Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Каждая эпоха имеет определенные духовные ориентиры, определяющие предпочтения и кумиров. Почти неизвестный массовому читателю в советский период Довлатов С.Д. был высоко оценен читающей публикой и критикой, зарекомендовав себя как гениальный публицист этого времени.
Степень знаний о творчестве этого писателя в нашей стране ничтожна, поскольку она воспринимается очень упрощенно и приземленно, но то, что было опубликовано с 1992 года (в основном воспоминания друзей), позволяет нам дать высокую оценку его умению и духовным качествам. С 1978 года Довлатов жил в США и именно в этой стране смог выразить себя как великолепный мастер прозы. До 1990 года ни одна из его книг не издавалась в нашей стране. На Западе он опубликовал 12 книг на русском языке, стал лауреатом премии американского Пенклуба, был издан в престижном нью-йоркском обществе, где до него издавался только Набоков.
Целью данной курсовой работы является изучение образа автора журналиста в эмигрантской прозе автора.
Исходя из поставленной цели возникает необходимость решения ряда задач:
1. Изучение и анализ биографии писателя
2. Исследование эмигрантской прозы автора
3. Выявление стилистических особенностей творчества писателя
4. Определение роли образа автора журналиста в творчестве Довлатова С.Д.
Объект исследования – жизнь и творчество Довлатова С.Д.
Предмет исследования – образ автора журналиста в эмигрантской прозе автора.
В творчестве писателя публицистика занимает одно из важнейших мест. Анализ, посвященный исследованиям творчества его показывает, что все работы и рассматриваемые тексты до сих пор до конца не поняты и не изучены литературоведами, что позволяет по-новому взглянуть в разных аспектах на его творчество, в частности для уточнения художественных особенностей его прозы, уделяя внимание историко-культурной среде, а также исследование его автобиографичности.
В современных исследованиях отмечается тенденция изучения творческой эволюции, философских, эстетических взглядов, общих вопросов психологизма прозы Довлатова. Однако тема изучения образа автора журналиста в прозе автора еще не нашла достаточного освещения.
Творчество Довлатова анализировалось с различных позиций, его творчество привлекало внимание современников писателя, а также и в поздний период. Исследователи раскрывали особенности изображения Довлатовым конкретно-бытовой сферы жизни, обсуждение создавалось вокруг особенностей того, как автор создает удивительно точные картины жизни, характеры героев, мастерски изображать «психологический рисунок». Однако, помимо достоинств, некоторые отмечали и недостатки, такие как отсутствие философской глубины мысли, поверхностность.
Однако, несмотря на существование отличных взглядов на творчество Довлатова, все исследователи отмечают самобытность авторской манеры письма, которая сосредоточена на точном изображении быта и абсолютной естественности героев. В повседневных образах он находит новые принципы для создания образа, изображения конфликта со средой. Во многом в произведениях писателя поведение героев зависит от окружающей действительности. Объектом изображения становится прозаическая жизнь людей. На первый план он выдвигает психологическую правду.
Актуальность обозначенной темы исследования определяется недостаточной разработанностью проблемы, необходимостью точнее учитывать публицистичность прозы Довлатова.
В нашей работе мы анализируем основные формы выражения образа автора журналиста в произведениях писателя.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что в работе предпринимается попытка комплексного, системного исследования причин присутствия в прозе Довлатова автобиографических мотивов, а также изучении влияния данного художественного приема на читателя.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть учтены в дальнейшем изучении творчества Довлатова, а материалы исследования могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по истории русской литературы XX в.
Своеобразие прозы Довлатова является недостаточно исследованным явлением в отечественном литературоведении. Несомненно, ключевая роль в произведениях писателя принадлежит особенности авторского образа. В современных теоретических исследованиях данная проблема также рассматривается по-разному. Образ автора часто смешивается с образом рассказчика. Именно произведения Довлатова отличаются тем, что автор или рассказчик каждый в отдельном виде отсутствуют.
Структура работы представлена 2 главами, введением, заключением, списком литературы. Каждая из глав отвечает на вопросы, поставленные перед началом исследования.
Глава 1 Своеобразие художественной позиции Довлатова С.Д. в литературном процессе
1.1 Биографический контекст творчества
«Он умел рассказывать о том, что увидел, услышал, пережил, так, что читателю открывается суть жизни, которая в основе своей, к сожалению, часто пребывает на грани абсурда» — так писал о прозе Довлатова А. С. Карпов. Эта ниточка абсурда, словно волна, врывается в нашу жизнь, облекаясь в формы довлатовской прозы. Писатель третьей волны эмиграции, Довлатов не мог оставаться в стороне от тех событий, что происходили на его родине. Ведь многие его произведения автобиографичны. И получается, что вся воссозданная жизнь настолько правдива, что сомневаться в подлинности просто нельзя. Поэтому и тот абсурд, что виден из его произведений, тоже имеет вполне реальную основу. Например, всего две реплики из «Компромисса»:
«— Шикарный букет, — говорю.
— Это не букет, — скорбно ответил Жбанков, — это венок!..»
Таков довлатовский «компромисс» с этой ужасной и порой нелепой жизнью. Но в данном случае писатель идет от противного. Ведь сам Сергей Довлатов говорит, что «я пытаюсь вызвать у читателя ощущение нормы». А эту норму он противопоставлял надвигающему «абсурду». Ведь у человека, прожившего такую интересную жизнь, все не может уместиться в чемодане. «Я оглядел пустой чемодан. На дне — Карл Маркс. На крышке — Бродский. А между ними — пропащая, бесценная, единственная жизнь».
Еще один элемент прозы Довлатова — образ чемодана. А. Арьев называет его эмблемой довлатовской прозы. «Прозы, насыщенной упоминаниями неисчислимых предметов, разбросанных вокруг человека, сроднившихся с ним, — всяческих авторучек, ножичков, записных книжек... и прочих в пределах непосредственно осязания болтающихся вещи
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. — М.: Изд-во “Художественная литература”, 1986. — 541 с.
2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. — М.: Изд-во “Советская Россия”, 1979. — 318 с.
3. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. — М.: Изд-во “Художественная литература”, 1990. — 541 с.
4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.: Изд-во “Искусство”, 1986. — 444 с.
5. Богуславский В. М. Человек в зеркале русской культуры, литературы, языка. — М.: Изд-во “Прогресс”, 1989. — 200 с.
6. Бондаренко В. Плебейская проза С. Довлатова.// Наш Современник. — 1997. — № 2. — С.257 – 270.
7. Бродский И. А. Избранные стихотворения 1957 – 1992. — М.: Изд-во “Панорама”, 1994. — 496 с.
8. Вайль П. Без Довлатова // Звезда. — 1994. — № 3. — С.162 – 165.
9. Вайль П. Генис А. Искусство автопортрета.// Звезда. — 1994. — № 3. — С. 177 – 180.
10. Вайль, П. Из жизни новых американцев [Текст] / П. Вайль. – М., 2006.
11. Довлатов, С. Речь без повода… Или колонки редактора [Текст] / С. Довлатов. – М., 2006.
12. Довлатова, Е. «Новый американец» в Новом Свете [Текст] / Е. Довлатова. – М., 2006
13. Довлатов С. Человек, которого не было // Дружба: лит.-худ. сб. Л., 1971.
14. Искандер Ф. Думающий о России и американец.// Знамя. — 1997. — № 9 — С. 7 – 35.
15. Каледин С. Встреча с Сергеем Довлатовым, Невстреча с Сергеем Довлатовым, Собачье сердце.// Звезда. — 1994. — № 3. — С. 168 – 171.
16. Матлеев Ю. Тетрадь индивидуалиста.// Русские цветы зла. — М.: 1997 — С. 117 – 140.
17. Михайлов С. О литературе. — М.: Изд-во “Художественная литература”, 1989. — 278 с.
18. Молдавский Д. Н. Товарищ Смех. — Ленинград.: Изд-во “Лениздат”, 1981. — 344 с.
19. Найман А. Персонажи в поисках автора.// Звезда. — 1994. — № 3. — С. 125 – 128.
20. Нарбикова В. И путешествие.// Знамя. — 1996. — № 6. — С. 5 –
21. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. — Минск: Изд-во “Поппури”, 1997. — 704 с.
22. Новиков В. Заскок.// Знамя. — 1995. — № 10. — С. 189 – 195.
23. Нот-Пол. Уроки ХХ века.// Иностранная литература. — 1996. — № 5. — С. 238 – 245.
24. Однаралов В. Два полюса смеха.// Наш современник. — 1996. — № 11. — С. 148 – 152.
25. Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. — М.: Изд-во МГИК., 1994. — 214 с.
26. Оруэлл Д. Подавление литературы. — М.: Изд-во “Прогресс”, 1989. — 404 с.