Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Все современные бизнес-компании построены на принципе иерархии. Один человек подчиняется другому, другой – третьему и т.д. Подобная структура позволяет организовать работу большого количества людей, а также проконтролировать деятельность каждого. Иерархия современного бизнеса напоминает пирамиду, когда её вершина – это глава всей организации, а от неё идут уровни ниже, на которых находятся все начальники по своей субординации. И, наконец, фундамент – это рабочая сила, которая выполняет механический труд и является двигателем всего бизнеса.
На каждом уровне управления работают менеджеры, эффективность работы которых влияет на итоговую успешность деятельности всей компании и зависит от личных навыков и качеств этих менеджеров.
Помимо этого на эффективность деятельности компании существенное влияние оказывает межгрупповое поведение, которое находится в ведении менеджеров разных уровней управления. Внутри организаций существуют группы и подгруппы, которые должны сотрудничать для достижения целей организации. Противоречия, которые существуют между индивидуумами, часто проявляются в отношениях между различными группами внутри организации.
В современной обстановке стремительного развития технологий, жесткой конкуренции, экономических санкций и нестабильной геополитической обстановки вокруг РФ, эффективность управленческих кадров приобретает особую актуальность – чтобы остаться на плаву, каждому нужно быть эффективным.
Все вышесказанное обусловило выбор темы для написания курсовой работы.
Цель курсовой работы – разработка мероприятий по совершенствованию работы менеджеров разных уровней с целью повышения эффективности деятельности современной организации.
Задачи курсовой работы:
- изучить теоретические аспекты эффективной деятельности менеджеров разных уровней управления организации, включая классификацию уровней управления, особенностей личных навыков и качеств менеджеров каждого уровня, а также подходы к анализу их эффективности;
- провести анализ эффективности управления в ООО «РЕЗКОМ КАВЕРС» на разных уровнях;
- разработать рекомендации по повышению эффективности работы менеджеров разного уровня управления ООО «РЕЗКОМ КАВЕРС».
Объект исследования курсовой работы – процесс управления в организации на разных уровнях.
Предмет исследования курсовой работы – эффективность работы менеджеров разного уровня управления.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
1 Теоретические аспекты эффективной деятельности менеджеров разных уровней управления организации
1.1 Уровни управления в организации
Уровень управления − часть организации, где могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше- или нижестоящими звеньями.[4]
Анализ специальной литературы позволил выделить три наиболее часто встречающихся подхода к классификации уровней управления в организации.
Согласно подходу Талкотта Парсонса (наиболее популярному и общепринятому) в организации можно выделить три уровня управления: [9]
Технический уровень (является нижним уровнем управления) − менеджеры напрямую взаимодействуют со специалистами-исполнителями, занимаются решением конкретных вопросов;
Управленческий уровень (средний) – менеджеры в данном случае отвечают за ход каждого производственного процесса в структурных подразделениях, включающих в себя ряд структурных единиц; менеджеры штабных и функциональных служб структуры управления, начальники вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов;
Институциональный уровень (высший) − администрация компании, занимающаяся общим стратегическим менеджментом; вопросами стратегического менеджмента − управление финансовыми ресурсами, выбор рынков реализации, развитие компании, на этом уровне задействовано только 3-7% от общей численности менеджеров. [9]
В соответствии с данной классификацией выделяют менеджеров низшего, среднего и высшего звена.
Управление в компании обычно осуществляется по пирамидальной структуре: нижний уровень включает большее количество менеджеров, а по ходу продвижения на более высокий уровень их количество сокращается, что наглядно демонстрирует рис. 1.1.
Рис. 1.1. Менеджеры разных уровней управления по Талкотту Парсонсу [9]
Еще одна классификация уровней управления выделяет пять уровней и к высшему, среднему и низшему уровню добавляет наиболее высокий уровень управления владельца или владельцев бизнеса, которые лично могут не принимать непосредственного участия в управлении компанией, однако, именно менеджеры этого уровня вольны в любой момент внедрить новшество в компанию, забрать оттуда деньги или вовсе развалить бизнес законным путем. [13]
А в качестве самого низшего уровня управления согласно данной классификации выделяются неформальные лидеры из числа рядовых сотрудников организации. Именно такого сотрудника часто оставляют «за старшего», когда нет формального начальника, либо же он может взять слово и сказать за весь свой небольшой коллектив.
Такие по структуре уровни управления предприятием позволяют обеспечить чёткое управление, пользуются преимуществами узкой, углубленной специализации менеджеров. При этом оно осложняет выяснение доли вклада отдельного руководителя нижнего звена в совокупный результат коммерческой деятельности, его зону ответственности за выбираемые управленческие решения.
Специалистами в области менеджмента разработана иная теория управления компанией. По их мнению, есть следующие уровни стратегического управления предприятием: [13]
Корпоративная стратегия. Она затрагивает общие цели компании и всё её пространство. Эти звенья управления призваны выполнять функции принятия ключевых решения в техническом, хозяйственном и производственном направлениях. Чаще всего принятие решения является функцией совета директоров. В эту категорию относят руководителей высшего звена.
Деловая стратегия. Выражается в достижении успеха в области конкуренции на рынке отдельной сферы бизнеса. На данном уровне занимаются решением таких задач: увеличением конкурентоспособности, реакцией на внешние факторы, выбором стратегии поведения главных обособленных подразделений. Орган, принимающий решения на этом уровне, − совет директоров, руководство подразделений, генеральные директора.
Функциональная стратегия. Формирует цепочку действий, направленных на достижение выбранной цели в каждой сфере, в которой функционирует организация, уровни управления предприятии призваны обеспечить проведение анализа, пересмотр, синтез различных идей, высказанных менеджерами на местах, и действия по реализации задач этого подразделения и поддержанию принятой стратегии компании. К данным уровням относят руководство среднего звена. Принятие решений находится в компетенции руководителей подразделений.
Операционная стратегия. Включает в себя особые стратегии для обособленных структурных единиц компании, уровни управления предприятием, содержащие в себе начальников на местах. Здесь решают проблемы, свойственные этому отдельному подразделению. Выбор решения находится в компетенции начальников отделов и функциональных служб.
Несмотря на внешнее различие названий и количества уровней управления согласно рассмотренным подходам, мы видим, что их всех объединяет единый признак классификации, который можно обозначить как цель организации.
Стратегическим целям соответствует высший уровень управления и корпоративная и деловая стратегии.
Тактическим целям – средний уровень управления и функциональная стратегия.
Оперативным целям – низший уровень управления и операционные стратегии развития организации.
1.2 Отличительные навыки и характеристики эффективных менеджеров разного уровня управления
Помимо общепринятых и обязательных качеств и умений, справедливых для любого управленца, существуют также отличительные навыки и характеристики, свойственные и способствующие эффективной работе на каждом из уровней управления в организации. Эти навыки и качества менеджеров обусловлены спецификой работы менеджеров и задач,
Фрагмент для ознакомления
3
1. 7 главных этапов совершенствования предприятия // Генеральный директор. – 2017. - №1 (январь).- С. 52-56.
2. 11 методов оценки работы топ-менеджеров без тотального контроля // Генеральный директор. – 2017. - №6 (июнь).- С. 85-89.
3. Анкона Д., Бресман Х. Команды прорыва. Источники инноваций и лидерства в отрасли; Гревцов Паблишер – Москва, 2013. – 336 c.
4. Виханский О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2012. – 670с.
5. Волков О.И. Экономика предприятия: Учебное пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 264 с.
6. Игебаева Ф.А. О роли лидера в управлении организацией. NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 42. С. 280-282.
7. Игебаева Ф.А. Эффективность деятельности менеджера – в стиле управления. В сборнике: Современное научное знание: теория, методология, практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 3-х частях. ООО «Новаленсо». 2016. – С. 55 – 57.
8. Любушин, Н. П. Экономический анализ: учеб.для вузов / Н. П. Любушин – М.:ЮНИТИ-М,2011. – 448 с.
9. Парахина В.Н. Теория организации: учебное пособие /В.Н. Парахина, Т. М. Федоренко. – М.: Кнорус.-2014. –296 с.
10. Пугачев В. П. Стратегическое управление человеческими ресурсами организации: учебное пособие / В. П. Пугачев. – Москва: КноРус, 2016. – 207 с.
11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В. Савицкая. — Минск: Новое знание, 2014. — 320 с.
12. Соловьев Б.А. Маркетинг: Учебник / Б.А. Соловьев. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 383 c.
13. Тебекин А.В. Стратегический менеджмент: учебник для бакалавров / А.В. Тебекин. — М.: Юрайт, 2012. — 320 c.
14. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р.А. Фатхутдинов – М.: Маркетинг, 2015. – 892с.
15. Официальный сайт ООО «РЕЗКОМ КАВЕРС» – https://rezcom.ru/