Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования мирового рынка транспортных услуг определяется целым рядом обстоятельств.
Транспорт - наиболее важная составляющая развития мировой экономики и жизни в целом, так как транспорт является стратегически важным сектором мировой экономики. Ускорение процессов взаимодействия всех отраслей экономики провоцирует транспортный сектор на постоянные улучшения. Структурные изменения, которые характеризуют процессы глобального производства и международной торговли, происходят благодаря эволюционным скачкам в мировом транспортном секторе.
Законы и закономерности данного рынка имеют свои особенности. При этом эти законы имеют свойство постоянно меняться под воздействием множества различных факторов. Транспортный сектор, на данном этапе развития экономики, является одним из основных факторов глобализации, как международной торговли, так и транснациональных компаний. Так как развитие международных и внутренних рынков во все времена сопровождалось свободным перемещением товаров и ресурсов. Данные Всемирного банка говорят сами за себя, по состоянию за последние пять лет международный транспортный рынок оценивается в 2.2 трлн. (6.8% мирового ВВП).
Также на современный транспортный сектор влияют противоречивые тенденции, например, то, что, будучи инфраструктурным сектором, транспорт зависим от отраслей материальных благ. Помимо этого, транспорт оказывает значительное влияние на региональное распределение производственных мощностей, участвует в процессе воспроизводства и выступает в роли одной из главных частей системы экономических отношений.
Нынешняя ситуация в международной экономике характеризуется:
1. Быстрым развитием интеграционных процессов; 4
2. Меняющейся экономической обстановкой в территориальном контексте;
3. Различиями в степени развития национальных экономик и их открытостью для участия в международных экономических отношениях;
4. Интенсификация торговых потоков на различных уровнях взаимодействия экономических агентов;
5. Рост туристских потоков, который определяет необходимость определения места, роли и важности транспорта как важной экономической категории.
Острота и сложность проблем, связанных с учетом закономерностей и новейших тенденций развития мирового рынка транспортных услуг, а также с выявлением их воздействия на экономику России, предопределило тему исследования. За многие годы изучения данной сферы мировой экономики в зарубежных и отечественных научных исследованиях большое внимание уделялось принципам работы рынка транспорта и влияния на множество процессов на макроэкономическом уровне, а также последствиям воздействия на внутреннее состояние страны. Так же рассматривались действия государств, направленные на увеличение конкурентоспособности данного сектора.
Глава 1. Состояние и перспективы развития автотранспортных услуг в РФ
1.1.Состояние рынка транспортных услуг РФ
Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года определяет в качестве приоритетной цели развития транспортной системы страны «… повышение уровня ее соответствия задачам обеспечения военной безопасности страны и создания тем самым необходимых условий для соответствующего уровня общенациональной безопасности …».
С переходом России, в начале 90-х, к рыночным отношениям повлекло за собой развал промышленного производства и транспорта, ломку устоявшихся хозяйственных связей, изменение существовавших взаимоотношений между хозяйствующими субъектами. Транспортный рынок в настоящее время представляет собой совокупность самостоятельных организаций – перевозчиков и посредников – с выраженным преобладанием мелкого капитала. Предприятиями негосударственных форм собственности выполняется на автомобильном транспорте 93% перевозок грузов и 75% перевозок пассажиров, на морском – соответственно 99 и 90%, речном – 94 и 90%, воздушном – 73 и 80%. В результате процессов приватизации и демонополизации транспортного комплекса на рынке действуют свыше 550 тыс. перевозчиков, более половины из которых составляют индивидуальные предприниматели и предприятия со смешенной формой собственности. Объемы перевозок грузов по видам транспорта в Российской Федерации представлены в таблице 1.
Таблица 1
Объемы перевозок грузов по видам транспорта, млн. тонн
Наименование
показателей По состоянию на конец соответствующего года
1990 1995 2000 2001 2002 2004 2005 2006 2010 2011 2012
Транспорт, всего 19265 8814 7907 8200 8488 8978 9167 9300 9450 9451 9492
в том числе:
железнодорожный 2140 1028 1047 1058 1084 1221 1273 1312 1345 1304 1351
автомобильный 15347 6786 5878 6125 6348 6568 6685 6753 6861 6893 6840
трубопроводный 1101 783 829 853 899 1024 1048 1070 1062 1067 1072
морской 112 71 35 34 37 29 26 25 28 35 37
внутренний водный 562 145 117 129 119 135 134 139 153 151 191
воздушный 2,5 0,6 0,8 0,9 0,9 0,9 0,8 0,9 1,0 1,0 1,1
Государственные предприятия морского и речного флота после распада Советского союза были преобразованы в новые учреждения. К 1 января 1996 года бывшим департаментом морского транспорта (современное название — Федеральное агентство морского и речного транспорта, служба «Росморречфлот» Министерства транспорта РФ) было выдано 1632 первичных лицензий предприятиям и предпринимателям всех форм собственности [7]. В 1996 году Морские администрации портов выдали более 240 лицензий. При этом кроме морских портов, было лицензировано 245 организаций и индивидуальных предпринимателей, располагающих флотом в количестве 680 ед. общим дедвейтом 1,9 млн. т.
На сегодняшний день, современный отечественный независимый морской перевозчик в среднем владеет 2-3 судами. Большое количество отечественного флота плавает под иностранными флагами, что обусловлено стремлением судовладельцев избежать высокого налогообложения, действующего в нашей стране и делающего в результате отечественный флот неконкурентоспособным на мировом фрахтовом рынке.
По этой же причине, а также из-за отсутствия необходимой государственной поддержки, подавляющая часть вновь построенных судов для российских судовладельцев также эксплуатируется под иностранными флагами в течение срока окупаемости затраченных на их постройку средств. Как правило, это суда иностранного производства. Перевалкой грузов на морском транспорте занимаются 170 портов и иных коммерческих структур, как вышедших из подчинения морским пароходством (24,7%), так и вновь образованных (75,3%). По состоянию на начало 2013 год производственная мощность российских портов составляет 846,2 млн. тонн, в том числе для наливных – 479,4 (56,7%) млн. тонн, для сухогрузов – 366,8 млн. тонн (43,3%). Объем перевалки грузов в морских порта России в 2012 году составил 567 млн. тонн. Основные проблемы обусловлены недостатком специализированных терминалов для обслуживания крупнотоннажного флота.
С 1991 года протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами снизилось в 1,4 раза (до 48,3 тыс. км). Протяженность внутренних водных путей, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации составляет 4,9 тыс. км. Объем перевозок внутренним водным транспортом сократился более чем в 4 раза (до 141 млн. тонн), перевозки пассажиров – в 6 раз. Основными проблемами на этом виде транспорта являются:
необходимость срочной замены большого количества устаревших судов, в первую очередь, наливных и смешанного «река-море» плавания; нуждающиеся в реконструкции, существующие речные и устьевые порты;
обеспечение стабильной работы водных путей и судопропускных сооружений, которые за последние годы из-за недостатка бюджетного финансирования не подде
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Александров, В.А. Автотранспортные средства: Учебное пособие / В.А. Александров, Н.Р. Шоль. - СПб.: Лань П, 2016. - 336 c.
2. Александров, П.С. Английский язык для автотранспортных специальностей: Учебное пособие / П.С. Александров. - СПб.: Лань КПТ, 2016. - 128 c.
3. Бачурин, А.А. Планирование и прогнозирование деятельности автотранспортных организаций / А.А. Бачурин. - Вологда: Инфра-Инженерия, 2011. - 272 c.
4. Буров, А.Л. Проектирование автотранспортных предприятий / А.Л. Буров, А.А. Мылов. - М.: МГИУ, 2010. - 86 c.
5. Бычков, В. Экономика автотранспортного предприятия: Учебник / В. Бычков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 384 c.
6. Бычков, В.П. Экономика автотранспортного предприятия: Учебник / В.П. Бычков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 384 c.
7. Волгин, В.В. Автотранспортное предприятие: Справочник кадровика / В.В. Волгин. - М.: Дашков и К, 2016. - 726 c.
8. Волгин, В.В. Автотранспортное предприятие: справочник кадровика / В.В. Волгин. - М.: Дашков и К, 2016. - 728 c.
9. Волгин, В.В. Автотранспортное предприятие: Справочник кадровика / В.В. Волгин. - М.: Дашков и К, 2012. - 728 c.
10. Гаврилов, К.Л. Профессиональный ремонт ДВС автотранспортных средств, д/с и с/х машин иностр. и отечеств. пр-ва. / К.Л. Гаврилов. - М.: Форум, 2011. - 304 c.
11. Грифф, М.И. Самосвалы. Цистерны. Выпуск 2. Специальные и специализированные автотранспортные средства России и СНГ. Справочник. / М.И. Грифф. - М.: АСВ, 2003. - 176 c.
12. Грифф, М.И. Фургоны. Выпуск 1. Специальные и специализированные автотранспортные средства России и СНГ. Справочник. / М.И. Грифф. - М.: АСВ, 2003. - 136 c.
13. Грифф, М.И. Платформы. Тягачи специальные. Прицепы-роспуски.. Выпуск 3. Специальные и специализированные автотранспортные средства России и СНГ: Справочник / М.И. Грифф. - М.: АСВ, 2004. - 168 c.
14. Грифф, М.И. Спецавтотехника. Выпуск 4. Специальные и специализированные автотранспортные средства России и СНГ Автотранспортные средства России и СНГ. Справ. / М.И. Грифф. - М.: АСВ, 2004. - 192 c.
15. Грифф, М.И. Спецавтотехника. Выпуск 5. Специальные и специализированные автотранспортные средства России и СНГ Автотранспортные средства России и СНГ. Справ. / М.И. Грифф. - М.: АСВ, 2004. - 200 c.
16. Грифф, М.И. Спецавтотехника. Выпуск 6. Специальные и специализированные автотранспортные средства России и СНГ Автотранспортные средства России и СНГ. Справ. / М.И. Грифф. - М.: АСВ, 2004. - 200 c.
17. Грифф, М.И. Спецавтотехника. Выпуск 7. Специальные и специализированные автотранспортные средства России и СНГ Автотранспортные средства России и СНГ. Справ. / М.И. Грифф. - М.: АСВ, 2005. - 208 c.
18. Грифф, М.И. Спецавтотехника. Выпуск 8. Специальные и специализированные автотранспортные средства России и СНГ Автотранспортные средства России и СНГ. Справ. / М.И. Грифф. - М.: АСВ, 2005. - 216 c.
19. Грифф, М.И. Спецавтотехника. Выпуск 9. Специальные и специализированные автотранспортные средства России и СНГ Автотранспортные средства России и СНГ. Справ. / М.И. Грифф. - М.: АСВ, 2005. - 192 c.
20. Докторов, А.В. Охрана труда на предприятиях автотранспорта: Учебное пособие / А.В. Докторов, О.Е. Мышкина. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 272 c.
21. Ефименко, А.Г. Формирование рыночной системы автотранспортного обслуживания АПК: Монография / А.Г. Ефименко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 224 c.
22. Корнийчук, Г.А. Автотранспорт на предприятии: Особенности организации и работы с кадрами / Г.А. Корнийчук.. - М.: Дашков и К, 2009. - 220 c.
23. Корнийчук, Г.А. Автотранспорт на предприятии: Особенности организации и работы с кадрами, / Г.А. Корнийчук. - М.: Дашков и К, 2012. - 220 c.
24. Круглик, В.М. Технология обслуживания и эксплуатации автотранспорта: Учебное пособие / В.М. Круглик, Н.Г. Сычев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, Нов. знание, 2013. - 260 c.
25. Курганов, В.М. Психология управления. Автотранспортная психология: Учебное пособие / В.М. Курганов. - М.: Приор, 2004. - 144 c.
26. Майборода, О.В. Основы управления автомобилем и безопасность движения: Учебник водителя автотранспортных средств категорий "С", "D", "Е" / О.В. Майборода. - М.: ИЦ Академия, За рулем, 2011. - 256 c.
27. Николенко, В.Н. Первая доврачебная медицинская помощь: Учебник водителя автотранспортных средств категорий "А", "В", "С", "D", "E" / В.Н. Николенко, Г.А. Блувштейн, Г.М. Карнаухов. - М.: ИЦ Академия, За рулем, 2012. - 192 c.
28. Пантелеев, А.С. Автотранспорт на предприятии: учет и налогообложение: Практическое пособие / А.С. Пантелеев, А.Л. Звездин. - М.: Омега-Л, 2010. - 134 c.
29. Пантелеев, А.С. Автотранспорт на предприятии: учет и налогообложение / А.С. Пантелеев, А.Л. Звездин. - М.: Омега-Л, 2010. - 134 c.
30. Пузанков, А.Г. Автомобили: Устройство автотранспортных средств: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.Г. Пузанков . - М.: ИЦ Академия, 2012. - 560 c.
31. Родичев, В.А. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей: Учебник водителя автотранспортных средств категории "С" / В.А. Родичев. - М.: ИЦ Академия, За рулем, 2013. - 256 c.
32. Родичев, В.А. Устройство и техническое обслуживание легковых автомобилей: Учебник водителя автотранспортных средств категории "В" / В.А. Родичев, А.А. Кива. - М.: ИЦ Академия, За рулем, 2013. - 80 c.
33. Савич, Е.Л. Инструментальный контроль и государственный технический осмотр автотранспортных средств / Е.Л. Савич. - М.: Новое знание, 2008. - 409 c.
34. Туревский, И.С. Дипломное проектирование автотранспортных предприятий: Учебное пособие / И.С. Туревский. - М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2012. - 240 c.
35. Чмиль, В.П. Автотранспортные средства / В.П. Чмиль. - СПб.: Лань, 2011. - 336 c.
36. Чмиль, В.П. Автотранспортные средства: Учебное пособие / В.П. Чмиль, Ю.В. Чмиль. - СПб.: Лань, 2011. - 336 c.
37. Шляхова, В.А. Английский язык для автотранспортных специальностей: Учебное пособие / В.А. Шляхова. - СПб.: Лань, 2012. - 128 c.