Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Повышенный интерес к поиску эффективных средств педагогического
воздействия на организм юношей обусловлен в основном двумя группами факторов: с
одной стороны, в юношеском возрасте организм наиболее восприимчив к различным
внешним воздействиям, с другой – именно на этом этапе закладывается основа почти
всех характеристик взрослого человека. Если же учесть то обстоятельство, что
двигательная деятельность является одновременно и условием, и стимулирующим
фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится
очевидной необходимость интенсивной разработки вопросов совершенствования
двигательной деятельности у юношей [1].
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) прописаны
основные моменты, регламентирующие деятельность в области образования. Существует
ФГОС, которым руководствуются при составлении программ для школьного учреждения,
в том числе по физическому воспитанию. В результате анализа ФГОС установили, что в
школьном возрасте крайне важно развивать все физические качества в комплексе. В этом
возрасте развитие наблюдается во всех сферах жизни. В первую очередь
совершенствуются основные психофизиологические функции, развиваются
разнообразные двигательные навыки и физические качества, такие как ловкость,
быстрота, выносливость, гибкость, сила, равновесие. В дальнейшем эти качества являются
той базой, на которую накладываются более сложные движения [2].
Глава 1. Теоретические основы развития силовых способностей у юношей 12-16 лет
1.1. Роль различных физических качеств в развитии юношей 12-16 лет
В ходе организации любого тренировочного процесса, в том числе тренировок в
школьной секции атлетической гимнастики, большое внимание уделяется развитию
2
физических качеств и основных двигательных навыков. Атлетическая гимнастика
особенно полезна для юношей в возрасте 12-16 лет. Именно этот возраст является
оптимальным периодом для развития основных видов движения и различных физических
качеств. Это связано в первую очередь с тем, что на этот период приходится
окончательное становление личности, как на физическом, так и на психическом уровне
[2].
Человек стремится общению, к познанию и изучению окружающего мира, на основании
полученных сведений анализирует и интерпретирует информацию на столько, насколько
развито его мышление и представления. В этот период происходит прогрессивное
развитие всех органов и систем. Развитие наблюдается во всех сферах жизни. В первую
очередь совершенствуются основные психофизиологические функции, развиваются
разнообразные двигательные навыки и физические качества, такие как ловкость,
быстрота, выносливость, гибкость, сила, равновесие. В дальнейшем эти качества являются
той базой, на которую накладываются более сложные движения, человек может быстро
приспосабливаться и выполнять освоенные движения в любой видоизмененной форме и
в различных условиях двигательной деятельности [5].
Под физическими качествами и способностями мы подразумеваем набор основных
качеств и способностей человека, с помощью которых можно определить уровень
физического развития. В первую очередь физические качества определяются
морфофункциональным развитием организма, особенностями биохимического обмена в
организме. К числу основных характеристик относят: конституция организма,
функциональное состояние органов и систем органов и организма в целом. Конституцию
организма характеризует ряд признаков: телосложение, рост, вес, окружность тела и
другие показатели. Двигательная функция занимает особое положение среди множества
других функций, она определяет способность человека к передвижению, а также
способствует выполнению определенного объема движений. Двигательная функция
определяет уровень развития и сформированности двигательных качеств организма [1].
Для человека в этом возрасте характерно интенсивное формирование физических и
психических качеств. Важным этапом является развитие высокого уровня произвольного
характера обучения и познания. У человека в этом возрасте, как правило, повышенное
внимание, которое связано с познанием и попытками ориентироваться в окружающей
среде, стремлением проявить свою индивидуальность. Также характерно эмоциональное
отношение к окружающему миру, которое он учится контролировать при помощи
физической нагрузки. Для человека очень важны внешние впечатления, полученные из
окружающей среды, они же обеспечивают дальнейшее развитие личности. Именно по
этой причине эффективным средством развития физических качеств является применение
инновационных методов преподавания, применение различных технологий, нового
оборудования на занятиях, интересное для ребенка построение занятия, позволяющее
поддерживать высокий уровень интереса и положительный эмоциональный фон [4].
1.2. Физиологические механизмы развития силовых способностей
Силовые способности - это способности человека преодолевать внешнее сопротивление
или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений). Влияние на проявление
силовых способностей оказывают разные факторы [18]:
- собственно мышечные факторы: сократительные свойства мышц, зависящие от
соотношения белых (быстрые) и красных (медленные) мышечных волокон; активность
ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного
энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц;
качество межмышечной координации.
3
- центрально-нервные факторы - интенсивность (частота) эффекторных импульсов,
посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом
влиянии центральной нервной системы на их функции.
- личностно-психические (мотивационные и волевые компоненты, эмоциональные
процессы).
- биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность
звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс и др.).
- биохимические (гормональные).
- физиологические (функционирование периферического и центрального
кровообращения, дыхания и др.).
Из многочисленных публикаций можем сделать вывод о том, что использование средств
атлетической гимнастики вызывает хороший тренирующий эффект, связанный с
увеличением нагрузки на рабочие мышцы.
Силовые способности развиваются при правильной организации тренировочного
процесса, при котором мышца подвергается умеренному утомлению, после чего
развивается восстановление. При этом нужно понимать, что утомление должно быть
умеренным, поскольку переутомление. Наоборот, негативно сказывается на состоянии
организма.
Основным признаком, который может указывать на утомление, является снижение
работоспособности. Тем не менее, не во всех случаях снижение работоспособности
может рассматриваться как утомление. В основе развития снижения работоспособности
могут лежать различные процессы: недостаточное питание, авитаминоз, заболевание.
Тем не менее, эти состояния не могут рассматриваться в качестве утомления. Об
утомлении может идти речь только в том случае, если оно наступило в результате
активной работы [3-6]. Таким образом, под утомлением следует подразумевать такое
состояние, при котором в результате интенсивной работы происходит временное
снижение работоспособности [7].
Глава 2. Практические аспекты исследования роли атлетической гимнастики в развитии
силовых способностей
2.1. Атлетическая гимнастика как средство развития силовых способностей у юношей 12-
16 лет
Атлетическая гимнастика - это система физических упражнений, развивающих силу, в
сочетании с разносторонней физической подготовкой. Занятия атле¬тической
гимнастикой способствуют развитию силы, выносливости, ловкости, формируют
гармоничное телосложение.
Развитие силы обеспечивается выполнением следующих специальных силовых
упражнений [4]:
-упражнения с гантелями (вес 5-12 кг): наклоны, повороты, круговые движения
туловищем, выжимание, приседание, опускание и поднимание ганте¬лей в различных
направлениях прямыми руками, поднимание и опускание" туловища с гантелями за
головой, лежа на скамейки;
-упражнения с гирями (16,24, 32 кг): поднимание к плечу, на грудь одной и двумя руками,
толчок и жим одной и двух гирь, рывок, бросание гири на дальность, жонглирование
гирей;
-упражнения с экспандером: выпрямление рук в стороны, сгибание и рас¬прямление рук
в локтевых суставах из положения стоя на рукоятке экспан¬дера, вытягивание экспандера
до уровня плеч;
4
2.2. Организация исследования роли атлетической гимнастики в развитии силовых
способностей юношей
Для исследования уровня нагрузки, а также для проверки развивается ли у школьников
утомление в процессе занятий физической культурой, нами была проведена
пульсометрия с последующим анализом нагрузки [16, 17].
Для определения характера нагрузки на уроке атлетической гимнастики использовались
следующие физические упражнения:
Ходьба
Специальные упражнения в движении
Бег в умеренном темпе
Упражнения с гирями
Упражнения с гантелями
Упражнения с металлической палкой
Упражнения на тренажерах и блочных устройствах
Для анализа влияния восстановительных процессов в мышцах на физическую
подготовленность, в частности, силовые способности, учащихся использовались
следующие физические упражнения:
• Сила правой кисти (кг).
• Сила левой кисти (кг).
• Подъем туловища в сед за 30 сек. (кол-во раз).
• Вис на перекладине (с).
2.3. Результаты и обсуждения
Для того чтобы определить уровень нагрузки, а также выяснить, развивается ли у
школьников утомление в процессе занятий физической культурой, нами была проведена
пульсометрия [16] с последующим анализом нагрузки [17]. Все данные усреднены
(высчитано среднее арифметическое для 10 участников эксперимента). Обобщенные
данные (для всех участников эксперимента) представлены в табл.1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Положительное воздействие восстановительных процессов на силовые способности
показано в табл. 3 и 4. Это было выявлено путем сравнения основных показателей
физической подготовленности школьников до применения повышенных физических
нагрузок, которые вызывают переутомление и восстановление и после. Эксперимент
проходил в рамках занятия в школьной секции по атлетической гимнастике. Показано, что
результаты существенно улучшились.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абзалов Р.А., Нигматуллина Р.Р. Изменение показателей насосной функции сердца
у спортсменов и неспортсменов при выполнении мышечных нагрузок повышающейся
мощности // Теор. и практ. физ. культ.- 2008.- №8.-С.24-26, 39.
2. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М.:
Медицина, 2016. - 143 с.
3. Антропова Е.Н., Учакин П.Н., Воротникова И.Е., Овсянников А.В. Иммунологический
контроль при общей и специальной физической тренировке // Теор. и практ. физ. культ. -
2008.- №6.-С.17-19.
4. Васильева В.В., Сологуб Е.Б. Лекции по физиологии отдельных видов спорта. Л.,
2017 - 52с.
5
5. Викулов А.В. Реологические свойства крови в системе комплексной оценке
кровообращения у высококвалифицированных спортсменов // Теор. и практ. физ. культ.-
2017.- 4.-С.5-7.
6. Вовк С.И. Особенности долговременной динамики тренированности // Теор. и
практ. физ. культ.- 2009.- №2.-С.28-31.
7. Кочетков А.Г., Бирюкова О.В., Силкин Ю.Р. Морфофункциональные эквиваленты
состояния сердца при нагрузках до отказа как отражение стадийности адаптационного
процесса // Теор. и практ. физ. культ.- 2009.- №1.-С.27-32.
8. Кузнецова В.К., Любимов Г.А. Механика дыхания // Физиология дыхания. - СПб.:
Наука, 2014. - С.54-104.
9. Кузнецова В.К., Аганезова Е.С., Яковлева Н.Г. и др. Методика проведения и
унифицированная оценка результатов функционального исследования механических
свойств аппарата вентиляции на основе спирометрии: Пособие для врачей. СПб., 2016.-
36с.
10. Куликов В.П., Киселев В.П. Потребность в двигательной активности. - Алтай:
Физиология. Валеология. Реабилитология,2008.-128с.
11. Локтев С.А., Шкеля В.А. Воспроизводимость показателей аэробной и анаэробной
работоспособности спортсменов в условиях стандартных лабораторных тестов // Теор. и
практ. физ. культ.- 2015.- №10.-С.54-56.
12. Макарова Г.А., Якобашвили В.А., Локтев С.А. Показатели крови в системе оценки
функционального состояния организма спортсменов // Теор. и практ. физ. культ.- 2008.-
8.-С.45-48.
13. Никитюк Б.А., Талько В.И. Адаптация компонентов сердечно-сосудистой системы к
дозированным двигательным нагрузкм // Теор. и практ. физ. культ.- 2008.- №1.-С.23-27.
14. Озолин Н.Н., Конькова А.Ф., Абрамова Т.Ф. Оптимизация адаптации - условие
эффективной тренировки // Теор. и практ. физ. культ.- 2013.- №8.-С.34-39.
15. Павлов С.Е. Основы теории адаптации и спортивная тренировка // Теор. и практ.
физ. культ.- 2009.- №1.-С.12-17.
16. Павлов С.Е., Кузнецова Т.Н., Афонякин И.В. Современная теория адаптации и опыт
использования ее основных положений в подготовке пловцов // Теор. и практ. физ.
культ.- 2011.- №2.-С.32-37.
17. Першин Б.Б., Кузьмин С.Н., Левандо В.А. и др. Местный и гуморальный иммунитет
у спортсменов в процессе тренировок и ответственных соревнований // Теор. и практ.
физ. культ.- 2016.- № 6.-С.18-20.
18. Першин Б.Б. Стресс, вторичные иммунодефициты и заболеваемость. М., 2014. -189
с.
19. Рыбаков В.В., Куликов Л.М., Дятлов Д.А. и др. Влияние тренировочных программ
годичного макроцикла на состояние иммунитета и уровень заболеваемости
квалифицированных лыжников-гонщиков // Теор. и практ. физ. культ.- 2015.- №10.-С.37-
45.
20. Сашенков С.Л., Исаев А.П., Волчегорский И.А. и др. Проблемы и критерии
адаптации спортсменов к экстремальным физическим нагрузкам в динамике
тренировочно-соревновательного цикла подготовки // Теор. и практ. физ. культ.- 2015.-
№10.-С.14-17.