Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Расстройства аутистического спектра в последние 10 лет все больше привлекают внимание специалистов различного профиля. По данным научной организации «Autism Speaks» на 2015 год в мире 67 миллионов людей имеют диагноз аутизм. Известно, что чаще он встречается у мальчиков в пропорции 4:1. Это заболевание считается наиболее быстро распространяющимся в мире. Если по данным на 2005 год на каждые 300 человек приходился 1 с диагнозом детский ранний аутизм, то на 2016 год на это же количество человек приходится 5 c данным диагнозом. Считается что, тенденция к росту сохранится и в будущем [2].
В западных странах существует множество разработанных и успешно внедренных в практику методов диагностики детей с расстройствами аутистического спектра. Также открыты специальные учреждения, которые разработаны в соответствии образовательных потребностей детей данной категории. На сегодняшний день в нашей стране отсутствуют специальные образовательные учреждения для детей с расстройствами аутистического спектра, при этом не созданы условия их эффективной интеграции ни в общеобразовательные учреждения, ни в специальные образовательные учреждения для детей с другими нарушениями развития. Время выявления расстройства играет существенную роль в дальнейшем лечении. Правильно и вовремя поставленный диагноз обуславливает более раннее начало коррекции, которая позволяет предотвратить усиление симптомов. Несмотря на разнообразие аутистических расстройств у детей и их проявлений, их объединяют трудности адаптации и социализации.
Своевременно начатая коррекционная работа позволяет предотвратить полностью или частично эти трудности.
Объект исследования: особенности работы центров для детей с РАС.
Предмет исследования: критерии оценки психологических центров для детей с РАС.
Цель исследования: рассмотреть критерии оценки психологических центров для детей с РАС
Задачи исследования:
1. Провести анализ понятия расстройство аутистического спектра
2. Рассмотреть методы работы психологических центров с детьми с РАС
3. Выделить основные модели помощи и реабилитации детей с аутизмов
4. Дать оценку психологических центров для детей с РАС Оценка данных центров
Глава 1 Понятие расстройств аутстического спектра и способы работы с ним
1.1 Анализ понятия расстройство аутистического спектра
Аутизм – это специфическое состояние человека, проявляющееся в отсутствии желания общаться с другими людьми.
Дети и взрослые люди, страдающие аутизмом, зачастую не обращают никакого внимания на мнение окружения, отказываются жить по общественным правилам. Но это не их причуда, это лишь следствие изменений в структуре мозга.
Среди признаков аутизма можно выделить следующие:
• реакция на эмоции и поведение окружающих людей частично или полностью отсутствует;
• стремление уйти от любого контакта – эмоционального, психологического или физического;
• постоянное выполнение одних и тех же действий, например, зацикленность на датах, вопросах, маршрутах;
• жесткий распорядок повседневных дел;
• аутист старается не смотреть в глаза собеседнику, пользуется только периферическим зрением;
• ограниченный словарный запас, нарушение интонационного ударения слов;
• минимальная жестикуляция при разговоре;
• неконтролируемые вспышки гнева, агрессии, отрицания.
Светила медицины пока не могут объяснить причин возникновения данного состояния. Многие соглашаются с утверждением, что аутизм – это психологическое состояние человека, при котором он полностью замыкается в своем мире. Однако эти изменения психики невозможно изменить, как и невозможно заставить человека, больного аутизмом, против воли вступать в эмоциональные связи с другими людьми.
Статистика показывает, что мальчиков-аутистов намного больше, чем девочек. Но именно девочке с данным диагнозом труднее прижиться в обществе и хоть как-то поддерживать видимость нормальности.
Предупреждения об опасности
Аутизм, как известно, заболевание не приобретенное, а врожденное. При возникновении первых опасных признаков родителям следует обращаться за соответствующей медицинской помощью. От этого в дальнейшем зависит успех адаптации ребенка к окружающей среде.
Официально аутизм считается болезнью. Но родители, которые воспитывают таких уникальных детей, предпочитают считать его специфическим состоянием, а не диагнозом.
Аутизм заметен почти с самого рождения, но официально диагноз могут поставить после 2-3 лет.
Самым легко заметный признак аутизма: ребенок не может выполнять несколько дел сразу, а фокусируется лишь на чем-то определенном. Его могут не заинтересовать любимые многими детьми вещи. Например, аутист не захочет смотреть мультфильмы или кушать сладости.
Как определить аутизм у маленького ребенка
• младенец плохо реагирует на звуки, при этом слышит их;
• отсутствие улыбки, да и улыбка на других лицах не вызывает у ребенка должной реакции;
• отводит взгляд, и смотрит «сквозь» говорящего;
• Не отзывается на свое имя;
• Любит играть с определенными вещами, а не с живыми людьми;
• часто повторяет одно действие или фразу;
• смена обстановки или покупка новых игрушек вызывает массу негативных эмоций;
• резкие и внезапные действия – крик, плач или смех;
Аутист всегда предпочитает быть сам, сторонится не только взрослых, но и сверстников.
Если вы – молодой родитель, проанализируйте поведение своего малыша. Наличия хотя бы трех признаков из приведенного списка просто обязывает вас обратиться к врачу за консультацией. Ведь чем раньше получится выявить проблему, тем легче будет потом помочь не только ребенку, но и родителям справится с таким непростым состоянием.
Такие дети с особым развитием совершенно не скучают по родителям при расставании, если остаются в привычной для себя обстановке. Ведь для них на первом месте именно вещи и окружающие предметы, а не люди.
Часто аутистов при контакте выдает неправильная речь – односложная и сухая, лишенная эмоциональной окраски. Они не говорят о себе в первом лице, а выбирают второе или третье, или называют себя по имени.
Счастье детей с особенностями развития заключается в пребывании в своем мире с четким правилами и распорядком. Они ходят в одной и той же одежде, каждый день могут есть однотипную пищу, и играть с одной куклой часами. Однотипность и монотонность – вот их идеальный мир.
На сегодняшний момент классификация аутизма не является однозначной. Дело в том, что ученые и медицинские работники по-своему классифицируют данное заболевание. Поэтому кратко рассмотрим наиболее распространенные разновидности болезни, разделенные на типы по причине возникновения:
• синдром Каннера или классический многофункциональный аутизм;
• синдром Аспергера;
• эндогенный приступообразный аутизм, возникающий на фоне шизофрении;
• синдром Ретта;
• аутизм при абберациях хромосом;
• резидуально-органический вариант аутизма;
• аутизм неизвестного генеза.
Помимо этого, существуют виды аутизма, которые классифицируются по степени тяжести заболевания, характеру его проявления, а также по мере взаимодействия пациентов с внешним миром. Существуют следующие варианты взрослого аутизма:
1. Первая группа. Сюда относятся пациенты, контакты которых с внешним миром практически отсутствуют;
2. Вторая группа. Больные, относящиеся в эту категорию очень замкнуты в себе, зачастую посвящают все свое время одному и тому же занятию. Такие пациенты очень часто не испытывают необходимости в отдыхе и сне, даже при длительном бодрствовании.
3. Третья группа. Объединяет в себе людей, которые игнорируют социальные нормы и порядки по причине их невосприятия.
4. Четвертая группа. Сюда относятся более взрослые пациенты, склонные к продолжительному чувству обиды на весь окружающий мир, вследствие невозможности преодоления ими ежедневных проблем.
5. Пятая группа. Такие пациенты отличаются высоким интеллектуальным уровнем. Зачастую они успешно адаптируются в современном обществе, взаимодействуют на равных с окружающими их людьми. Они блестяще обучаются, осваивают различные профессии и часто работают в сфере интеллектуального труда.
Нередко в последней группе встречаются люди, имеющие так называемый врожденный «ген гениальности» – синдром саванта или савантизм. Он активируется благодаря процессам, которые происходят в головном мозге аутистов, в связи с чем аутизм часто называют болезнью гениев. Этот феномен бывает как врожденный – обусловленный генетически, так и приобретенный. Чаще всего встречается вторичный савантизм, развившийся на фоне умственной отсталости, детского аутизма или синдрома Аспергера. Такие пациенты достигают больших успехов в профессиональной и деятельности. Однако у них существуют определенные трудности в социальной сфере, а также они часто сталкиваются с непониманием родных и близких. Такой аутизм иногда называют высокофункциональный. Рассматривая уровни интеллекта, можно выделить низко и средне функциональный. Бывает также синдромальный и несиндромальный аутизм, при этом первый отличается характерной тяжелой умственной отсталостью пациента или врожденным синдромом, проявляющимся физическими симптомами. Встречается в медицинской практике частичный и глубокий аутизм.
Также можно выделить атипичный аутизм, для которого характерно более позднее проявление – после трех лет и отсутствие хотя бы одного критерия из трех, свойственных детскому аутизму.
В медицинской сфере принято различать истинный и ложный аутизм. Характеристика истинного аутизма кроется в патологиях психики, в то время как ложный аутизм болезнью не является. Такие дети просто с рождения замкнуты и необщительны, но это лишь проявления особенностей их характера.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алехина С.В. Основной вопрос развития инклюзивного образования на современном этапе // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 528 с.
2. Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика. - Донецк, 1999.
3. Додонова Н.С. Песочная терапия как средство развития и коррекции детей с особыми образовательными потребностями // Научный поиск. 2014. № 4. С. 44-46.
4. Морозов С.А. Современные подходы к коррекции детского аутизма (обзор и комментарии) // С.А. Морозов. – М., 2010. – 102 с.
5. Морозова, С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах / С.С. Морозова – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 176 с.
6. Питерс, Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию / Т. Питерс – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. – 192 с.
7. Ремшмидт, Х. Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение / Х. Ремшмидт. – М.: Изд-во «Медицина», 2003. – 120 с.
8. Рубан О.В., Белопольская Н.Л. Традиционные хороводные игры как метод коррекции коммуникативных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра // Дефектология. 2013. № 4. С. 37-44.
9. Сайфутдинова, Л. P. Использование шкалы Вайнленд при диагностике больных аутизмом и синдромом Аспергера (по материалам зарубежной печати) / Л.Р. Сайфутдинова // Аутизм и нарушения развития. – 2003. – № 2. – С. 51–57.
10. Сайфутдинова, Л.Р. Изучение особенностей адаптивного поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями развития с помощью шкалы Вайленд / Л.Р. Сайфутдинова // Психологическая наука и образование. – 2007. – № 5. – С. 48–55.
11. Сайфутдинова, Л.Р. Изучение связей между сферами адаптивного поведения у детей с различными вариантами дизонтогенеза // Аутизм и нарушения развития. – 2007. – № 3. – С. 1–10.
12. Сайфутдинова, Л.Р. Шкала Вайнленд как метод комплексной оценки адаптивного функционирования детей с нарушениями развития / Л.Р. Сайфутдинова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2007. – № 45. – http://cyberleninka.ru/ article/n/shkala-vaynlend-kak-metod-kompleksnoy-otsenki-adaptivnogo-funktsioniro vaniya-detey-s-narusheniyami-razvitiya
13. Самарина Л. Эксперт: система раннего вмешательства доказала свою эффективность // Интервью директора Института раннего вмешательства, Санкт-Петербург РИА Новости. URL:http://ria.ru/ adaptation/20140804/1018402173.html#ixzz3Zqa4n1Ny
14. Сухотин M.A. Рисование как средство развития и поддержания дилогической речи с ребенком, имеющим аутизм // Аутизм и нарушения развития. 2014. № 1 (42). С. 39-48.
15. Фала В., Эрнц-Нафтульева Ю.М. Метод комбинированной системы жетонов для коррекции аутоагрессии у детей с РАС // Аутизм и нарушение развития. 2015. № 1 (47). С. 38-43.
16. Филиппова, Н.В. Современные представления о раннем детском аутизме / Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник // Психическое здоровье. – 2014. – № 10. – С.70 – 73.
17. Шприцберг И.Л. Коррекция нарушений развития сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2013. № 2 (41). С. 33-44.
18. Эрц- Нафтульева Ю.М. Инклюзия детей с аутизмом в общеобразовательную систему: обзор целей и стратегий // Вестник ассоциации психиатров Украины , 2013, № 1.