Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из важнейших средств укрепления здоровья являются физические упражнения. Занятия физической культурой в средней школе должны быть организованы в соответствии с организационными и методическими требованиями процесса физического воспитания, а также обязательно должны учитывать индивидуально-физиологические и возрастные особенности учащихся.
Обучение выполнению различных двигательных действий необходимо в любой деятельности. Однако только физическое воспитание изучает основу выполнения тех или иных движений, поскольку двигательная деятельность в физвоспитании является объектом и средством, а также целью совершенствования. Обучение двигательным действиям в физическом воспитании характеризуется определенной специфичностью. Суть специфики в том, что познание нового при изучении двигательных действий осуществляется путем освоения разнообразных движений, которые являются основой физических упражнений.
В процессе физического воспитания обучение обеспечивает одну из его сторон – физическое образование, т.е. «системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний» (Л.П. Матвеев, 1983).
Процесс физического воспитания происходит обучение занимающихся различным движениям с целью формирования и развития способностей управления своими движениями, а также для познания закономерностей движений собственного тела.
Большое значение имеет формирование двигательных действий у детей и подростков, особенно в периоды роста и формирования опорно-двигательного аппарата.
Обучение правильному выполнению движений, совершенствованию координации движений эффективно осуществляется в курсе гимнастики с основами акробатики. Формирующиеся в процессе занятий двигательные навыки и двигательные действия являются необходимыми в труде, быту или иной тренировке.
Целью исследования является комплексный анализ основ обучения двигательным действиям в разделе «гимнастика с основами акробатики» у учащихся 6 классов.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
изучить и проанализировать научно-методическую литературу по указанной проблеме.
выявить основные факторы и условия, способствующие обучению двигательным действиям.
изучить сущность и определить структуру обучения двигательным действиям,
рассмотреть принципы и задачи освоения двигательных действий во время занятий гимнастикой.
Объект исследования: двигательные действия
Предмет исследования: обучение двигательным действиям в разделе «гимнастика с основами акробатики».
1. Двигательные действия как предмет обучения
1.1 Понятие двигательного умения и навыка
Специфика физического воспитания заключается в обучении движениям и развития физических качеств человека [11]. В практическом смысле процесс физического воспитания представляет собой физическую подготовку человека к определенному виду социальной деятельности, будь то трудовая, военная, учебная или иная деятельность.
Специфичность физического воспитания отражается в следующих его аспектах: обучении двигательным действиям (движениям) и воспитании физических способностей.
Обучение представляет собой систематический, целенаправленный и организованный процесс формирования и развития определенных качеств, которые необходимы человеку для выполнения каких-либо функций. В понятие обучения входят учение и преподавание.
Главной задачей во время обучения двигательным действиям является обучение управлению собственными действиями, что включает в себя регулирование прилагаемых усилий, быстроту выполнения, форму, амплитуду, направление движения.
В основе обучения движениям лежит именно физическое образование, представленное системным и поэтапным освоением обучающимися различных методов управления собственными движениями с использованием специального разработанных систем обучения [12].
Овладение техникой какого-либо движения можно разделить на несколько этапов: сначала возникает умение, позволяющее выполнить определенное движение, затем в результате дальнейшего углубления и совершенствования сформированное умение трансформируется в навык. Умение и навык имеют весьма существенные различия, так как они определяются степенью освоенности, а, соответственно, и тем способом управления, которое используется человеческим сознанием.
Во время обучения тем или иным движениям (двигательным действиям) одной из задач является доведение данного умения до определенного уровня совершенства, а формирование на его основе навыка и прочное усвоение связанных с ними знаний.
Для того, чтобы в дальнейшем избежать терминологической путаницы следует четко разграничивать определения «двигательного умения» и «двигательного навыка», так как два этих понятия достаточно часто ошибочно употребляются в качестве синонимов.
Двигательное умение характеризуется такой степенью владения техникой определенного действия, при которой наблюдается повышенная концентрация внимания человека по отношению к составным операциям данного действия, что способствует нестабильному решению двигательной задачи [15].
По мнению Еркомайшвили И.В., под двигательным умением следует понимать степень владения двигательным действием, управляемым при активной роли мышления [16].
Возникновение умения выполнения нового двигательного действия происходит на основе таких предпосылок как минимальные основные знания о технике действия, наличие двигательного опыта, достаточный уровень физической подготовленности. Характерной чертой двигательного умения является постоянное улучшение способа выполнения определенного действия, обязательное осмысление подхода к процессу управления движениями. Все это вместе определяет сущность двигательного умения, которая заключается в постоянном совершенствовании способа выполнения действия при осмысленном подходе к процессу управления движениями.
Для двигательного умения характерны следующие признаки:
1. Неавтоматизированное управление движениями.
2. Контроль каждого движения сознанием, а также концентрация ученика.
3. Достаточно невысокая скорость выполнения движений.
4. Рациональность выполнения действий мала, поэтому на их осуществление затрачивается энергия значительно больше оптимального уровня.
5. Движения могут быть расчлененными.
6. Действия нестабильны.
7. Запоминание действие неточное.
В физическом воспитании можно различить несколько разных ролей двигательных функций, в определенных случаях происходит доведение умений до навыков, при необходимости более совершенного овладения какой-либо техникой [6].
Двигательное умение в процессе физического воспитания играет различную роль. Если необходимо добиться совершенного владения техникой двигательного действия, умения доводятся до навыков. В тех случаях, когда двигательные умения формируются без последующего перевода в навыки, они являются вспомогательными. Так, например, в ряде случаев материал школьной программы по физической культуре должен быть усвоен именно на уровне умения: выполнение висов и упоров, опорных прыжков, элементов акробатики.
Двигательные умения характеризуются большой образовательной ценностью, поскольку главным в них является направленное на анализ и синтез движений активное творческое мышление [17].
Последующее улучшение и совершенствование двигательного действия после многократного повторения постепенно ведет к автоматизации его выполнения и, таким образом, умение переходит в навык
Дальнейшее совершенствование двигательного действия при многократном повторении приводит к автоматизированному его выполнению, т.е. умение переходит в навык (см. рис. 1, Приложение).
Четкого определения двигательного навыка в литературе нет, поэтому ученые дают разнообразную трактовку, рассмотрим некоторые из них:
Под двигательным навыком понимают такую степень владения техникой действия, при которой движение управляется автоматически, т.е. при минимальном контроле со стороны сознания [14, 16].
К признакам двигательных навыков можно отнести следующие:
1. Автоматизированность управлением движениями. Освобождение сознания позволяет переключать внимание на усилия и результат действия. При этом автоматизация не означает неосознанность действий.
2. Слитность движений, то есть ряд элементарных движений может быть объединен в единый массив, что проявляется в скорости, точности и взаимосвязанности двигательного действия.
3. Устойчивость действий. Присутствует характерная особенность –
Фрагмент для ознакомления
3
1. Виленский М.Я. Учебник физическая культура. 5-7 класс. Просвещение, 2011.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. - Т.3. Проблемы развития психики / Под. ред. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 367 с.
3. Городилин, С.К., Физическое воспитание студентов: Тексты лекций / С.К. Городилин, В.В. Руденик. – Гродно: ГрГУ. 2002. – 30 с.
4. Еркомайшвили, И.В. Основы теории физической культуры / Курс лекций / И.В. Городилин. – Екатеренбург: 2004. – С. 64–67, 86–87.
5. Кукушкин В.С. Теория и методика обучения. Росто-на-Дону. Феникс, 2005.
6. Кулагина И.Ю. Педагогическая психология. – М: ТЦ Сфера, 2008.
7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
8. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний: учебное пособие / В.П. Лукьяненко. – Ставрополь: СГУ. – 2001. – С. 116 – 117.
9. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы. М:Просвещение, 2011.
10. Мартовский А.Н. Гимнастика в школе. М: Физкультура и спорт, 1981
11. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. М: Физкультура и спорт, 2005.
12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М: Народное образование, 2005.
13. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания. – М.: Владос-Пресс, 2002. – С. 11.
14. Степанова Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога. М.: Сфера, 2006.
15. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. Для институтов физ. культуры/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: издательский центр Академия; мастерство; Высш. школа, 2000. – С. 66–74, 86.
16. Физическая культура студента. Под ред. В.И. Ильинича. М., Гардарики, 2000. – С. 86, 183–185.
17. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Издательство Академия, 2003.
18. Чешихина, В.В. Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи / В.В Чешихина, В.Н Кулаков, С.Н. Филимонова: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. – С. 11–14.