Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С начала нового тысячелетия Россия стала очень интенсивно интегрироваться в мировую транспортную сеть. Вслед за представительствами иностранных компаний пришли товары, а с ними и новые требования к транспортировке, срокам, упаковке, услугам. Рынок постоянно требует увеличения скорости поставок, качества услуг, рационального распределения товаров по складам и потребителям. Кризис 2008 и изоляция 2015 заставили отечественные транспортно-экспедиционные компании и склады как можно скорее осваивать новые для них технологии – 3PL услуги и кросс-докинг.
Рынок постоянно требует увеличения скорости поставок, качества услуг, рационального распределения товаров по складам и потребителям.В силу своей специфики автоперевозчик связывает производителя с потребителем, оказывая транспортные услуги. Нередко в этой цепочке присутствуют перевалочные, накопительные, распределительные склады и центры.
Если правильно организовать/наладить бесперебойную работу транспорта, складов, снабдить их единой информационной системой и аналитическим отделом, то получится очень привлекательная модель стабильного 3PL бизнеса современного уровня.
Подобные компании, нацеленные на оказание полного цикла услуг по доставке, хранению, распределению товаров – есть логистический оператор в чистом виде. Сфера услуг давно вышла за рамки «бюро», а оказывать услуги на уровне 3PL оператора стало не только выгодно, но и перспективно.
Подобные компании, нацеленные на оказание полного цикла услуг по доставке, хранению, распределению товаров – есть логистический оператор в чистом виде.
Логистика – это сфера деятельности, которая организует и контролирует всю цепочку перемещения товаров, услуг, финансов, информации. При помощи логистических инструментов и методов происходит планирование оптимальных путей доставки товаров между производителем и потребителем. Сюда же относится создание систем и инфраструктур для рациональной стыковки всех участников цепочки доставки материальных, финансовых, интеллектуальных продуктов.
Глава 1. Теоретические и практические аспекты логистических процессов
1.1.Теоретические аспекты логистических процессов
Развитие отечественной логистики сопровождается расширением комплекса услуг, оказываемых в этой сфере. Средние и мелкие компании все чаще пользуются аутсорсингом, передавая часть функций управления оператору (логистическому провайдеру). Крупные фирмы имеют штат сотрудников в области логистической системы, но они привлекают специалистов по отдельным направлениям.
Развитие торговой деятельности связано с решением большого количества вопросов. Практичным выбором в такой ситуации становится передача логистических функций внешним компаниям. Пользование аутсорсингом дает компании несколько преимуществ:
• Снижение рисков, сопровождающих логистические процессы.
• Руководство концентрируется на основных направлениях бизнеса.
• Наблюдается ускорение логистического цикла.
• Улучшается анализ рынка, повышается уровень адаптации к его изменениям.
• Полный спектр услуг и сопровождение на всех этапах сделки.
К основным видам деятельности, передаваемым оператору, относится: сопровождение и хранение грузов, таможенное оформление и очистка, транспортировка, страхование, фрахтовые расчеты, аудит и многое другое.
Когда предприятие доверяет контролировать, организовывать, управлять этими процессами третьей, сторонней организации, то это называется логистическим аутсорсингом (от англ. outer source using – использование внешнего источника). Провайдер, взявший на себя заботу (назовем обобщенно) по доставке вашего груза, именуется «логистическая сторона» или «логистический оператор» (англ. Party Logistics – PL). Не каждое предприятие согласно полностью отказаться от собственной логистической службы. В этой ситуации определяющим является не только комплекс услуг, который может предложить логистический оператор, но и элемент доверия. Мировой опыт выделяет несколько ступеней услуг логистических провайдеров (или степеней доверия к ним).
PL (party logistics) означает «сторона логистики», этот термин дополняется цифрами от 1 до 4, определяющих степень вовлечения провайдера и технологический уровень услуг. Провайдер должен быть юридическим лицом и иметь лицензию на перевозку особых категорий грузов (спирт, опасные грузы). Это требование особенно актуально для компаний, оказывающих услуги 3PL и 4PL. Классификация операторов зависит от уровня сервиса:
• 1PL – владелец груза выполняет все логистические операции самостоятельно. Это уровень автономной логистики, появившийся еще в 70-80 годы XX века. 1PL – это уровень логистического отдела на предприятии, которое самостоятельно занимается дистрибуцией собственного товара. Вся логистика сводится к экономическому расчету поставки собственным транспортом от дверей до места передачи товара. Собственно, логистики в этом почти нет. В условиях тотальной оптимизации расходов на содержании управленческого аппарата, автопарка, ремонтных мастерских одним из вариантов решения есть переход на транспортный аутсорсинг.
• 2PL – простая форма аутсорсинга, оператор организует транспортировку и складское размещение груза. Провайдерами такого уровня является большинство отечественных грузоперевозчиков. Они имеют материальную базу в виде парка техники различной грузоподъемности и занимаются обеспечением перевозок. 2PL – это палочка-выручалочка для тех производителей, которые не хотят отказываться от отдела логистики, а только от собственного автотранспорта. Ангары, транспорт, мастерские продаются или отдаются в аренду, высвобождаются средства для развития. Отдел логистики объявляет конкурс среди сторонних автопредприятий, кто быстрее и/или дешевле доставит их груз по их точкам по их расписанию. В данном случае 2PL оператор – это транспортно-экспедиционная компания, выигравшая тендер или подписавшая контракт на поставку товаров марки «УУУ» по заданному маршруту и в соответствии с четким графиком поставки.
3PL – провайдер оказывает комплексные услуги по доставке. В этот перечень входит: перевозка, маркировка, упаковка, перегрузка и другие операции. В одной логистической цепочке движения товара от производителя/поставщика до потребителя/розничного покупателя может 3PL провайдер – это не только следующий, а качественно новый уровень логистических услуг. 3PL оператор берет под свой контроль полностью всю цепочку движения товара. На время нахождения товара под контролем 3PL провайдера ответственность за него полностью ложится на компанию, оказывающую 3PL услуги. Стыковка транспортных потоков, ответственное хранение, оформление сопроводительных документов, документов для таможни – этим и многим другим занимается логистик центр 3PL.
Чтобы перепоручить заботу о товаре на 3PL логистического оператора, заказчик услуг должен максимально довериться ему. Между ними должна быть максимальная прозрачность в обмене информацией, планами и документообороте.
В одной логистической цепочке движения товара от производителя/поставщика до потребителя/розничного покупателя может участвовать несколько 2PL операторов на разных стадиях. В этом существенная разница между 2PL и 3PL операторами. Каким бы ответственным ни был перевозчик, он не является логистическим провайдером, поскольку он не касается товара и операций с ним. Какими бы средствами связи, наблюдения, техподдержки ни оснащал свой современный автопарк 2PL оператор, он не выписывает документы на товар, не декларирует груз на таможне, не контролирует его срок годности. Поскольку его интересует только срок поставки.
3PL провайдер – это не только следующий, а качественно новый уровень логистических услуг. 3PL оператор берет под свой контроль полностью всю цепочку движения товара. На время нахождения товара под контролем 3PL провайдера ответственность за него полностью ложится на компанию, оказывающую 3PL услуги. Стыковка транспортных потоков, ответственное хранение, оформление сопроводительных документов, документов для таможни – этим и многим другим занимается логистик центр 3PL.
Чтобы перепоручить заботу о товаре на 3PL логистического оператора, заказчик услуг должен максимально довериться ему. Между ними должна быть максимальная прозрачность в обмене информацией, планами и документообороте.
4PL – оператор с самой высокой степенью вовлечения в бизнес клиента. Происходит интеграция всех компаний, имеющих отношение к цепи поставки груза. Оператор управляет всеми процессами и контролирует их качество.
Расширение сервиса привело к появлению дополнительной категории – 5PL. Таких операторов немного, к функционалу провайдеров уровня 4PL они добавляют поддержку современных информационных технологий (рис.1).
Рисунок 1. Отличие уровней логистических компаний
Провайдерами уровня 3PL становятся логистические компании, расширившие список оказываемых услуг. Кроме транспортировки груза они берут на себя:
• консолидацию отправок
• оформление платежей
• консультационные услуги
• таможенное представительство
• экспедирование
• информационное обеспечение
• сопровождение груза
• возврат товара
• страхование товара
3PL логистика – это уровень большинства современных операторов. Благодаря использованию аутсорсинга заказчик передает провайдеру свои функции и дистанцируется от бизнес-процесса. Оператор имеет широкие возможности по обеспечению своевременной и безопасной поставки. Он не только располагает парком различных автомобилей, но привлекает к осуществлению перевозки другие виды транспорта – морской, воздушный, железная дорога.
В штат компании включены специалисты различных областей: юристы,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Волков М., Дунаев О. Логистика в России: новые пути раскрытия потенциала / М. Волков, О. Дунаев / Торгово-промышленная палата Российской Федерации, TheBostonConsultingGroup, 2014. – С. 5–12.
2. Дятленко С.А., Развитие транспортно-логистического рынка в условиях внешних вызовов // Вклад аграрной науки в развитие земледелия Юга Российской Федерации. Инновационное развитие АПК: Материалы Межд. научно-практической конференции (Волгоград, 16–19 июль 2015 г.). – Волгоград: ООО «СФЕРА», – 2015. – С. 488.
3. Иванов Д. Тенденции развития логистики в Германии: практика, наука, образование / Д. Иванов // Анализ рынков. – 2012 – № 4 – С. 32–34.
4. Handelsblatt – Fünf Szenarien für die Zukunft der Logistik [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: //http://www.handelsblatt.com/unternehmen/logistik-spezial/branchenstudie-fuenf-szenarien-fuer-die-zukunft-der-logistik/6265734.html
5. http://data.trendeconomy.ru/dataviewer/wb/wbd/wdi?kf=WDI&series=LP_LPI_CUST_XQ&ref_area=DEU,RUS&time_period=2006,2007,2008,2009,2010,2011,2012,2013,2014,2015,2016,2017