Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Без выявления и познания исторического прошлого отечественного образования современные проблемы вряд ли могут быть успешно разрешены. Обращение к истории, углубленное внимание к прошлому - одно из характерных черт любой переломной эпохи. Сегодня, когда наша страна находится на новом этапе своего развития, идет процесс становления нового мировоззрения и идеологических установок, еще не закончен этап формирования нового общества, как никогда, на наш взгляд актуален вопрос воспитания патриотизма подрастающего поколения в современной школе. В силу этого, изучение системы школьного исторического образования в XIX - начале XX вв. является актуальным и своевременным, а также обусловлена недостаточной разработанностью, интересом к теме «Методология изучения научной проблемы преподавания истории в школах России ХIX начале XX вв.» и попыткой обобщения накопленного опыта по методике преподавания истории с целью систематизации и дальнейшего совершенствования имеющегося материала.
Общеобразовательная школа начала формироваться в России во второй половине XVIII века. В педагогических проектах 1760-х гг. изучение истории предусматривалось как обязательное во всех учебных заведениях. Велись споры относительно содержания курса, соотношения в нем отечественной и всеобщей истории. Деятель русского просвещения и крупнейший историк Г.-Ф. Миллер предлагал основное внимание сосредоточить на истории России. В работе «О способах преподавания разных наук» русский общественный деятель, историк, автор семитомной «Истории Российской» М.М. Щербатов рекомендовал курс преподавания истории начинать с отечественной истории, а затем уже вводить курс всеобщей истории. Но вплоть до середины 80-х гг. XVIII в. в учебных заведениях России преподавался курс всеобщей истории, сведения по русской истории включались в него в виде отдельных сюжетов.
Выдающийся русский историк С.М. Соловьев, известный преимущественно как автор многотомной «Истории России с древнейших времен», был не только блестящим ученым, но и замечательным преподавателем. В связи с этим важной частью творческого наследия Соловьева нужно признать многочисленные общие и специальные лекционные курсы, которые он читал в Московском университете и других учебных заведениях. Без изучения этой части наследия Соловьева невозможна полная и объективная характеристика его научной и педагогической деятельности. Отметим и то, что в XXI книге «Сочинений» Соловьева опубликованы его лекции по русской истории, читавшиеся в 1873/74 уч. г. [31], что в совокупности с иными условиями создает предпосылки для дальнейшего и более глубокого изучения научно-педагогической деятельности Соловьева.
Следует заметить, что в это время отечественная история как учебная дисциплина еще находилась в стадии своего становления. Количество специальных исследований и учебных пособий по отечественной истории оставалось незначительным. Деятельность профессоров была направлена на решение ценностных, содержательных и научно-методических проблем университетского преподавания истории России, поскольку научно обоснованные подходы к объему и содержанию истории России как учебной дисциплины еще не сложились. [16, с. 9]. Как следствие, курсы по отечественной истории в российских университетах читались фрагментарно и не охватывали всех периодов. Исключением являлся полный курс лекций отечественной истории Н.Г. Устрялова в Петербургском университете, изданный в 18371841 гг. в 5-ти томах [33]. Это был первый учебник для студентов, в котором автор представил целостное и последовательное изложение исторического прошлого страны с древнейших времён до середины XIX века. Что касается Московского университета, то преподавание в нем отечественной истории оставалось по преимуществу фрагментарным. К примеру М.Т. Каченовский, способствовавший формированию истории России как самостоятельной учебной дисциплины, «полкурса посвящал ... критическому обозрению трудов по русской истории; потом рассматривал древнейшие наши грамоты, начиная с договоров Олега и Игоря; в конце же года предлагал общий очерк важнейших событий, предоставляя подробное изучение событий, вполне достоверных, любопытству самих слушателей, и требовал, следственно, иного такого, о чем и не читал» [1, с. 4].
Другой профессор Московского университета М.П. Погодин, оказавший, между прочим, огромное влияние на становление истории России как учебной дисциплины и, отчасти, подготовивший почву для научно-преподавательской деятельности Соловьева, «сначала месяц, другой посвящал славянским древностям, которые читались буквально по Шафарику; потом переходил . к подробному рассмотрению вопросов о достоверности русских летописей и о происхождении варягов- Руси, т.е. прочитывались обе его диссертации», а «остальное время . проводил в том, что приносил Карамзина и читал из него разные места, не самые слабые и вместе значительные по предмету, требовавшие пояснений, дополнений», но «этого Погодин, кроме варяжского периода, сделать был не в состоянии, ибо все, что выходило по русской истории, драгоценные издания Археографической комиссии, для него не существовали; он выбирал из Карамзина места красивые, превращал класс русской истории в класс риторики» [30, c. 265-266].
В изучении истории преподавания в России имеются определенные традиции и достижения, однако этот комплекс вопросов еще не превратился в самостоятельную отрасль исторических знаний, которая позволила бы использовать весь современный арсенал средств и способов исторического исследования и образования.
Методическая литература в XIX – начале XX вв., посвященная вопросу преподавания истории в заданный период, к примеру, учебное пособие для среднего образования Н.И. Кареева, «История России в картинах» под редакцией С.П. Моравского, практическое руководство для начинающих учителей истории Н.П. Покатило.
Изданные и опубликованные документы правительства о народном образовании, выходившие в XIX – начале XX века: Сборник постановлений по Министерству народного просвещения, уставы образовательных учреждений разных ступеней образования, Циркуляр Министерства народного просвещения о программах по истории для мужских гимназий.
Учебники и программы к школьным курсам истории – группа источников, привлеченная для характеристики школьных курсов истории XIX – начала XX вв. для определения тематики уроков и методики преподавания. В данный период новые учебники создавались несколько раз, соответственно пересматривались и программы к учебникам, разрабатывались методики, подходы к обучению, концепции преподавания, разъясняющие учителю как нужно вести тот или иной курс истории, на что обращать внимание, в каком русле освещать исторические события.
Методическая литература в XIX – начале XX вв. освещает вопросы преподавания истории с точки зрения рассмотрения их педагогами и методистами - современниками XIX – начала XX вв.
Изданные и опубликованные документы правительства о народном образовании, разработанные и вступившие в силу в XIX веке материалы, показывающие направления правительственной политики в отношении школьного образования в соответствии с задачами, стоящими перед государством, и следовательно перед школой, как органом, реализующим эти задачи на практике.
К специализированным относятся статьи методиста М.И. Катаева, напечатанные в журнале «Вестник воспитания», где речь шла о типах учебников по истории, о новых веяниях в преподавании предмета, этот же вопрос освещался в периодическом издании «Вопросы воспитания». Большое количество статей принадлежат перу Н.И. Кареева. Они выходили в таких журналах, как «Русская школа», «Русская мысль» в 1899 г. Среди многих А.Ф. Гартвиг, труды о драматический методе в преподавании истории которого изданы в «Педагогическом вестнике Московского Учебного Округа», «Вестнике воспитания», там же статьи опубликованы Б.Е. Сырочковского; Я.С. Кулжинский – журнал «Русская школа» 1912 – 1916 гг., там же статьи Н.П. Покотило и А.Д. Надеждина о методики преподавания истории.
Не в полной мере, но все же, информацию об историческом образовании начала XX века можно почерпнуть и из труда М.А. Зиновьева «Очерки методики преподавания истории» 1955 г. В нем автор кратко дает описание происходящих в стране событий и вопросов, стоящих в связи с этим, перед учителями средней школы XIX в.
Несомненную ценность в историографии проблемы представляет обстоятельная монография Л.П. Бущика «Очерки развития школьного исторического образования в СССР», где первая, вводная, глава посвящена краткому описанию вопроса исторического образования в XIX – начало XX вв. Этот материал позволяет сформировать общее представление о становлении и последующем развитии исторического образования в России.
Объектом исследования в данной работе является преподавание истории в школах в XVIII - начале XX вв.
Предмет исследования - методика преподавания истории в школе в заявленный период.
Цель работы - рассмотрение методологии изучения научной проблемы преподавания истории в школах России XVIII - начале XX вв.
Исследовательские задачи:
1. Анализ организации и тематического планирования преподавания истории в Российской империи.
2. Характеристика общего и высшего исторического образования в Российской империи.
3. Обзор основных подходов в методике преподавания истории в Российской империи.
4. Анализ и оценка вклада С.М. Соловьёва и В.О. Ключевского в преподавание истории.
Общей методологической основой выступает комплексный подход к исследованию исторических источников, обеспечивающих всестороннее изучение предмета исследования. В основу исследовательской работы были положены принципы объективности и научности, а также историзма, позволившего изучить методику преподавания истории, ее сущностные изменения в заявленный период. Также были использованы общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция), общеисторические методы (
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверьянова Г.Д. Проблема организации содержания и методов обучения в русской гимназии. - М., 1973.
2. Александров А.В. Современные исторические труды в России. СПб., 1845.
3. Алешинцев И.А. История гимназического образования в России XVIII-XIX веков. - СПб., 1912.
4. Бущик Л.П. Очерк развития школьного исторического образования в СССР. - М., 1961.
5. Вендеровская Р.Б. Школьная реформа 1915-1916 годов и преподавание истории // Преподавание истории в школе (далее ПИШ). 1995. № 4. С. 22-26.
6. Волкова И.В. «Новый период» истории России в трудах С.М. Соловьева (из истории общественной мысли середины XIX в.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1984.
7. Волкова И.В. Сергей Михайлович Соловьев. Очерк жизни и творчества // С.М. Соловьев. Общедоступные чтения о русской истории. М., 1992. С. 23-186.
8. Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века. - Л., 1954.
9. Герье В.И. Детство. Учение до получения кафедры // История и историки. М., 1990. С. 419-439.
10. Докладная записка С.М. Соловьева в совет Московского университета о преподавании истории в гимназиях / / Преподавание истории в школе. - 1988. - № 4.
11. Ерик П.Д. Преподавание истории в русской школе в XVIII в. // Преподавание истории в школе. - 1960. - № 4.
12. Ключевский В.О. С.М. Соловьев как преподаватель // Сочинения: В 9 т. М., 1989. Т. 7. С. 320-328.
13. Колесник И.И. Конспект лекций С.М. Соловьева по русской историографии // Археографический ежегодник за 1988 год. М., 1989. С. 201-209.
14. Константинов И.А. Очерки по истории средней школы. Гимназии и реальные училища (с конца XIX в. по 1917 год). - М., 1956.
15. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.
16. Материалы по реформе средней школы. Примерные программы и объяснительные записки, изданные по распоряжению Министерства народного просвещения. Пг., 1915.
17. Методика обучения истории в средней школе / Под ред. Н.Г.Дайри. - М., 1978. - Ч. 1. - Гл. 1.
18. Методика обучения истории древнего мира и средних веков в V-VI классах / Под ред. Ф.П.Коровкина, Н.И.Запорожец. - М., 1970.
19. Методика преподавания истории в средней школе. - М., 1986.
20. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа : сб. документов. 1917-1973 гг. М., 1974.
21. Ососков А.В. Начальное образование в дореволюционной России (1861 -1917 гг.). М., 1982.
22. Переписка С.М. Соловьева с К.С. Аксаковым (1847-1857) // Записки отдела рукописей Гос. Библиотеки СССР им. В.И. Ленина. М., 1987. Вып. 46. С. 177-208.
23. Перковская Г.А. Развитие исторического образования в университетах России во второй половине XVIII - начале XX в. Дис. ... канд. ист. наук. Ставрополь, 2005.
24. Смагина Г.И. Из истории преподавания русской истории в XVIII в. // ПИШ. 1990. № 4. С. 56-63.
25. Смагина Г.И. Из истории преподавания русской истории в XVIII веке / / Преподавание истории в школе. - 1990. - № 4.
26. Соколова А. О преподавании истории в фашистской Германии // Борьба классов. 1934. № 5-6. С.63-76.
27. Соловьев С.М. Избранные труды. Записки. М., 1983.
28. Соловьев С.М. Лекции по русской истории (1873/1874 гг.) // Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. XXI. Дополнительная. Работы разных лет. М., 1998. С. 6-246.
29. Соловьев С.М. Лекция 1-я курса лекций по древней истории, обзор русской исторической литературы // НИОР РГБ. Ф. 285. К. 3. Д. 1. Л. 1-18.
30. Соловьев С.М. Обзор событий русской истории, от кончины царя Федора Иоанновича до вступления на престол дома Романовых // Современник. 1848. Т. 7. №1-2. С. 1-40, 5988; 1849. Т.8. №3-4. С.1-28, 45-85; Т13. №1. С. 1-36. №2. С. 65-106. №3. С.1-36. №11. С.31-37. №12. С.85-108; Т.14. №3-4. С.1-36; Т.18. №11-12. С.31-57, 85-108; Т.29. №9. С.1-48.
31. Соловьев С.М. Обзор царствования Михаила Федоровича Романова // Современник. 1852. Т.31. №1. С.1-50. №2. С.79-122.
32. Соловьев С.М. Очерк истории Малороссии до подчинения ее царю Алексею Михайловичу // Отечественные записки. 1848. Т.61. №11. С.1-34. №12. С.147-166; 1849. Т.62. №2. С.215-270.
33. Соловьев С.М. Парижский университет: Письмо из Праги от 23 июня 1843 г. // Москвитянин. 1843. Ч. 4. №8. С. 478-494.
34. Студеникин М.Т. Активные методы обучения истории в русской школе начала ХХ века // Преподавание истории в школе. - 1994. - № 2.
35. Студеникин М.Т. Отечественная методика обучения истории в последней четверти Х!Х века // Научные труды МПГУ. - Серия социально-исторической науки. - М., 1995.
36. Сулимов В.С. Чувства добрые пробуждать. Из истории светской школы Тобольской губернии в конце XIX - начале XX вв. Тюмень : Вектор Бук, 2004.
37. Танков А.Л. С.М. Соловьев как профессор // Колосья. 1885. № 8. С. 245-272.
38. Устрялов Н.Г. Русская история. СПб., 1837-1841. Ч. 1-5.
39. Фохт А.В. О методических и педагогических ошибках школы М.Н. Покровского // Исторический журн. 1937. № 2. С. 101-110.
40. Чижов Л.А. Становление стабильных учебников истории в советской школе // ПИШ. 1976. № 6. С. 13-20.
41. Шаханов А.Н. Вопросы среднего исторического образования в творческом наследии С.М.Соловьева // Преподавание истории в школе. - 1989. - № 6.
42. Шаханов А.Н. С.М. Соловьев как преподаватель // История и историки: историографический ежегодник. 2002. М., 2002. С. 96-137.