Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о месте фигуры Президента в системе государственного управления в настоящий момент является обсуждаемым и достаточно актуальным. Прежде всего, это связано с возрастанием влияния действующего главы российского государства, но не только, именно сейчас можно наблюдать новый этап системного преобразования России, который затрагивает политическую, социальную и экономическую сферу. Не может этот процесс стороной обойти и сферу управления государством.
С момента принятия Конституции Российской Федерации, и формировании в стране суверенного демократического государства существует президентско-парламентская республика.
Формально, на законодательном уровне ничего не изменилось, всё также Федеральное Собрание и Президент РФ обладают рычагами воздействия друг на друга, в рамках реализации механизма сдержек и противовесов. Однако такое положение вещей является именно формальным, поскольку реально Президент обладает полномочиями, выходящими за установленные законом рамки. Такое положение вещей есть следствие возрастающей роли президентской власти.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, регулирующие порядок выборов и прекращения полномочий Президента Российской Федерации.
Предметом курсовой работы являются правовые нормы, регламентирующие порядка выборов и прекращения полномочий Президента Российской Федерации.
Целью курсовой работы является анализ порядка выборов и прекращения полномочий Президента Российской Федерации.
Задачами настоящей работы являются:
– исследовать правовой статус Президента Российской Федерации;
– раскрыть полномочия Президента Российской Федерации;
– рассмотреть порядок избрания Президента на должность;
– проанализировать основания и порядок прекращения полномочий Президента Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, в том числе формальной и диалектической логики, исторический, методы моделирования и прогнозирования, а также метод анализа.
Теоретической основой исследования являются труды таких авторов, как: Е.А. Абаева, Е.Н. Игнатьева, Г.А. Борисов, В.В. Кутько, Л.А. Пожарова, А.Н. Писарев, Т.Т. Таймазов, Е.А. Школяренко, Р.Э. Карякин, О.С. Морозова, Е.С. Гостева, и др.
Структуры работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЙ СТАТУС И ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Правовой статус Президента Российской Федерации
Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием в 1993 году. Она закрепила институт президентства в России, что стало основанием для развития научной дискуссии по поводу места и роли главы государства в системе органов государственной власти. Некоторые положения Конституции РФ, касающиеся Президента, являются слишком пространными, а значит, допускают неоднозначность толкования. В связи с этим в науке конституционного права России отсутствует единое понимание места и роли главы государства, а также его конституционно-правового статуса.
Особое внимание следует уделить положению Президента РФ в системе органов государственной власти. В соответствии со статьей 10 Конституции РФ в Российской Федерации закреплена система разделения властей. Однако Президент РФ ни в одну из ветвей власти не входит.
Соглашаясь с мнением, что Президент фактически возглавляет исполнительную ветвь власти, нужно сказать, что объем его полномочий в системе разделения властей настолько велик, что говорить о системе «сдержек и противовесов» приходится с большой долей условности. В соответствии с этим Президент имеет право наложить вето на законодательный акт, распустить Государственную Думу при особых условиях. В свою очередь законодательная ветвь власти имеет возможность отрешения Президента РФ от должности .
Несмотря на то, что институт президентства имеет уже достаточно длительную историю в Российской Федерации, до сих пор существуют проблемы, связанные как с доктринальным пониманием конституционно-правового статуса Президента России, так и с реализацией его элементов на практике. Наличие законодательных пробелов наряду с несовершенством практического осуществления закрепленных законом положений препятствует полноценному развитию и функционированию института Президентства. Такая ситуация характерна не только для России, но также и для иных стран постсоветского пространства, в частности для института Президентства Республики Таджикистан.
В российской юридической доктрине нет единого подхода к пониманию статуса Президента, так отдельные ученые именуют его правовым статусом, другие конституционным статусом, третьи – конституционно-правовым статусом.
Наиболее полным определением является следующее: конституционно-правовой статус Президента России – это закрепляемая нормами Конституции Российской Федерации и иных актов – источников конституционного права устойчивая, но динамичная система элементов, выражающих его особенности как главы российского государства положение российского Президента в государстве и обществе относительно других субъектов права. Первичный анализ юридической доктрины показывает, что базисным элементом правового статуса является комплекс прав и обязанностей. Если учесть то, что непосредственно «юридические связи всегда существуют относительно субъектов права, то упрощённо понятие правового статуса можно свести к положению субъекта в юридических связях, в соответствии с правилами поведения, установленными государством, по отношению к другим субъектам, участвующим в этих связях» .
Конституционно-правовой статус главы государства представляет собой систему элементов, присущих правовой личности Президента, его положению в государстве и обществе, закрепленную нормами Конституции Российской Федерации и иных актов.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 24. – Ст. 2253.
3. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
2. Научная и учебная литература по теме
4. Абаева Е. А. Выборы Президента РФ как индикатор народовластия / Е.А. Абаева // Выборы в конституционной системе власти : Материалы IX Международного Конституционного Форума. – 2018. – С. 3-7.
5. Борисов Г. А. Особенности правового статуса Президента Российской Федерации / Г. А. Борисов, В. В. Кутько, Л. А. Пожарова // Правовая политика и правовая жизнь. – 2018. – № 1. – С. 100-104.
6. Гаджиев Х. А. Становление и особенности института президентства в России / Х. А. Гаджиев // PolitBook. – 2016. – № 1. – С. 120-137.
7. Головин А. Н. Место президента в системе органов государственной власти в современной России / А. Н. Головин // Синергия Наук. – 2018. – № 22. – С. 968-974.
8. Гостева Е. С. Выборы Президента Российской Федерации как форма непосредственной демократии / Е. С. Гостева // Проблемы конституционной и административной ответственности : Материалы межвузовской научно-практической конференции. – 2017. – С. 110-114.
9. Гугкаев И. С. Основания прекращения полномочий Президента Российской Федерации / И. С. Гугкаев // Актуальные проблемы права: сборник научных статей магистрантов. – Владикавказ, 2017. – С. 84-99.
10. Добрякова Т. С. Возможности законодательного регулирования правового статуса Президента Российской Федерации / Т. С. Добрякова // Власть в политологическом, правовом и философском дискурсе : Материалы I Студенческой научно-практической конференции. Под редакцией Д.С. Будановой. – 2016. – С. 28-62.
11. Игнатьева Е. Н. Досрочное прекращение полномочий президента российской федерации / Е. Н. Игнатьева // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты : Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. – 2017. – С. 33-35.
12. Игнатьева Е. Н. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации / Е. Н. Игнатьева // Вестник научных конференций. – 2016. – № 4-4 (8). – С. 41-45.
13. Кнурова В. А. Институт президентства в информационном пространстве современного мира / В. А. Кнурова // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. – 2016. – № 2. – С. 52-60.
14. Морозова О. С. Выборы Президента РФ в 2018 г.: выдвижение и регистрация кандидатов / О. С. Морозова // Выборы: теория и практика. – 2018. – Т. 1. – № 1 (45). – С. 38-45.
15. Новоселова М. Д. Понятие, эволюция конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации / М. Д. Новоселова // Отечественная юриспруденция. – 2018. – № 2 (27). – С. 8-11.
16. Писарев А. Н. Конституционно-правовой статус президента Российской Федерации: вопросы теории и практики / А. Н. Писарев, Т. Т. Таймазов // Аллея науки. – 2018. – Т. 2. – № 3 (19). – С. 162-164.
17. Полещук О. О. Некоторые особенности правового статуса Президента Российской Федерации как главы государства / О.О. Полещук // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика : сборник статей победителей VII Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 153-155.
18. Тюгаев Р. М. Особенности правового статуса президента России / Р. М. Тюгаев // Актуальные проблемы современного конституционализма : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции / Под редакцией А.В. Александровой. – 2018. – С. 156-161.
19. Хоружий В. В. Институт президентства в современной России: основные тенденции развития / В. В. Хоружий // Отечественная юриспруденция. – 2017. – Т. 2. – № 5 (19). – С. 12-13.
20. Шахрай С. М. Конституционное право Российской Федерации : учебник для академического бакалавриата и магистратуры / С. М. Шахрай. 4-е изд., изм. и доп. – М. : Статут, 2017. – 624 с.
21. Школяренко Е. А. Нарушение избирательных прав граждан на выборах Президента РФ 2018 года / Е. А. Школяренко, Р. Э. Карякин // Актуальные вопросы права, экономики и управления : сборник статей XIII Международной научно-практической конференции : в 2 ч. – 2018. – С. 276-278.