Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Здравоохранение является одной из приоритетных отраслей деятельности государства, обеспечивающей здоровье и эффективную жизнь граждан. Она постоянно развивается и требует особого внимания к оптимизации управленческого воздействия.
За последние десятилетия данный аспект стал особенно актуальным в связи с интеграцией Россией в международное сообщество, ухудшением здоровья населения и обострением экологической обстановки, новыми требованиями к лекарственному обеспечению и процессу оказания услуг, уровню профессионализма медицинского персонала. Стало очевидным, что систему государственного управления в сфере здравоохранения нужно не просто менять, а значительно модернизировать в соответствии с новыми условиями жизни и перспективами развития государства.
Таким образом, понимание того, что система государственного управления является определяющей в развитии здравоохранения и формирует платформу для формирования структуры учреждений, повышения качества медицинского обслуживания, обусловило актуальность заявленной темы исследования.
Цель исследования – изучить систему управления здравоохранением в Российской Федерации и предложить меры по ее совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить ряд исследовательских задач:
- рассмотреть теоретические аспекты государственного управления в здравоохранении,
- изучить организационно-правовые аспекты государственного управления в сфере здравоохранения,
- выявить тенденции развития государственного управления в сфере здравоохранения в Российской Федерации,
- определить проблемы государственного управления в сфере здравоохранения в Российской Федерации,
- разработать предложения по совершенствованию государственного управления в сфере здравоохранения в Российской Федерации,
- разработать программу совершенствования и определитьвозможный эффект от внедрения предложений по совершенствованию государственного управления в сфере здравоохранения в Российской Федерации
Предмет исследования являются организационно-правовые, экономические и социальные отношения, составляющие основу государственного управления в сфере здравоохранения в Российской Федерации.
Объект исследования – система государственного управления в сфере здравоохранения в Российской Федерации.
Методологическая база исследования представлена общенаучными методами анализа и синтеза, дедукции и индукции, сравнительного и исторического анализа, комплексного и ситуационного подходов.
Данная тема достаточно хорошо изучена ввиду интереса к ней научных деятелей, управленцев, специалистов системы здравоохранения и потребителей медицинских услуг.
Основу данного исследования составляют труды таких ученых как ЛевкевичЮ.М., Мищенко Г.Н., Семячков А.К., Швец Ю.Ю.и других.
Правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации ФЗ-323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья в Российской Федерации» и другие нормативно-правовые акты.
Структура работы обусловлена целью, задачами и методологией исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1.Теоретические аспекты государственного управления в здравоохранении
Одна из главных проблем современного государственного управления заключается в отсутствии должного понимания значимости всей российской системы государственного управления, а также в отсутствии подходящих концепций преобразований .
Отдельное внимание следует уделить созданию необходимой информационной базы государственного управления, и, как следствие, наведению порядка в сфере государственной статистики и нужных статистических показателей. Это свидетельствует о важности детального анализа нужд и потребностей общества с целью обеспечения соответствующей программы общественного развития.
Также следует рассмотреть вопрос оценки эффективности государственного управления для того чтобы иметь возможность определять качество того или иного нововведения. Необходимым условием эффективности данного процесса является возможность применения данных методов оценки на всех уровнях управления в государстве, что делает рассмотрение результативности взаимосвязи государственного и муниципального управления более наглядным .
Еще одной проблемой, требующей решения, является необходимость обеспечения децентрализации федеративного государства при сохранении его относительного единства. Конституция, гарантируя равноправие всем субъектам, в некоторых своих статьях, имеющих пространственное толкование, дает возможность одним субъектам иметь больший спектр прав, чем другим, что создает между ними противоречия, рождая конфликты. И, вместо того, чтобы заниматься развитием региона и повышением качества жизни, они тратят силы, время и ресурсы на разрешение споров.
Примером вышеописанной ситуации могут служить многочисленные двусторонние договоры, заключаемые между республиками и федеральными органами. У первых появлялась возможность не платить ряд федеральных налогов, что ущемляло экономические права краев и областей. В результате это развило в них тенденцию к сепаратизму, выражавшуюся в желании образовать новые республики. С 2000 года ситуация с двусторонними договорами стала постепенно выравниваться, а большинство из них были прекращены к 2002 году, упрочив властные институты государства .
Таким образом, государственное управление – это управление государственными органами различных сторон жизни общества.
Государственное управление в сфере здравоохранения включает в себя широкий комплекс организационных структур и взаимоотношений между ними и потребителями. Управляющее звено данной системы находится в области государственного управления и в полном объеме определяет стратегию развития данной сферы (рис.2.1):
Рис.1.1. Система управления здравоохранением в Российской Федерации
Согласно данному рисунку государственные органы власти формируют аппарат управления здравоохранением и определяют организационно-правовые основы ее функционирования и развития.
Следует отметить, что система органов управления также имеет несколько уровней (рис.1.2.):
1.2. Уровни системы управления здравоохранением в Российской Федерации.
К организационно-правовым основам государственного управления здравоохранением относят:
- систему нормативно-правовых актов, регламентирующих решение задач в области здравоохранения,
- разработку стратегии, а также тактических и оперативных планов развития отрасли, показателей развития.
Отдельным блоком можно выделить методологию управления, которая включает в себя систему методов государственного управления в сфере здравоохранения, которая включает методы, инструменты, технологии, нормативы, регламенты и т.п.
Таким образом, систему государственного управления здравоохранением – это сложных комплекс взаимодействующих и взаимозависимых элементов, слаженность и эффективность работы которых определяет уровень обеспечения качества жизни и сохранения здоровья населения страны.
1.2.Организационно-правовые аспекты государственного управления в сфере здравоохранения
В целом система здравоохранения – это государственная система, развитие которой в полном объеме находится под ведением государства. Она объединяет подсистемы лечебных и профилактических служб для решения задачи обеспечения доступности квалифицированной медицинской помощи населению. Таким образом, ее эффективность достигается только при полном учете интересов всех заинтересованных сторон: государства, институтов управления, учреждений и предприятия здравоохранение и населения.
Для определения структуры и целевых ориентиров системы управления здравоохранения, а также роли каждого субъекта управления в достижении данной цели руководством страны разрабатывается стратегия развития здравоохранения. Согласно Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015-2030 гг. гарантом социальной защиты интересов граждан РФ в охране здоровья является государство. «Современные подходы к управлению здоровьем требуют не только перераспределения объемов медицинской помощи, но и пересмотра
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные материалы
Опубликованные нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 января 1997 года с историко-правовым комментарием. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997.
2. Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015-2030 гг. [Электронный ресурс] URL: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/strategiya-razvitiya-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii-na-dolgosrochnyy-period (дата обращения 20.04.2018).
3. Федеральный закон Российской Федерации ФЗ-323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья в Российской Федерации» // Информационная система «КонсультантПлюс»(дата обращения 20.04.2018).
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// Информационная система «КонсультантПлюс»(дата обращения 20.04.2018).
5. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50864 (дата обращения 14.02.2017).
6. Послание Президента Федеральному Собранию 2017 год. [Электронный ресурс] / http://kremlin.ru/events/president/news/53379
7. Послание Президента Федеральному Собранию 2018 год. [Электронный ресурс] // ttps://www.1tv.ru/shows/vystupleniya-prezidenta-rossii/poslanie-federalnomu-sobraniyu/vladimir-putin-obemy-zatrat-na-zdravoohranenie-dolzhny-byt-uvelicheny-vdvoe-poslanie-federalnomu-sobraniyu-2018
8. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Консультант Плюс
9. Положение «О Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения» в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 № 614 // Информационная система «КонсультантПлюс»(дата обращения 20.04.2018).
10. Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением оказанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково» // Информационная система «КонсультантПлюс»(дата обращения 20.04.2018).
11. Правила обращения медицинских изделий и создан Реестр зарегистрированных медизделий. (приказ Минздравсоцразвития России № 1198н от 27 декабря 2011 г.) «Об утверждении правил в сфере обращения медицинских изделий» // Информационная система «КонсультантПлюс»(дата обращения 20.04.2018).
Специальная литература:
12. Александров А. СКР поставил диагноз врачам // КоммерсантЪ 2016. - 29 сентября
13. Батенева Т. Неподъемные полномочия // Российская газета. – 2012. - №878. – С.4
14. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 5-е изд., стер. - М.: Магистр: ИФРА-М, 2010. - 576 с.
15. Герасименко Н.Ф. Финансирование здравоохранения: проблемы, итоги и перспективы // Экономика здравоохранения. – 2017. – № 4. – С.22-24.
16. Гладилина И.П. Васильева И.А., Сергеева С.А. Инновационные подходы к управлению в контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Инновации и инвестиции. – 2014. – № 3.- С.23-25
17. Лазарев С.В. Совершенствование системы государственного надзора при лицензировании медицинской деятельности// Вестник здравоохранения. – 2012. - №4. – С.34-36
18. Левкевич, М. М. Государственная и муниципальная политика в сфере здравоохранения: реализация и оценка эффективности [Текст]: монография / М. М. Левкевич, Н. В. Рудлицкая. - Москва : ИНФРА-М, 2016.
19. Максимова-Ладьина Н.И. Современные тенденции развития систем здравоохранения за рубежом // Труды СГА. - 2010. - №3. - С. 101-117.
20. Мищенко Г.Н. Системные проблемы лицензирования медицинской деятельности // Веко. – 2012. - №9.-С.14-18
21. Наджафова М.Н. О применении стратегического планирования здравоохранения // Иннов: электронный научный журнал. 2018. №2 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-primenenii-strategicheskogo-planirovaniya-v-sisteme-zdravoohraneniya (дата обращения: 11.04.2018).
22. Развитие региональной системы здравоохранения в оценке качества жизни населения: Монография / М.П. Куркина, С.А. Анохина – Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Курский гос. медицинский ун-т Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», – Курск, 2016
23. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать. 2-е издание. М., ГЭОТАР-Медиа, 2015.
24. Швец Ю.Ю. Система обеспечения качества медицинских услуг // Приоритетные направления развития науки и образования : материалы XI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 27 нояб. 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 4 (11). – С. 26-30
Адреса Интернет-ресурсов
25. Ветрова Е.А., Кабанова Е.Е., Богачёва Т.В. Оценка деятельности государственных органов власти в сфере здравоохранения // Социально-экономические явления и процессы. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-deyatelnosti-gosudarstvennyh-organov-vlasti-v-sfere-zdravoohraneniya (дата обращения: 05.04.2018).
26. Даниелян М.Г. Анализ источников финансирования здравоохранения на современном этапе // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/69719 (дата обращения: 11.04.2018).
27. Доклад Комитета РСПП по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению административных барьеров Совершенствование контрольно-надзорной деятельности и устранение административных барьеров http://www.goskontrol-rspp.ru/component/content/article/15-report-of-the-committee/32-dokladtext.html;(дата обращения 20.04.2018).
28. Заседание Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития. URL: http://kremlin.ru/events/president/news-/51917(дата обращения 20.04.2018).
29. Иванюженко А. О некоторых правовых проблемах оказания медицинских услуг, финансируемых за счет обязательного медицинского страхования // http://pravo-med.ru/articles/14007/
30. Сергеева Н.М. Современные организационно-экономические модели повышения качества деятельности медицинского персонала // Иннов: электронный научный журнал. 2018. №2 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-organizatsionno-ekonomicheskie-modeli-povysheniya-kachestva-deyatelnosti-meditsinskogo-personala (дата обращения: 11.04.2018).
31. Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации. URL: https://www.ros-minzdrav.ru/news/2016/05/16/2948(дата обращения 20.04.2018).
32. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/-news/21297(дата обращения 20.04.2018).
33. https://www.rosminzdrav.ru/(дата обращения 20.04.2018).
34. http://www.roszdravnadzor.ru/lic/licensing_of_medical_work(дата обращения 20.04.2018).