Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена научным интересом к развитию детей раннего дошкольного возраста: это период первого пробуждения личностного начала, когда малыш все активнее заявляет о себе «Я сам!». Он пробует свои силы в продуктивных видах деятельности – лепке, аппликации, рисовании. И везде, где требуется получение результата (вылепленная фигурка, нарисованный цветок, приклеенная деталь), необходим достаточный уровень развития мелкой моторики. Владея рукой, ребенок становится более самостоятельным, независимым от взрослого. Проблема развития мелкой моторики рук рассмотрена в трудах В.М. Бехтерева, З.П. Васильцова, А.В. Запорожца, М.И. Звонаревой, М.М. Кольцовой, Л.А. Леонтьева, А.Р. Лурии, Т.П. Хризман и др.
Рисование является одним из средств, не только стимулирующим творческий потенциал ребенка, но и развивающим мелкую моторику, на что указано в трудах В.Н. Волчковой, Р.Г. Казаковой, В.Б. Косминской, А.А. Лукашовой, Н.Г. Морозовой, О.В. Недорезовой, В.Г. Петровой, Т.И. Сайгановой, Е.М. Седовой, В.Ю. Слепцовой, Т.В. Смагиной, Н.В. Степановой, Н.Б. Халезова и др. В практике работы детских садов хорошо зарекомендовали себя пальчиковые игры, используемые в рамках разных образовательных областей, в том числе и в художественно-эстетическом развитии. Увлекательные по содержанию и полезные по сути, они дают возможность ребенку освоить мелкие движения, с помощью которых впоследствии будет осуществлена рисуночная деятельность. Пальчиковые игры проводятся не только для пальцев рук, но и для кисти. Яркие эмоции оставляют у ребенка пальчиковые игры с использованием дополнительных материалов, например, когда надевают на руку ребенка перчатки, где на каждом из пальцев есть веселая фигурка. Систематическое проведение таких игр способствует развитию ручного праксиса.
Объект исследования – процесс художественного развития детей раннего возраста. Предмет исследования – процесс художественного развития детей раннего возраста средствами пальчиковых игр.
Цель исследования – разработать и реализовать серию занятий, направленных на художественное развитие детей раннего возраста средствами пальчиковых игр. Задачи исследования:
1) раскрыть психолого-педагогическую характеристику детей раннего возраста;
2) обозначить роль пальчиковых игр в развитии детей;
3) проанализировать педагогический опыт по художественному развитию детей раннего возраста средствами пальчиковых игр;
4) организовать и провести исследование развития мелкой моторики детей раннего возраста;
5) представить методические рекомендации по художественному развитию детей раннего возраста средствами пальчиковых игр.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования), эмпирические (наблюдение, анализ продуктов рисуночной деятельности детей).
Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в обогащении научных представлений об использовании пальчиковых игр в художественном развитии детей раннего возраста. Данная информация может стать полезной для методистов, занимающихся составлением рекомендаций, адресованных педагогам, для прохождения курсов повышения квалификации. Кроме того, подобранные и систематизированные сведения будут полезны студентам, проходящим практику в детских садах.
Практическая значимость заключается в разработке системы занятий по рисованию в первой младшей группе с использованием элементов пальчиковых игр. Данная информация может стать полезной воспитателям детских садов, работающих с воспитанниками третьего года жизни.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста
Ранний возраст – чрезвычайно важный период развития ребенка, потому что всё только начинается: речь, игра, общение со сверстниками; на этой стадии формируются первые представления о себе, о других, о мире в целом; закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Эти способности возникают не сами по себе, а формируются при участии взрослого, выбирающего для воспитания и обучения ребенка формы деятельности, соответствующие его возрасту. В этой связи необходимо иметь целостные представления об особенностях развития детей раннего возраста.
Ранний возраст охватывает период от 1-го года до 3-х лет. Внутри выделяют два этапа: от года до двух лет, от двух до трех лет. Как нам представляется, наиболее подробная характеристика каждого возрастного этапа развития представлена в примерных образовательных программах. В программе «От рождения до школы», разработанной под руководством Н.Е. Вераксы [20], сказано, что одной из главных характеристик детей в возрасте от года до двух является увеличивающаяся самостоятельность. Взаимодействие с взрослым вначале носит ситуативно-деловой характер, затем характер делового сотрудничества. Совершенствуются восприятие, наглядно-действенное мышление, чувственное познание действительности. Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы [20].
У детей после года, поясняется в программе, повышается работоспособность нервных клеток, поэтому длительность каждого периода активного бодрствования увеличивается, а именно: у детей до полутора лет она составляет от 3-х до 4-х часов, у детей двух лет – от 4-х до 5,5 часов [20]. Проявление активности осуществляется благодаря навыку, полученному на предыдущей стадии – хождению. Оно продолжает совершенствоваться. На развитие основных движений частично влияют пропорции тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова, вследствие чего малыш часто падает, не всегда способен вовремя остановиться, обойти препятствие [20].
Ближе к полуторагодовалому возрасту ходьба становится более совершенной: «Дети взбираются на бугорки, ходят по траве, перешагивают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле. Они много и охотно лазают: взбираются на диванчики, а позже на шведскую стенку, а также подлезают под скамейку, пролезают через обруч» [20, с. 49]. После полутора лет у малышей, кроме основных, развиваются и подражательные движения. Другими словами, глядя на взрослых и своих сверстников, дети могут ходить, как косолапый медведь, или прыгать, как заяц. В простых подвижных играх и плясках дети научаются координировать собственные движения и действия друг с другом (при участии не более 8 – 10 человек).
В примерной образовательной программе «Детский сад 2100», изданной под редакцией Р.Н. Бунеева [17], отмечается, что на втором году жизни малыши начинают активно исследовать свойства предметов, поскольку теперь уже не удовлетворяются эмоциональным взаимодействием с взрослым. Дети в возрасте от 1-го года до 2-х пытаются понять элементарные причинно-следственные связи, подмечаемые благодаря предметной деятельности (через величину и форму): «Во время знакомства с предметами и способами их использования совершенствуется восприятие ребенка, развивается его мышление, формируются двигательные навыки» [17, с. 13].
В примерной образовательной программе «Истоки», разработанной под научным руководством Л.А. Парамоновой, сказано, что ребенок третьего года жизни активно подражает сверстникам и взрослым; показывает действием неодушевленные предметы (например, как едет машина или летит самолет), изображает голоса животных и др. На этой стадии развития, говорится в тексте, он способен проявлять эмоциональную отзывчивость, он чувствителен к отношению взрослых к себе, вследствие чего нуждается в эмоциональной поддержке: «молодец», «ты очень хороший мальчик», «умница» [19, с. 40]. Она оказывается особенно важной в продуктивной деятельности, например, в рисовании: мелкая моторика у детей пока развита недостаточно, вследствие чего они рисуют каракули как случайные метки, оставляемые на бумаге карандашом или красками в зависимости от движения руки; начинают давать им название; способны создать простейшие изображения (например, квадратиком изображают машину).
Ближе к трем годам ребенок начинает руководствоваться замыслом, представлениями о конечном результате действий. К тому же он уже способен относительно долгое время с удовольствием заниматься каким-то одним делом, отказываясь от других, более привлекательных, в том числе и от помощи взрослых. Говоря о развитии игровых навыков, стоит отметить, что пока дети играют рядом, но не вместе. В примерной образовательной программе «Детство», разработанной Т.А. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой [18], акцентировано внимание на особенностях познавательного развития в раннем возрасте. По наблюдению разработчиков программы, современный ребенок во многом опережает своих сверстников, живших 30, 40, 50 лет назад.
Причина заключается в информационном поле, в котором ежедневно находится малыш, в результате «раньше начинаются процессы хождения, говорения. Опережающим отмечается и социальное развитие, значительно раньше отмечается кризис трех лет» [18, с. 14]. В методическом пособии Е.О. Смирновой «Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет» [13] сказано, что во взаимодействии со взрослыми ребенок второго года жизни приобретает опыт установления контактов с разными людьми. В этот период он чрезвычайно чувствителен к обращениям окружающих, с удовольствием идет им на встречу в игре. Малышу нравится, что взрослые с ним листают книжку, показывают какие-либо предметы, объекты и проч. Ребенок доверчиво относится не только к близким, но и к посторонним людям, охотно предлагая им свои игрушки [13].
На втором году жизни, продолжает Е.О. Смирнова, ребенок активно стремится подражать всему, что делают близкие. Основным объектом подражания становятся действия: разговор по телефону, приготовление обеда, стирка, глажение одежды, починка машины и проч. Однако в этом возрасте он только копирует внешнюю сторону поведения человека, не обращая внимания на результативность той или иной операции. Так, собираясь на прогулку, малыш начинает одеваться сам, но делает это следующим образом: «берет
Фрагмент для ознакомления
3
Журнальные статьи:
1) Александрова Т.В. Сказки на кончиках пальцев [Текст] / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. – № 7. – с. 33-37.
2) Аншакова М.А. Роль пальчиковых игр в формировании мелкой моторики детей раннего возраста [Текст] / М.А. Аншакова // Обучение и воспитание: методика и практика. – 2014. – № 13. – с. 26-28.
3) Леонова Е.В. Восприятие. Модуль образовательной программы «Игра, творчество, развитие» [Текст] / Е.В. Леонтьева // Дополнительное образование. – 2010. – №2. С. 154-159.
4) Нуриева А.Р. Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста [Текст] / А.Р. Нуриева // Экономика и социум. – 2018. №5(48). – с. 7-14.
5) Озерова В.П. Формы, методы и средства учебно-воспитательного процесса при обучении детей дошкольного возраста нетрадиционным техникам рисования [Текст] / В.П. Озерова // Вопросы дошкольной педагогик. – 2016. – № 3(6). – с. 142-144.
6) Соболева М.В. Нетрадиционные техники рисования [Текст] / М.В. Соболева// Евразийский научный журнал. – 2016. – № 1. – с. 52-56.
Учебники и методические пособия:
7) Артемьева А.В. Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет: методическое пособие [Текст] / А.В. Артемьева. – М.: Сфера, 2017. – 64 с.
8) Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учебник для студентов вузов [Текст] / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.: Владос, 2013. – 304 с.
9) Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет: методическое пособие [Текст] / С.О. Ермакова. – М.: РИПОЛ классик 2007. – 256 с.
10) Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг: методическое пособие [Текст] / М.М. Кольцова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 192 с.
11) Кураев Г.А. Возрастная психология: курс лекций [Текст] / Г.А. Пожарская, Е.Н. Пожарская. – Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2012. – 146 с.
12) Поддубная Е.А. Музыкальные пальчиковые игры: методическое пособие [Текст] / Е.А. Поддубная. – М.: Феникс, 2011. – 40 с.
13) Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: методическое пособие [Текст] / Е.О. Смирнова. – М.: АНО «ПЭБ», 2007. – 128 с.
14) Ульева Е.А. Пальчиковые игры для детей 4 – 7 лет: пособие для педагогов и родителей [Текст] / Е.А. Ульева. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 48 с.
15) Шмелева Е.Б. Пальчиковые игры: пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2 – 4 лет [Текст] / Е.Б. Шмелева. – М.: Ювента, 2008. – 48 с.
Примерные образовательные программы дошкольного образования:
16) Вдохновение: Примерная образовательная программа дошкольного образования / под ред. И.Е. Федосовой. – М.: Национальное образование», 2015. – 368 с.
17) Детский сад 2100. Основная образовательная программа дошкольного образования. Сб. материалов в 3-х ч. Ч. 1. Образовательные программы развития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста / Под науч. ред. Р.Н. Бунеева. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2016. – 528 с.
18) Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: Детство-Пресс, Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
19) Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Науч. рук. Л.А. Парамонова. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.
20) От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 333 с.
21) Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / А.Н. Поддъяков, Л.В. Свирская, Е.О. Смирнова и др. / под ред. А.Г. Асмолова // Образовательная политика. – 2015. № 2(68). – с. 27-71.
22) Радуга: примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Науч. рук. Е.В. Соловьева. – М.: Просвещение, 2014. – 232 с.
23) Успех: примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Рук. авт. коллектива Н.В. Федина. – М.: Просвещение, 2015. – 235 с.
Электронные источники:
24) Малина Н.С. Эффективность использования пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста [Текст] / Н.С. Малина // Студенческий: электрон. научный журнал. – 2017. – № 18(18). – Режим доступа к статье: https://sibac.info/journal/student/18/86850.