. М., 2014.
26. Сафонов В.А. Социальное партнерство: Учебник для бакалавриата и
магистратуры. М., 2015.
27. Сергеев А.А. Признаки социального государства в современной
российской политической и правовой доктрине // Конституционное право и
политика: Сб. мат. межд. науч. конф. / Отв. ред. Авакьян С.А. М., 2012.
28. Середа М.Ю., Колобова Т.В. Деятельность уполномоченных по правам
человека в субъектах Федерации по защите социальных прав граждан //
Социальное и пенсионное право. 2013. N 3.
29. Сергей Миронов - о том, как спасти российский бюджет // Известия.
2011. 10 марта.
30. Стародубцева И.А., Шелудякова Т.В. Конституционные обязанности
государства и приоритеты социальной политики в России и зарубежных
странах // Социальное и пенсионное право. 2012. N 3.
12
31. Хабриева Т.Я. Основные векторы и проблемы развития социального
законодательства // Журнал российского права. 2014. N 8.
32. Чиркин В.Е. Принцип социальной справедливости в конституционном
измерении // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 11.
33. Шелудякова Т.В. Правовое регулирование и анализ принципов
социальной политики государства // Социальное и пенсионное право. 2016. N
3.