Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Для настоящего долгосрочного успеха люди используют эффективное управление. Именно поэтому слово «управление» мы слышим очень часто, ведь оно присутствует во всех областях нашей жизни.
Следует отметить, что главным компонентом современного общества выступают организации. Организации как социальные образования, выступают своеобразными посредническими звеньями между обществом и отдельными его членами, которые позволяют индивидуумам включаться в процессы общественного развития и обеспечивать удовлетворение своих запросов и потребностей.
В настоящее время формируется рыночная среда, в которой менеджмент приобретает особое значение для любой организации. Сложные условия хозяйствования, изменения в технике и технологиях, растущие требования потребителей требуют от современных менеджеров всех уровней управления новых знаний и навыков, которые бы отвечали требованиям времени.
Анализ научно литературы по технологиям управления - менеджменту, проведенный в процессе исследования, позволяет сделать вывод, что несмотря на значительные успехи ученых в области менеджмента, вопросы возникающие в процессе управления организациями, должным образом не раскрыты.
Степень разработанности проблемы. Над рассматриваемой в настоящей курсовой работе проблематикой провели работу следующие ученые: Ф.У.Тейлор, Ф. Гилберт, Р.Д., Дафт, Маскон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. и другие.
Объектом исследования является процесс управления на предприятии.
Предметом исследования выступают теоретико-методические и научно-практические положения менеджмента.
Целью работы является раскрытие и уточнение сущности и содержания менеджмента, выявление на этой основе ключевых функций и роли менеджера.
Достижение поставленной цели обусловливает решение следующих задач:
- определить сущность менеджмента;
- изучить роли менеджера в современной организации;
- исследовать взгляд на менеджмент его «Отцов основателей»;
- рассмотреть развитие теории менеджмента в 21 веке;
- выявить особенности внедрения новых систем в управлении организации и последствия.
Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Эффективный менеджер и его роль в управлении организацией. Теория и практика
1.1 Сущность менеджмента
Появление научной концепции менеджмента как особой сферы управленческой деятельности в начале XX века было объективно обусловлено возникновением массового производства, что требовала квалифицированного управления крупными многоцелевыми производственно-коммерческими предприятиями, где функции владения собственностью и управления деятельностью были впервые разделены. При данных условиях научный менеджмент стал основной формой организации социально-производственных процессов, воплощая совокупность рациональных методов и организационных рычагов управления. В результате эволюции западной управленческой мысли понятие “менеджмент“ существенно расширилось. Этому способствовало развитие системного подхода, благодаря которому и бизнес-организация, и общество начали трактоваться как социальные системы. Таким образом, именно благодаря этому менеджмент стал интерпретироваться как универсальный принцип рациональной организации не только производственных, но также социальных и политических процессов .
В отличие от феномена управления, где объектом выступает исключительно организация, (что понимается как работники, средства труда и организационная структура), объектом менеджмента уже считается не только организация, но и, прежде всего, коммуникации организации с ее социальной средой. Кроме того, свойственное управлению представления о человеке как, прежде всего, работника тоже кажется несколько редуцированным по сравнению с аналогичным восприятием человека в менеджменте. Здесь человек, рядом с действительно важным ее качеством - быть работником, рассматривается как целостная, как функция и результат привычек, потребностей, взглядов, убеждений и тому подобное. В процессе достижения целей управления лишь использует моральный климат организации, а менеджмент - формирует его.
По способам осуществления: управление преимущественно авторитарно, оно приказывает; а менеджмент - демократический: он создает условия, убеждает, провоцирует, подсказывает. Это - культура ведения диалога с равноправными партнерами, для стабилизации и развития организации, улучшения ее положения в среде и, исключительно на этих началах - для повышения ее эффективности.
Понятие «управление» по сравнению с понятием “менеджмент” в меньшей степени акцентирует морально-психологические и субъективные аспекты. Более значимыми выступают бюрократические, формальные процедуры и административные методы управления. В отличие от управления менеджмент воспринимается как понятие, противоположное обезличенном администрированию, как способ управления организациями, функционирующими в рыночной, открытой экономике.
Управление, функционируя в замкнутом мире организации, выполняет социальную функцию повышения эффективности в достижении ее целей, которая рассматривается как нечто первичное, а изменения в обществе выступают уже вторичными по отношению к такой цели. Функции менеджмента тоже связанные с организацией. Менеджмент рассматривается как такой тип организации работы трудовых коллективов, при котором в максимальной степени учитываются потребности, проблемы, интересы работающих, но при этом он призван обеспечить ориентацию деятельности организации на такие внешние факторы, как запросы потребителей продукции, услуг и тому подобное. В менеджмент органически встроенный механизм непрерывного обновления и совершенствования. Ему свойственен высокий степень восприимчивости к достижениям научно-технического прогресса. Следовательно, в отличие от управления, менеджмент нацелен на укрепление внешних связей организации и на создание наиболее оптимальных для нее социальных условиях.
Менеджмент - это социокультурный процесс воздействия на социальные условия и культуру диалога организации и ее среды. Управления - только способ организации процессов, определенная культура. Менеджмент также предусматривает культуру поведения организации в среде, но через обеспечение направленности всей организации на ее контрагентов. Поэтому менеджмент может трактоваться как процесс. Несмотря на то, что управление всегда имеет дело с организацией, то есть с постоянной и определенной системой, где постановка и неуклонное достижение целей являются возможными за счет использования устойчивых средств, словосочетание «управление средой» воспринимается как достаточно проблематично. Тогда как менеджмент, имеющий дело с мимолетным средой, вынужден часто менять и цели, и средства, и результаты, в зависимости от изменения культурного контекста, в котором существует организация. Управления, прежде всего, опирается на инструкцию, цель организации. В то же время менеджмент в качестве базовых считает личные качества менеджера, его внутреннюю культуру и лояльность к организации. Поэтому, если проводить параллели, менеджмент не столько культура распоряжение, сколько культура дипломатии: ведения переговоров, поиск компромиссов, консенсуса, умение убеждать, слушать и понимать точку зрения партнера, даже если она разнится с позицией менеджера. Таким образом, эффективный менеджер обладает умением понимать партнера, доверять ему, быть обязательным, находить точки соприкосновения, дополнять партнера, быть с ним комплиментарным .
Учитывая вышесказанное, менеджмент (англ. «management») - это:
1) область научных знаний, изучающая отношения, закономерности и принципы управления, факторы, влияющие на функционирование и развитие социально-экономических систем, методы и средства управления;
2) совокупность упорядоченных действий, процессов системного характера, обеспечивающих разработку и достижение целей организации;
3) специфическая деятельность по управлению организациями различного типа, уровня и отдельных ее сфер;
4) сообщество людей (менеджеров), социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
«Управление» (англ. «administration») видится как процесс целенаправленных воздействий на объект управления для достижения заданных результатов. Деятельность менеджеров, наряду с общими моментами, имеет ряд специфических черт, что выражается в цели, задачах, функциях, объектах, средствах и характере определенного уровня управленческой деятельности. В
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балашов А. П.Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. 2-e изд., перераб. и доп. М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 288 с.
2. Баронин С. А.Основы менеджмента, планирования и контроллинга в недвижимости: Учебное пособие / С.А. Баронин. М.: НИЦ Инфра-М, 2014. 160 с.
3. Володько, В. Ф. Основы менеджмента: учебное пособие / В. Ф. Володько. – Минск: Аду-кацыя і выхаванне, 2015. 303 с.
4. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. Минск: Современная школа, 2015. 635 с.
5. Гуськов Ю.В. Основы менеджмента: учебник / Ю.В. Гуськов. — М.: ИНФРА-М, 2017. 263 с.
6. Егоршин А. П.Основы менеджмента: Учебник/ЕгоршинА.П., 3-е изд., доп. и перераб. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 350 с.
7. Егоршин, А.П. Основы менеджмента: Учебник для вузов / А.П. Егоршин. – Н.Новг.: НИМБ, 2018. – 320 c.
8. Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. Ростов-н-Дону: Феникс, 2015. 452 с.
9. Королев В. И.Основы менеджмента: Учебное пособие / Всероссийская академия внеш-ней торговли; Под ред. В.И. Королева. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2017. 624 с.
10. Коротков, Э. М. Менеджмент: учебник для бакалавров / Э. М. Коротков. Москва: Юрайт, 2015. 640 с.
11. Менеджмент: учебник / [С. И. Ашмарина и др.]; под редакцией С. И. Ашмариной. Москва: Читай!: Рид Групп, 2011. 572 с.
12. Радюкова Я. Ю.Основы менеджмента: учеб. пособие / Я.Ю. Радюкова, М.В. Беспалов, В.И. Абдукаримов [и др.]. М.: ИНФРА-М, 2017. 297 с.
13. Репина Е. А.Основы менеджмента: Учебное пособие / Е.А. Репина, М.А. Чернышев, Т.Ю. Анопченко. М.: ИНФРА-М; Ростов н/Д: Академцентр, 2016. 240 с.
14. Теория управления: учебник / [Ю. П. Алексеев и др.]; под общей редакцией: А. Л. Гапо-ненко, А. П. Панкрухина. Москва: Издательство РАГС, 2015. 557 с.
15. Теория управления: учебное пособие по специальности «Государственное и муници-пальное управление» / В. Г. Игнатов, Л. Н. Албастова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. 478 с.