Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена тем, что старший дошкольный возраст является подготовительным этапом к переходу на новую социальную позицию, когда дети станут школьниками. Они должны уметь осуществлять продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, уметь интерпретировать их эмоции, чтобы изменить тактику поведения, найти оптимальный путь для дальнейших контактов с окружающими. Дети должны знать, что проявление эмоций представителями разных полов неодинаково. Отсюда возникает необходимость обучения дошкольников понимать эмоции мальчиков и девочек.
Объект исследования – процесс развития девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – развитие эмоциональной сферы мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – разработать и реализовать программу, направленную на развитие эмоциональной сферы мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Задачи исследования:
1) представить психолого-возрастную характеристику детей старшего дошкольного возраста;
2) обозначить психологические различия эмоциональной сферы девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста;
3) организовать и провести исследование эмоциональной сферы мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста;
4) описать опыт развития эмоциональной сферы мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, проанализировать результаты.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования) и эмпирические (наблюдение, беседа, формирующий педагогический эксперимент).
Структура. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-возрастная характеристика детей старшего дошкольного возраста
Ознакомившись с содержанием психолого-педагогической литературы, можно увидеть, что старший дошкольный возраст приходится на период между 5-ю и 7-ю годами ребенка. На этом отрезке развития происходит перестройка в работе всех физиологических систем организма: сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. У детей 5 – 7 лет по сравнению с дошкольниками младших возрастов тело становится крепче, более пропорционально развивается мускулатура. Постепенно доводятся до автоматизма основные движения в ходьбе и беге, улучшается их согласованность, заметно повышается способность к ручному труду.
Благодаря большей устойчивости тела ребенку становятся проще выполнять упражнения на сохранение равновесия. Старшие дошкольники значительно выносливее. Их деятельность постепенно наполняется новым содержанием и становится более сознательной [3]. На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка проходит путь от наглядно-действенного, наглядно-образного до словесно логического. Наглядно-действенное мышление развивается у ребенка с 3-х – 4-х лет. На основании наглядно-действенного формируется наглядно-образное мышление. К 6-ти – 7-ми годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления. Вместе с тем форма наглядно-действенного мышления окончательно не исчезает [15].
Дети старшего дошкольного возраста могут из 15-ти предложенных для запоминания слов правильно воспроизвести 4 – 5. Кроме того, большинство детей этого возраста способны привлекать для запоминания вспомогательные средства, например, картинки. В этом случае объем запоминания возрастает почти в два раза и составляет в среднем 8 слов. Увеличение количества запоминаемой информации вызвано не только появлением произвольной памяти, но и опосредованной [16]. Восприятие детей старшего дошкольного возраста характеризуется тем, что к этому времени уже относительно сформированы все виды анализаторов. К возрасту 6-ти лет значительно уменьшается количество ошибок в цветоразличении, повышается точность цветоразличения. Ребенок 5-ти – 7-ми лет знает не только основные цвета, но и их оттенки [17]. К 5-ти – 6-ти годам значительные изменения наблюдаются в восприятии пространства и времени.
В старшем дошкольном возрасте появляются миры с воображаемыми друзьями и врагами. Ребенок, например, придумывает себе друга – маленького человечка, который участвует во всех его играх и вместе с которым как будто переживает приключения. У старших дошкольников образы в рисунках становятся всё более оригинальными. К старшему дошкольному возрасту дети овладевают произвольной регуляцией: они начинают сознательно управлять своим поведением. Если это необходимо, то могут сдержаться, проявить терпение, настойчивость. Однако подходить с высокими требованиями к постоянному управлению ребенком своей активностью пока преждевременно, так как произвольная регуляция еще складывается [1].
К старшему дошкольному возрасту лексический запас детей становится столь значительным, что можно говорить о развитии таких качеств речи, как точность и выразительность. Благодаря этой способности происходит обеспечение эффективного взаимодействия с окружающими. Старшие дошкольники – интересные собеседники и участники разных видов деятельности, что позволяет привлечь внимание взрослых и сверстников к совместным играм, общению, творчеству. Дети уже способны согласовывать свои действия со сверстниками, могут соотносить результаты поступков с общественными нормами поведения. Они достаточно легко входят в контакт с окружающими, стремятся к частому и открытому общению, проявляют искренний интерес к партнеру [10].
Отношение ребенка к самому себе положительное. Позитивное восприятие ребенком собственного «Я» непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. Ребенок старшего дошкольного возраста отличается богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большей сдержанностью эмоций. Ему свойственно «эмоциональное предвосхищение» [11, с. 58], то есть предчувствие собственных переживаний и переживаний других людей, связанных с результатами тех или иных действий и поступков.
Значительно возрастает и самостоятельность старшего дошкольника. Она проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, возникающие в повседневной жизни: это самообслуживание, уход за растениями и животными, преобразование предметной среды для самодеятельной игры, пользование простыми безопасными приборами – включение освещения, телевизора. В старшем дошкольном возрасте, в сравнении с предыдущими периодами развития, образуется новый тип деятельности – творческий. Оригинальность этого вида деятельности заключается в том, что ребенок продвигается от мысли к ситуации, а не наоборот [11].
У старших дошкольников появляется потребность проникать во все многообразие окружающего мира через художественную творческую деятельность: изобразительное искусство, музыку (включая пение и игру на музыкальных инструментах), театр, танцы, литературу, декоративно-прикладное творчество, архитектуру, техническое творчество и др. Ребенок старшего дошкольного возраста способен созерцать красоту окружающего его мира и, замечая его несовершенство, преобразовывать в творческой деятельности. Старший дошкольник уже понимает, что различные виды искусства становятся для него средством приобретения ярких впечатлений. Поэтому они «с огромным энтузиазмом лепят интересные предметы; сами, без помощи взрослых придумывают идею будущего» [9, с. 52]; с удовольствием рисуют на свободную тему, так как отражают в творческой деятельности то, что вызвало интерес.
Их рисунки разнообразны: это жизненные воспоминания, рисунки к мультфильмам, фильмам. Как правило, это схематичные изображения различных объектов, которые в то же время могут различаться уникальностью, оригинальностью. В отличие от детей среднего и тем более младшего дошкольного возраста, «старшие дошкольники изображают человека более пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека» [9, с. 52]. В старшем дошкольном возрасте дети уже сравнительно хорошо управляют координацией, их действия под музыку более свободны и четки, они импровизируют в танце; способны продемонстрировать навыки выразительного движения: дети «могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения» [4, с. 21]. Старшим дошкольникам доступно овладение разнообразными движениями – от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседа и проч.
Обобщая сказанное, сделаем вывод о том, что шестой – седьмой год жизни является значимым периодом развития личности. Это этап развития, когда дети уже обладают относительной автономией от взрослых. Старшие дошкольники способны о себе позаботиться, найти интересное занятие. Достаточный уровень сформированности психических процессов, а также двигательных умений и навыков позволяет быть включенными в различные виды творческой деятельности – рисование, слушание музыки, словесное творчество, танцы, конструирование.
1.2 Психологические различия эмоциональной сферы девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста
Эмоциональная сфера человека представляет собой широкий спектр его переживаний и чувств. Она выполняет ряд функций, таких как стимулирующая, регуляторная, устранение информационного дефицита, основной среди которых является оценочная [13]. Психолого-педагогическими исследования доказаны различия в эмоциональной сфере в зависимости о пола. Для подтверждения сказанного обратимся к ряду источников, в которых раскрывается данный вопрос. Так, в исследовании В.М. Кабаевой «Особенности физиологического созревания психического развития мальчиков и девочек» сказано о проведении лонгитюдного исследования. Оно началось в средних группах детских садов и завершилось в подготовительных.
Было установлено: для мальчиков пятого года жизни эмоции имеют меньшее значение, чем для девочек. В то же время мальчики лучше дифференцируют отрицательные эмоции – злость, грусть, скуку. По сравнению со своим сверстниками, девочки пятого года жизни более позитивно настроены на взаимоотношения: у них проявляются такие эмоции, как веселье, удивление. Если есть возможность выбора, то на первое место мальчики поставили бы такие эмоции, как веселье, на второе – удивление, на третье – скуку, на четвертое – грусть, на пятое – злость. Та же дифференциация эмоций характерна и для мальчиков шестого года жизни. Причем удивление мальчики оценили выше, чем девочки. Мальчики шестого года жизни более четко дифференцируют отрицательные эмоции, нежели их сверстницы [8].
Мальчики седьмого года жизни отдают предпочтение такой эмоции, как веселье, в то время как девочки – проявлению доброго отношения к окружающим. В старшем дошкольном возрасте, пишет В.М. Кабаева, мальчики проявляют активность в отношении продуктивной деятельности, если ей предшествует эмоциональная стимуляция – мотив ожидаемого удовольствия от процесса и результата, осознание себя как социального существа. У мальчиков с возрастом взаимоотношения с ровесниками становятся более значимыми, нежели у девочек. Особенно нарастает социализация на шестом году жизни. А вот роль значимых взрослых (родителей или воспитателя) уменьшается: «Это объясняется состоянием перед кризисом 7 лет» [8].
Интересны выводы сделаны в книге Е.П. Ильина «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» сказано о том, что уже в детском возрасте мальчики и девочки по-разному проявляют отрицательные эмоции. Если у первых частота и интенсивность агрессии возрастает, что объясняется биологической потребностью контролировать большую территорию, то у вторых убывает. Но это не означает, что девочки становятся менее агрессивными, просто они боятся проявить их из-за возможного наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружающие относятся более благосклонно. По данным Е.П. Ильина, чем младше мальчик, тем меньше гнева проявляется в его поведении, в то время как у девочек наоборот. Что касается страхов, то их интенсивность одинакова у всех детей [7].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология: учеб. пособие для студ. вузов. – Ростов/н/дону, 2002. – 147 с.
2) Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2005. – 240 с.
3) Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие. 3-е изд, стер. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 512 с.
4) Гафнер Ю.Ф. Танцевальная деятельность как средство развития координации движений в условиях дошкольного образовательного учреждения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2009. № 8. – с. 119-122.
5) Еремеева В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева, Т.П. Хризиман. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 184 с.
6) Зубанова С.Г. Детские страхи / Зубанова С.Г. Зубкова А.С. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 129 с.
7) Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2008. – 640 с.
8) Кабаева В.М. Особенности физиологического созревания и психического развития мальчиков и девочек. Различия в обучении и воспитании // Детская психология. – Режим доступа: http://childpsy.ru/lib/articles/id/17940.php. – Дата обращения: 17.12.2018.
9) Кетова В.Н. Характеристика художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 4. №1. – с. 50-53.
10) Клементьева С.В. Психологические особенности формирования детей 6-7 лет как субъектов коммуникативной и учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Н. Новгород, 2012. – 20 с.
11) Корепанова М.В. Педагогика дошкольного детства: учебное пособие по дошкольной педагогике. – Волгоград: ВГИПК, 2011. – 93 с.
12) Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб.: Речь, 2003. – 210 с.
13) Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 632 с.
14) Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников: для работы с детьми 5-7 лет / под. ред. О.В. Дыбиной. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 64 с.
15) Практикум по возрастной психологии: учебное пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2012. – 694 с.
16) Психология детства: учебник / Под ред. А. А. Реана – СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2013. – 368 с.
17) Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2011. – 304 с.
18) Тэммл Р. Тест тревожности / Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) // Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития – СПб.: Речь, 2002. – 268 с.
19) Шимановская Я.В. Психологические различия интеллектуальной и эмоциональной сфер девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста / Я.В. Шимановская, С.Н. Козловская, Л.И. Старовойтова // Экология человека. – 2016. №1. – с. 32-37.
20) Щур В.Г. Лесенка / В.Г. Щур, С.Г. Якобсон // Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. – М.: Прометей; Книголюб, 2003. – 64 с.