Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Энергетика оказывает существенное влияние на промышленность, в особенности в наше время.
Для любого производственного предприятия, как, впрочем, и всей городской инфраструктуры,
важен стабильный и бесперебойный режим работы. А это уже зависит от эффективной
деятельности энергопроизводящих компаний. За этим тщательным образом следят энергетики.
Причем данная профессия стала даже престижной, однако на специалиста еще возложена
большая ответственность. Но что такое энергетик? Хороший вопрос, который требует
продуманного ответа.
3
Глава 1 Актуальность формирования практики управления спросом на энергию
1.1.Теоретические аспекты управления спросом
Даже до появления механизмов явного управления спросом. Значительный потенциал
управления спросом сосредоточен у потребителей розничного рынка – средних и малых
потребителей, а также в бытовом секторе. Однако ресурс управления спросом отдельного
розничного потребителя слишком мал, чтобы удовлетворять требованиям, предъявляемым на
оптовом рынке, а издержки на взаимодействие с системным оператором и/или оператором
оптового рынка слишком высоки. Механизмы трансляции экономического эффекта от снижения
нагрузки на оптовом рынке розничному потребителю также отсутствуют. Поэтому использование
этого потенциала требует специальных нормативных, организационных и технических решений. В
мировой практике решением, обеспечивающим участие в управлении спросом розничных
потребителей, стало создание специализированных организаций – агрегаторов нагрузки.
Агрегаторы нагрузки – это участники оптового рынка электроэнергии, которые управляют
изменением нагрузки группы потребителей, чтобы продавать совокупность регулировочных
способностей Этих потребителей как единый объект в качестве товара/услуги на оптовом рынке
и/или на рынке системных услуг.
Агрегаторы нагрузки могут быть независимыми компаниями или поставщиками электроэнергии
(сбытовыми компаниями). Агрегатор занимается поиском потребителей, потенциально способных
без ущерба для технологического цикла изменять потребление, проводит оценку имеющихся у
потребителей возможностей разгрузки, разрабатывает оптимальные алгоритмы участия в
программах управления спросом, оснащает потребителей необходимыми средствами
автоматизации, приборами и устройствами. Агрегатор нагрузки заключает с потребителями
розничного рынка договоры оказания услуг по изменению нагрузки их оборудования на заданную
величину, определенное договором количество раз по выдаваемому заранее уведомлению.
Агрегатор осуществляет прием сигналов на изменение потребления (в виде графиков нагрузки,
диспетчерских команд и т.д.) от инфраструктурных организаций в соответствии со всеми
предъявляемыми на оптовом рынке требованиями, распределяет необходимый объем разгрузки
между потребителями и информирует их в удобном формате – электронное письмо, sms,
телефонный звонок или дистанционный сигнал непосредственно в систему управления
оборудованием.
1.2.Мировые тренды
Одним из фундаментальных ограничений традиционных рынков электроэнергии является
неэластичность спроса – потребление электроэнергии практически не зависит от цен на рынке. В
этих условиях активной стороной, определяющей конечную стоимость продукции, являются
производители электроэнергии. При этом потребители, в том числе имеющие собственные
генерирующие объекты, обладают значительным потенциалом изменения потребления в ответ на
изменение условий на рынке, использование которого могло бы влиять на цены на
электроэнергию, повысить конкуренцию на рынке, снизить необходимость строительства
избыточных генерирующих и сетевых мощностей.
4
Развитие телекоммуникаций, широкое распространение систем автоматизации и автоматики, а
также эволюция развитых рынков электроэнергии привели к появлению концепции управления
спросом (demand response), предполагающей повышение эластичности спроса путем
целенаправленного воздействия на оборудование потребителей при возникновении
соответствующих экономических или технологических условий. Основные цели управления
спросом на электроэнергию – уменьшение пиковой нагрузки в энергосистеме, необходимое как
для снижения цен на рынке электроэнергии, так и для предотвращения избыточного
капиталоемкого строительства электростанций и электрических сетей, оптимизация управления
энергосистемой и интеграция возобновляемых источников энергии.
В управлении спросом могут принимать участие различные виды оборудования промышленных,
сельскохозяйственных, коммерческих и бытовых потребителей. Основные возможности участия в
управлении спросом для потребителей связаны со смещением графика потребления на периоды
более низких цен, остановом или снижением интенсивности производственного процесса,
полным или частичным отключением систем освещения, вентиляции и кондиционирования, а
также использованием собственных источников, включая запуск резервных источников питания
или отключение от сети на изолированную работу с покрытием собственного потребления от
резервного источника питания.
В общем случае потребители, участвующие в программах управления спросом, не снижают
интегральные значения потребления, смещая его с пиковых периодов на внепиковые.
Соответственно, участие потребителя в управлении спросом не должно приводить к снижению
отпуска товарной продукции, уменьшению количества или снижению качества оказанных услуг и
т.п. Потенциал снижения пиковой нагрузки в энергосистеме за счет использования программ
управления спросом составляет, по различным оценкам, 10-15% от величины пиковой нагрузки [2,
3].
1.3.Опыт управления спросом в США и Европе
Баланс производства и потребления в энергосистемах многих стран обеспечивается не только
загрузкой генерирующих мощностей, но и снижением потребителями своей нагрузки тогда, когда
это экономически выгодно. Во всём мире объём этого «рынка мощности потребителей» в 2016
году составят, по оценкам экспертов, 39 ГВт, из которых 28 ГВт – на территории Северной
Америки. В России также запускается механизм управления спросом потребителей, но в связи с
особенностями развития ЕЭС, на такие объёмы, как в США, он в ближайшие годы не выйдет.
Экономическое управление спросом потребителей (англ. – demand response, DR) начало
применяться в США в 70-е годы в рамках «Программы по рационализации спроса», направленной
на сбережение электроэнергии и более эффективную загрузку мощностей. Регуляторы придумали
правила, стимулирующие предприятия сокращать своё потребление в пиковые периоды спроса –
либо совсем останавливая производство в эти часы, либо перенося основную нагрузку на другое,
менее пиковое время.
В отличие от аварийного управления, при котором потребители вынужденно отключаются в
случае необходимости восстановить баланс в энергосистеме, demand response подразумевает, что
потребитель добровольно снижает своё энергопотребление в те моменты, когда сигналы с рынка
говорят о выгодности такого ограничения.
5
Механизм demand response активно развивался с 70-х годов во всём мире, но в первую очередь –
в США. По данным аналитической компании Navigant Research, в 2015 году рынок DR составил $2
млрд, а к 2023 году он вырастет до $12,8 млрд. Из общемировых DR-мощностей в 39 ГВт (прогноз
Navigant Research на 2016 год), 28 ГВт (72%) работают на территории Северной Америки. Дело в
том, что в США из-за особенностей формирования системы электроэнергетики (независимых
энергосистем, включающих один или несколько штатов с децентрализованным управлением)
остро стояла проблема сбалансированности спроса и предложения, так как дефицит резерва
ограничивал возможность манёвра. Энергосистемы в штатах начали укрупняться и объединяться
только в последние десятилетия.
Глава 2.Demand Response – новый механизм рационализации спроса
2.1. Баланс между производством электроэнергии и потребление в США
В качестве примера участия в управлении спросом коммерческих потребителей можно привести
компанию Walmart. Walmart — один из лидирующих участников на рынках управления спросом в
США, в том числе за счет значительной оснащенности магазинов системами интеллектуального
учета[14]. При получении сигнала о необходимости разгрузки система управления потреблением
(англ.)(energy management system, EMS) реагирует на него в соответствии с заданным алгоритмом
снижения нагрузки, воздействуя на системы вентиляции и кондиционирования, освещение и
холодильное оборудование[15][16]. Вместе с дочерней компанией Sam’s Club Walmart участвует в
17 программах управления спросом, организованных муниципалитетами, инфраструктурными
организациями и системными операторами, включая ISO New England, California ISO и PJM. В этих
программах задействовано примерно 1300 магазинов, расположенных в 23 штатах[17].
С точки зрения поддержания баланса между производством и потреблением электроэнергии
снижение нагрузки полностью эквивалентно увеличению генерации[18]. При последовательном
соблюдении этого принципа не существует препятствий для участия ресурсов потребителей в
работе на рынках электроэнергии, мощности или системных услуг. На практике на большинстве
рынков в различных странах существуют различные административные, регулятивные,
технические и технологические барьеры для участия потребителей в управлении спросом. Тем не
менее, существуют рынки с широким участием ресурсов потребителей.
2.2. Измерение и верификация в США. Измерение объема разгрузки потребителей
Определение объема разгрузки потребителей, участвующих в управлении спросом – одна из
важнейших составляющих формирования программ управления спросом. Следует отметить, что,
несмотря на наличие большого количества материалов, посвященных отдельным аспектам и
методам определения объема разгрузки потребителей, обобщающих работ на эту тему
относительно немного. Настоящий раздел разработан, в основном, на базе [16] как одной из таких
обобщающих работ. При разработке конкретных методик оценки объема разгрузки потребителей
целесообразно провести тщательный анализ используемых в мировой практике подходов и
воспользоваться наиболее успешными наработками. Создание механизмов участия потребителей
в оптовом рынке в качестве ресурса управления спросом опирается на базовый принцип,
заключающийся в том, что изменение нагрузки должно рассматриваться как эквивалент
изменению генерации.
6
Соответственно представляется естественным требовать, чтобы изменения нагрузки измерялись с
той же точностью, которая требуется при измерении количества произведенной генератором
электроэнергии. При этом количество электроэнергии, выработанной электростанцией, может
быть определено путем непосредственного измерения. В отличие от генерации изменение
нагрузки потребителем не может быть измерено непосредственно и подлежит расчету. Вместо
этого измерение эффективности ресурса управления спросом предполагает сравнение
наблюдаемой нагрузки теоретической нагрузкой, которая имела бы место в отсутствие
управления спросом. Оценку нагрузки в условиях, которые мы не можем непосредственно
наблюдать, обязательно содержит какую-то ошибку.
Несмотря на то, что теоретическая нагрузка не является наблюдаемой, эти ошибки можно
оценивать и контролировать. При адекватном дизайне программы управления спросом и
процедур измерения и верификации (measurement & verification, M&V) управление спросом
предоставляет надежный, измеримый и верифицируемый ресурс на розничном и оптовом
рынках. Трудность, с которой сталкиваются разработчики и администраторы программ
управления спросом, заключается в том, что рассмотрение нагрузки как ресурса создает основную
проблему оценки: как точно измерить то, что невозможно наблюдать непосредственно. Не
существует однозначного, неопровержимого способа измерить какой нагрузка была бы.
2.3. Классификация типов программ управления спросом (американская модель)
2.3.1.Классификация NERC
В литературе наиболее широко используется классификация типов программ управления
спросом, предложенная NERC (North American Electric Reliability Corporation, Североамериканская
корпорация по надёжности электроэнергетики) и ее модифицированные версии (рис. 5).
Источник: Demand Response Availability Data System (DADS):Phase I & II Final Report. Report.
Princeton: NERC, 2011. В редакции The Demand Response Paradox. The Importance of Markets and
Policy to Demand Response White Paper; CGI, 2016
Управление спросом и энергоэффективность часто рассматриваются как компоненты более
широкого понятия Demand-Side Management. Устоявшегося перевода термина Demand-Side
Management на русский язык не существует. ЕБРР предлагает следующие варианты [17]:
• рационализация спроса;
• регулирование спроса;
• управление спросом.
Далее в настоящем документе термин Demand-Side Management будет передаваться в переводе
«рационализация спроса»4. Рационализация спроса – это глобальный термин, охватывающий
разнообразную деятельность, такую как управление нагрузками, энергоэффективность,
энергосбережение и т.п. В целом в настоящее время наблюдается тенденция использования
термина «рационализация спроса» в качестве зонтичного термина без строго определенного
содержания, объединяющего разнообразную деятельность, направленную на оптимизацию
7
потребления. Целям настоящего документа соответствует определение из раздела «Термины и
определения» и аналогичные, например:
Под рационализацией спроса понимаются программы, воздействующие на нагрузку потребителя
в целях обеспечения соответствия текущим или прогнозным возможностям энергосистемы.
Рационализация спроса состоит из двух главных компонентов – управления спросом и
энергоэффективности [18].
2.3.2.Классификация по видам потребителей и ресурсов
При оценке охвата потребителей программами управления спроса, определении доли различных
сегментов потребителей используются классификации, подразделяющие потребителей на
промышленных, коммерческих, сельскохозяйственных и бытовых, например [20]:
• Бытовые потребители,
• Малые коммерческие и промышленные (Commercial & Industrial, C&I),
• Средние коммерческие и промышленные,
• Крупные коммерческие и промышленные,
• Сельскохозяйственные.
Очевидно, что границы между малыми, средними и крупными потребителями проводятся
произвольно в зависимости от конкретных целей и условий.
2.3.3. По способу предоставления ресурса
PJM выделяет три способа управления нагрузкой:
Непосредственное управление нагрузкой (Direct Load Control, DLC) –
дистанционное управление оборудованием потребителя (в типичном случае– кондиционерами,
водонагревателями и т.п.) непосредственно из операционного центра администратора
программы управления спросом (агрегатора). Потребители во многих случаях могут быть не
оснащены интервальными приборами учета (поскольку объем снижения потребления при таком
управлении известен, фиксируется только факт разгрузки),
Заключение
В заключении можно отметить, что все потребители оптового рынка электроэнергии получают
положительный эффект за счет снижения цены на электроэнергию в периоды разгрузки
участников программы ценозависимого потребления. В долгосрочной перспективе стоимость
электроэнергии может быть снижена также за счет уменьшения инвестиций в генерирующие и
сетевые объекты.
8
Потребители электроэнергии, участвующие в программах управления спросом, получают
следующие эффекты:
•потребители, не оптимизирующие в настоящее время оплату мощности, получают доход от
участия в программах управления спросом,
•потребители, участвующие в оптимизации платежа за мощность путем смещения потребления из
часов пик региона, при переходе в программы управления спросом получают сопоставимый
экономический эффект при меньшем количестве разгрузок,
•потребители, рассматривающие целесообразность отказа от централизованного
электроснабжения за счет строительства собственной генерации, получают альтернативу в виде
участия в управлении спросом, позволяющую получить сопоставимый экономический эффект при
сохранении преимуществ централизованного электроснабжения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1 Peak Load Management Alliance «Demand Response Acronyms & Glossary. Training Course
Resource», 1st Edition (May 2017),
https://www.peakload.org/assets/PLMADR%20_AcronymsGlossary_053117.pdf,
2 IEA (International Energy Agency), «Re-Powering Markets. Market design and regulation during the
transition to low-carbon power systems», Second Edition, (March 2016),
https://www.iea.org/publications/freepublications/publication/REPOWERINGMARKETS. PDF
3 Nadel, Steven «Demand response programs can reduce utilities’ peak demand an average of 10%,
complementing savings from energy efficiency programs», 09.02.2017,
http://aceee.org/blog/2017/02/demand-response-programs-can-reduce
4 Navigant Research, «Global Demand Response Capacity is Expected to Grow to 144 GW In 2025»,
2016, https://www.navigantresearch.com/newsroom/global-demand-response-capacity-is-expected-togrow-to-144-gw-in-2025
5 SEDC (Smart Energy Demand Coalition), «Explicit Demand Response in Europe. Mapping The Markets
2017», 2017, http://www.smarten.eu/explicit-demand-response-in-europe-mapping-the-markets-2017/
6 IEA (International Energy Agency), «Digitalization & Energy», 2017,
http://www.iea.org/publications/freepublications/publication/DigitalizationandEnergy3.pdf
7 PA Consulting Group, «Aggregators - Barriers and External Impacts», prepared for
Ofgem (Office of Gas And Electricity Markets), May 2016,
https://www.ofgem.gov.uk/system/files/docs/2016/07/aggregators_barriers_and_external_impacts_a_
report_by_pa_consulting_0.pdf
8 DREAM-GO, «Identified Short and Real-Time Demand Response Opportunities and the Corresponding
Requirements and Concise Systematization of the Conceived and Developed DR Programs», March
2017, http://dream-go.ipp.pt/PDF/DREAM- GO_Deliverable2.1.pdf
9
9 Synapse Energy Economics, «Best Practices in Utility Demand Response Programs», Prepared for
Regroupement national des conseils régionaux de l’environnement du Québec (RNCREQ), 31.03.2017,
http://www.synapse-energy.com/sites/default/files/Utility-DR-17-010.pdf
10 Brattle Group «International Review of Demand Response Mechanisms», prepared for The Australian
Energy Market Commission, October 2015, http://files.brattle.com/files/5887_aemc_report.pdf
11 SEDC (Smart Energy Demand Coalition), «Mapping Demand Response in Europe Today 2015»,
30.09.2015, http://www.smarten.eu/wp-content/uploads/2015/09/Mapping-Demand-Response-inEurope-Today-2015.pdf
12 Hurley D., Peterson P., Whited M. (Synapse Energy Economics), «Demand Response as a Power
System Resource: Program Designs, Performance, and Lessons Learned in the United States», prepared
for Regulatory Assistance Project (RAP), May 2013, https://www.raponline.org/wpcontent/uploads/2016/05/synapse-hurley-demandresponseasapowersystemresource-2013-may-31.pdf
13 SEDC (Smart Energy Demand Coalition), «Enabling independent aggregation in the European
electricity markets. Roles and Responsibilities: Keeping the BRP Demand response event . Position
Paper», February 2015, http://smartenergydemand.eu/wp-content/uploads/2015/02/SEDC-EnablingIndependent-Aggregation.pdf
14 Хохлов А., Мельников Ю, Веселов Ф., Холкин Д., Дацко К., «Распределенная энергетика в
России: потенциал развития», Энергетический центр Московской школы управления СКОЛКОВО,
январь
2018, https://energy.skolkovo.ru/downloads/documents/SEneC/Research/SKOLKOVO_EneC_DER3.0_2018.02.01.pdf
15 Monitoring Analytics, «2017 State Of the Market Report For PJM», 2018
http://www.monitoringanalytics.com/reports/PJM_State_of_the_Market/2017/2017-som-pjm-sec6.pdf
16 Goldberg M., G. Kennedy Agnew, «Measurement and Verification for Demand Response», Prepared
for the National Forum on the National Action Plan on Demand Response: Measurement And
Verification Working Group, February, 2013 https://www.ferc.gov/industries/electric/indusact/demand-response/dr-potential/napdr-mv.pdf
17 Глоссарий ЕБРР По проектному финансированию. Том 1 Англо-русский.
http://www.ebrd.com/downloads/research/essay/pfeng.pdf
18 AEIC (Association of Edison Illuminating Companies) Load Research Committee, «Demand Response
Measurement & Verification. Applications for Load Research», March 2009,
https://www.smartgrid.gov/files/demand_response.pdf
19 Goldman C., Reid M., Levy R., Silverstein A., «Coordination of Energy Efficiency and Demand
Response. A Resource of the National Action Plan for Energy Efficiency», January 2010,
https://www.epa.gov/sites/production/files/2015-08/documents/ee_and_dr.pdf 20 Hledik R., Faruqui
A., Bressan L. (Brattle Group), «Demand Response Market Research: Portland General Electric, 2016 to
2035», Prepared for Portland General Electric, January 2016, https://www.portlandgeneral.com/-
/media/public/our-company/energy-strategy/documents/2016-02-01-demand-response-marketresearch.pdf?la=en21 Wang, Shengwei & Xue, Xue & Yan, Chengchu. (2014). Building power demand
response methods toward smart grid. HVAC&R Research. 20 10.1080/10789669.2014.929887.