Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. В современной системе образования младший школьный возраст
охватывает период жизни ребенка примерно с 7 до 10-11 лет. В настоящее время большинство
исследователей сходятся во мнении, что оптимальным периодом развития мыслительных
операций является дошкольный и особенно младший школьный возраст. Данной возрастной
ступени ребенка присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта. Данная
готовность задается наличием определенных физиологических и психологических предпосылок,
способных обеспечить высокий результат при взаимодействии с благоприятными
педагогическими условиями.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить ряд общих особенностей
младшего школьного возраста, которые дают основание считать, этот возраст является
сензитивным для развития мыслительных операций.
Под умственным развитием младших школьников мы понимаем процесс и результат их
умственной деятельности, предполагающей положительное отношение к ней, сформированность
3
логических мыслительных действий, способность к саморегуляции, наличие развитой способности
адекватно преобразовывать и применять поступившую информацию.
Глава 1. Мыслительные операции в младшем школьном возрасте: основные подходы
исследователей
1.1.Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте по Ж. Пиаже
Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая
систему включённых в неё действий и операций ориентировочно-исследовательского,
преобразовательного и познавательного характера .
Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего
мира. Психологические исследования показывают, что главное значение приобретает дальнейшее
развитие мышления. Именно оно благодаря включению ребенка в учебную деятельность,
направленную на овладение системой научных понятий, поднимается на более высокую ступень и
тем самым влечет за собой коренную перестройку всех остальных психических процессов, в
первую очередь восприятия и памяти
Мышление ребенка в начале младшего школьного возраста имеет своеобразный характер. В силу
отсутствия систематических знаний, недостаточного развития понятий оно оказывается в плену у
восприятия, ребенок попадает в зависимость от того, что видит. Ж. Пиаже, изучавший стадии
развития детского мышления, установил, что мышление ребенка 6-7 лет характеризуется двумя
основными особенностями: во- первых, несформированностью представлений о постоянстве
основных свойств вещей - непонимание принципа сохранения; во- вторых, неспособностью учесть
сразу несколько признаков предмета и сопоставить их изменения - центрация: дети склонны
обращать внимание только на одну, наиболее очевидную для них характеристику объекта,
игнорируя остальные. Феномен центрации определяет неспособность ребенка учесть точку
зрения других людей; его собственный взгляд на мир представляется ему единственно верным
(детский эгоцентризм). Дети, не справляющиеся с задачами на сохранение, находятся, по мнению
Ж. Пиаже, на дооперациональной стадии мышления. Верное решение этих задач свидетельствует
о том, что мышление ребенка соответствует стадии конкретных операций. Именно этот тип
мышления характерен для детей младшего школьного возраста. Главная характеристика этой
стадии -способность использовать логические правила и принципы применительно к
конкретному, наглядному материалу. На этой стадии дети способны осуществлять операции,
обратные выполненным, т.е. владеют принципом сохранения. Они понимают, что, если,
например, перелить жидкость обратно в другой стакан, ее уровень останется прежним; если из
пластилиновой лепешки вновь скатать шарик, его масса не изменится. На стадии
дооперационального мышления дети учитывают только одну, наиболее очевидную и
бросающуюся в глаза характеристику объекта, например, обращают внимание только на высоту
сосуда, игнорируя его ширину.
1.2.Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте в отечественной психологии
Вопросом развития мышления школьников занимались многие ученые (Л.С. Выготский, Т.С.
Веринг, П.Я. Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, И.Л.
Никольская, А.С. Пчелко, Н.С. Рождественский, С.А.Рубинштейн, А.А. Столяр, Д.Н. Середа, М.Н.
Скаткин, Ю.И. Шрайнер, Д.Б.Эльконин, В.К.Ягодовская, и другие). Основным выводом их
исследований явилось мнение о том, что начальная школа в недостаточной степени обеспечивает
выпускникам необходимый уровень развития мыслительной деятельности, поскольку у учащихся
4
начальных классов оказываются несформированными три важных составляющих компонента
мышления:
1) элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
выделения существенного, классификации и т.п.;
2) активности, раскованности мышления, проявляющихся в продуцировании большого числа
идей, гипотез и вариантов решения проблемной ситуации;
3) организованности мыслительной деятельности, самостоятельности суждений,
способности к использованию обобщенных схем анализа явлений и выделению их существенных
признаков.
Работы П.П. Блонского и А.В. Брушлинского выявили, что основой мышления является развитие
мыслительной деятельности личности учащегося как системообразующего механизма личностноориентированного образования, интегрирующего возможности подготовки к становлению и
актуализации мыслительных способностей, помогающие школьнику стать субъектом
саморазвития.
В философских, психологических и педагогических трудах раскрываются новые аспекты
мышления, принципы его развития на образовательном этапе. Появляются работы,
показывающие существующие проблемы развития мышления учащихся на современном этапе,
такие как: психологической активизации продуктивной умственной деятельности учащихся (М.В.
Глебова); мыслительная деятельность детей (М. Дональдсон, В.Н. Дружинин); различия видов
мышления учащихся (А.З. Зак); система специальных заданий как дидактическое средство
развития дивергентного мышления младших школьников (А.Н. Иванов).
Затронутая проблема формирования мышления школьников в психолого-педагогических и
методических разработках представлена разнообразными способами.
Так, в работах З.И. Калмыковой продуктивное мышление рассматривается посредством
деятельностных критериев и критериев достижений; в работах Г. Макмаллана мышление
выделяется через отдельные внутренние понятийные уровни; в концепциях Л.Б. Константиновой
мышление обозначается как предпосылка творческой активности через художественную
активность; типологический и уровневый подходы к пониманию мышления обозначен в очерках
С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.М. Матюшкина, В.В. Петухова и др.
1.3.Индивидуальные варианты развития мышления в младшем школьном возрасте
Одной из основных целей образования на современном этапе развития общества является
формирование разносторонне развитой личности, которая способна реализовать творческий
потенциал в динамичных социально-экономических условиях. Творческие личности всегда были,
есть и будут «двигателем» прогресса цивилизации, поскольку они создают новые материальные и
духовные ценности, которые, в свою очередь, задают вектор развития обществу. Творческие
способности позволяют адаптироваться человеку в новых постоянно меняющихся условиях, в
различных бытовых ситуациях, найти наиболее конструктивные способы взаимодействия c
окружающими .
Важным периодом онтогенеза для развития творческих способностей является младший
школьный возраст, в это время дошкольное фантазирование, соединяясь с учебной
деятельностью, может привести к развитию у детей умственных творческих способностей. Именно
поэтому весьма актуальной представляется тема настоящего исследования, цель которого -
5
выделение психолого-педагогических условий развития умственных творческих способностей у
младших школьников.
Теоретический анализ литературы показал наличие разнообразных подходов к пониманию
сущности творческих способностей. Б.М. Теплов под ними понимал определенные
индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые
не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают
легкость и быстроту их приобретения .
Л.А. Большакова творческие способности определяет как сложное личное качество, отражающее
способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также позволяющее
оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям. Это высокая степень
увлеченности, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности .
И.П. Волков, соединяя понятия «творчество» и «способности», говорит о «способности к
неординарному мышлению, умению в обычном подмечать необычное, видеть проблемы,
анализировать события, явления и находить в них закономерности», по сути, речь идет об
умственных творческих способностях .
А.И. Лук пишет, что составляющими таких способностей являются:
1. Зоркость в поисках, как способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного,
- нечто большее, чем просто наблюдательность.
2. Способ кодирования информации нервной системой - способность смотреть шире - на выбор
содержательной области мышления.
3. Способность к свертыванию мыслительных операций заключается в том, что длинная цепь
рассуждений, понятий заменяется одной обобщающей операцией, тем самым мышление
переходит на более высокий уровень абстрагирования, использования все более емких в
информационном отношении символов.
Глава 2. Экспериментальное исследование развития мыслительных операций у младших
школьников
2.1. обоснование методических подходов к экспериментальному изучению умственного
мыслительных операций школьников
Одним из непременных условий для развития теоретического мышления выступает
формирование научных понятий. Ученик с помощью теоретического мышления способен решать
задачи, ориентируясь на внутренние свойства и отношения явлений. Мышление в конце
младшего школьного возраста способно увидеть, закрепить в памяти, осознать существенные
свойства и признаки явлений, и это даёт возможность делать первые обобщения, выводы,
увидеть аналогии, приходить к умозаключениям. Благодаря этому начинают формироваться
элементарные научные понятия.
Каждый ребенок в младшем школьном возрасте проходит через кризис. Это связано с
зарождением социального «Я».
Кризис «7 лет» представляет собой внутренние изменения ребенка, при этом внешние изменения
незначительны и отношения с окружающими людьми принципиально не изменяются.
6
У ребенка формируется новый уровень самосознания, это осознание себя как друга, ученика,
одноклассника. Ему становится важным, как он общается с окружающими людьми и,
соответственно, как они общаются с ним.
На самом же де ребенка очень тревожит необходимость занять новое социальное положение,
выполнять определенную «настоящую» обязанность, за которую он получает оценку. Эта
тревожность усугубляется чувством ответственности перед окружающими и связано со страхом
неоправдания их ожиданий.
Степень трудности учебных задач определяется относительно зоны актуального и зоны
ближайшего развития младшего школьника и влияет на мотивацию следующим образом.
Учебные задачи, лежащие в зоне актуального развития ребёнка, лишь в первый момент вызывают
у него положительную учебную мотивацию, которая очень скоро сменятся потерей интереса к
деятельности. Слишком трудные задачи также в большинстве случаев резко снижают уровень
мотивации к учению. Наибольший уровень мотивации учащиеся демонстрируют, когда задача
соответствует их зоне ближайшего развития и они могут через преодоление прийти к решению,
выстраивая последовательность действий самостоятельно или при косвенном руководстве со
стороны учителя.
2.2.Анализ развития мыслительных операций в учебной деятельности младших школьников
Для определения уровня развития мыслительных операций в его творческом аспекте было
проведено исследование, в котором принимали участие двадцать учащихся 3-го класса. Отбор
производился только по признаку желания участвовать. Анализ полученных данных показал, что у
пяти третьеклассников (25%) обнаружен высокий уровень развития беглости мышления, у одного
(5%) - низкий и у 14-ти (70%) - средний уровень развития беглости мышления (рис. 1).
Заключение
Младший школьный возраст - период перестроения и развития мотивационной сферы, специфика
которых отражена в работах отечественных психологов (Л. И. Божович, М. В. Матюхина, А. К.
Маркова и др.)
В младшем школьном возрасте в связи изменением социальной ситуации развития ребенка
появляются новые интересы, мотивы. Игровые мотивы становятся менее важными, хотя младшие
школьники уделяют игре достаточно много времени. В свою очередь, те мотивы, которые имеют
отношения к учебной деятельности, приобретают большую ценность и значимость.
В младшем школьном возрасте основными новообразованиями являются личностная рефлексия и
интеллектуальная рефлексия.
Личностная рефлексия связана с тем, что дети в возрасте 7-10 лет продолжают на все иметь свою
собственную точку зрения. У них проявляется самооценка. Она выражается в понимании
собственной общественной значимости. Она возникает из-за развития самосознания и ответа на
их действия тех, кому они доверяют, чье мнение для них важно.