Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время индустрия туризма является одним из ключевых факторов социальноэкономического развития большинства развивающихся и индустриально развитых стран, внося
существенный вклад в создание рабочих мест, привлечение иностранных инвестиций и валюты, а
также способствует развитию среднего и малого бизнеса. В условиях повышенной конкуренции
между территориями за привлечение большего числа туристов, местные власти все чаще
прибегают к маркетинговым механизмам и инструментам конкурентной борьбы.
3
В условиях деиндустриализации российской экономики, большинство регионов стремится
развивать сферу услуг. Одной из перспективных отраслей считается индустрия туризма. Все
большее число российских городов выделяет индустрию туризма в качестве ключевой отрасли
народного хозяйства, способствующей повышению уровня жизни населения и экономическому
росту.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ТУРАГЕНТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.Туризм как отрасль экономики, инновационная деятельность в туризме
Туризм сегодня выступает как структурное многогранное социальное явление, и ни одна из
наличествующих наук в своих рамках не может охарактеризовать его в полной мере
исчерпывающим образом. Не смотря на большое количество научных исследований, ни одна
наука не определяет его как объект своего исследования, ни один из социально-экономических
институтов не в состоянии монопольно решить всего многообразия проблем такого явления как
туризм. В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности», туризм характеризуется
как самостоятельный вид экономической деятельности. Таким образом, туризм определяется как
деятельность по обслуживанию туристов. В то же время, туристы воспринимают туризм, как
собственную деятельность на отдыхе, в том или ином виде .
Туризм появился как особый тип товара на этапе развития экономики, когда потребность в
путешествиях резко повысилась. Это повлекло за собой рождение туристских услуг, которые
можно купить и продать на потребительском рынке. Так как туризм определился как товар, это
потребовало создания определённой материально – технической базы, подбора и обучения
квалифицированных специалистов по обслуживанию туристов и конкретного целевого
управления туристическими хозяйствующими субъектами, что обусловило выделения туризма в
самостоятельную отрасль народного хозяйства. Все производители, обслуживающие туристов,
объединились в отрасль – туризм. Хотя туризм не является товаром первой необходимости и
становится востребованным только при определённом уровне доходов человека, уровня доходов
всего государства, наличии свободного времени и потребности в услугах туризма.
Как было сказано ранее, туризм некий многослойный и межотраслевой комплекс, который
обеспечивает решение важный экономических и социальных задач, на уровне региона, отдельной
страны и международном уровне.
Для понимания экономической сущности туризма и, в целом, особенностей данной отрасли, его,
как и любое явление, необходимо определить. Существует большое количество определений
туризма, в зависимости от того, сточки зрения какой науки рассматривается данное явление. Эти
определения совершенствуются, изменяются в ходе введения инноваций, развития общества в
целом, меняются прогрессивно. Рассмотрим некоторые из них .
По определению ООН, данному в 1954 году, туризм – это активный отдых, влияющий на здоровье
и физическое развитие человека, который связан с передвижениями за пределами постоянного
места жительства.
В Манильской декларации по мировому туризму 1980 г. отмечается, что туризм – это
деятельность, которая имеет важное значение в жизни народов из-за непосредственного
4
воздействия на социальную, культурную, экономическую и т.д. сферы жизни государства и их
международные отношения.
По итогам Всемирной конференции по туризму, проведенной ВТО в 1981 г. в Мадриде, туризм
определился, как один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, которые
совершаются с целью познания тех или иных районов, стран и сочетаются в ряде стран с
элементами спорта.
В 1993 году статистическая комиссия ООН представила ещё более широкое определение туризма
– это деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют проживание в местах, которые
находятся за пределами их обычной среды, в течение времени, не превышающего 1 года подряд
для реализации отдыха, деловых и прочих целей.
В России в соответствии с Федеральным законом № 132 «Об основах туристской деятельности в
Российской Федерации» туризм определяется как временные выезды, путешествия, граждан РФ,
иностранных граждан, лиц без гражданства с постоянного места жительства с целью реализации,
деловых, культурно-досуговых, лечебно-оздоровительных, рекреационных, профессиональноделовых, религиозных и др. потребностей, без занятия деятельностью, связанной с получением
дохода в стране (месте) временного пребывания.
1.2. Роль турагентов в продвижении турпродукта
В основу деятельности туристско-экскурсионной организации положено моделирование и
продажа экскурсионных туров. Они могут иметь различные названия – туристические фирмы,
бюро путешествий, турагентства, и т.д. Разделяя их с точки зрение предпринимательской
деятельности на туристическом рынке, среди них определяются туристические агентства и
туристические операторы.
Турагент и туроператор определяют вектор предпринимательской деятельности туристической
фирмы или кампании. Продукт организации составляется на основе услуг предприятия,
включенного в обслуживание и реализацию запросов конкретных людей во время отдыха и
путешествий. Суда входят: гостиницы, рестораны, кафе, экскурсионные фирмы, развлекательные
мероприятия, шоу-программы, досуговые предприятия, кино, спортивные комплексы и т.д.
Любые предприятия, способные, так или иначе, оказать необходимую услугу.
Комплектацией туристического продукта и составление перечня услуг под названием «тур»
занимаются именно туроператоры. Туропреатор или турорганизатор, как его называют в
некоторых странах, составляет конкретный продукт из набора услуг, для удовлетворения
потребностей и пожеланий клиентов. Турагентство продаёт продукт для клиента как комплекс
услуг (инклюзив-тур) или в форме свободного набора услуг (заказные туры). Турагент по сути это
организация посредник между клиентом потребителем и предприятиями, предоставляющими
услуги, которая продаёт и формирует. Турагент покупает туры у туроператора и в дальнейшем
продаёт их потребителю. Турагент прибавляет к приобретаемому туру проезд туристов от места
проживания до первого пункта размещения по маршруту и от последнего места размещения до
места проживания.
Главной рыночной ролью этих организация является соединение поставщиков услуг с клиентамитуристами, которые могут быть значимо разделены и во времени и территориально. Это и
5
является неким специфическим видом бизнеса. Большую роль играет выбор поставщиков услуг,
который основывается на профессиональных знаниях рынка туристических услуг, особенностей
развития и управления рынка туристических продуктов .
К функциям туристических организаций, таким образом, относится:
- комплектация;
- реализация сервиса;
- гарантия предоставляемого продукта.
Что касается комплектации – это сбор тура из отдельных услуг для рецептивного туроператора;
комплектация комбинированных туров из туров рецептивных для инициативного туроператора;
комплектация пакетов туров с транспортными и некоторыми другими видами услуг - для
турагента.
Функция сервиса – обслуживание туристов во время движения по маршруту, а также в офисе, при
продаже туров.
Гарантийная функция указывает на предоставление гарантий туристам, потребителям
турпродукта, по заранее заказанным и оплаченным туристическим услугам на определённом
оговорённом уровне. По российскому и международному законодательству, организация,
которая скомплектовала и продала пакет слуг, не зависимо от того, сама ли организация
предоставляет эти услуги и несёт ответственность, в целом за обслуживание.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМ ПРОДВИЖЕНИЯ ТУРПРОДУКТА В ТУРИСТИЧЕСКОМ АГЕНТСТВЕ «ПУТЕВКА
МАРКЕТ»
2.1 Общая характеристика туристического агентства «Путевка Маркет»
Прежде чем рассматривать характеристики ТА «Путевка Маркет» Москва, нужно отметить, что в
состав «Путевка Маркет» входит: международный туризм, внутренний туризм, заказ,
бронирование, продажа авиа/жд билетов во всех направлениях (международный и внутренний
туризм).
Туристическая фирма «Путевка Маркет» работает на Московском рынке туристических услуг с
2003 года, ООО «Путевка Маркет» является юридическим лицом – коммерческой организацией,
уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами
размеров, созданных в целях извлечения прибыли.
Общество имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета, имеет круглую печать,
содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указанием на его место
нахождения. Полное фирменное наименование Общества: Общество с ограниченной
ответственностью Туристическое Агентство «Путевка Маркет». Сокращенное фирменное
наименование ООО ТА «Путевка Маркет».
Фирма зарекомендовала себя как надежный и стабильный партнер. Фирма является членом
Российского союза туриндустрии (РСТ).
6
У многих туристических фирм есть своя специализация, но не многие могут позволить себе
одинаково работать профессионально в различных областях. У компании отмечается достаточно
высокий уровень финансовой стабильности на ее счетах, всегда достаточное количество средств,
чтобы гарантировать своевременную оплату любых туристических услуг.
«Путевка Маркет» обеспечивает все виды туристических услуг: от заказа и покупки билетов до
составления отдельных программ путешествия. Туры включают поездки по России и за границу в
любое место назначения, разной направленности: обучение, оздоровление, осмотр
достопримечательностей и др. Организует круизы на Средиземноморье и Карибском море на
лучших океанских лайнерах. С «Путевка Маркет» можно рассчитывать на комфортное
путешествие любой сложности. Компания удовлетворит самые высокие требования туристов.
Кроме того, «Путевка Маркет» организует деловые поездки, официальные приемы делегаций,
обеспечение проживания и транспортировки спортивных клубов, пресс-туры за границей и др.
Каждый год увеличивается количество взаимодействий с ведущими российскими и
иностранными туроператорами. В рамках описываемой структуры, в 2018 отдохнули больше чем
4 000 человек. «Путевка Маркет» имеет офисы в Москве и Московской области, агентство
помогает клиентам быстро и без проблем оформить необходимые документы и экономит им
время.
Более чем 14 лет опыта на рынке туризма, фирма развивала широкий спектр программ, которые в
настоящее время являются основными видами деятельности фирмы (см. таблицу 2.1). Согласно
российскому национальному классификатору экономической деятельности (ОКВЭД) ООО ТА
«Путевка Маркет» занимается основным видом деятельности:
- организация комплексного туристического обслуживания (63.30.1);
И может осуществлять дополнительные действия, такие как:
- обеспечение услуг туризма (63.63.30.4);
- деятельность санаторно-курортных учреждений (85.11.2);
- деятельность пансионов, ломов отдыха, и т.д. (55.23.2);
- предоставление билетов на экскурсии, обеспечивая жилье, и предоставление транспортных
средств (63.30.2);
- деятельность лагерей для детей во время школьных каникул (55.23.1);
- розничная торговля сувенирами, продуктами национальных художественных ремесел,
предметами культуры и религиозного назначения, похоронными принадлежностями (52.48.34);
- - деятельность баров (55.40);
- деятельность ресторанов и кафе (55.30);
- неспециализированная оптовая торговля незамороженными продуктами, напитками (51.39.2);
2.2 Организация продвижения турпродукта в туристическом агентстве «Путевка Маркет»
7
Основной задачей деятельности по продвижению товаров и услуг является формирование спроса
на данные товары и услуги. Понятие продвижения товара/услуги достаточно обширно и включает
участие рекламы в различных СМИ, техники личной продажи, связи с общественностью, работу по
стимулированию продаж и др. В частности, применение методов стимулирования спроса в
туризме направленно не только на конкретного потребителя, но и на производителей туруслуг,
посредников (турагентов и туроператоров) и собственные контактные «аудитории» (СМИ,
финансовые и страховые компании, общественные организации).
Для реализации продаж продукта в туризме требуется: привлечь внимание потенциального
потребителя к продукту; вызвать интерес потребителя относительно продукта; мотивировать
покупателей к реальным действиям; вызвать желание купить данный продукт.
Форма личной продажи и рекламы очень эффективны при продвижении продуктов туризма.
Реклама идеальна для того, чтобы привлечь внимание и пробудить интерес среди потенциальных
покупателей к конкретному продукту или обслуживанию. Метод личной продажи подходит лучше
всего, чтобы создать желание покупателя купить конкретный продукт туризма. Но еще более
эффективным методом будет продвижение продукта при использовании и рекламы и метода
личной продажи, поддерживающих друг друга подключением объявлений в печати и различными
формами стимулирования сбыта.
Метод персональной продажи (как было упомянуто выше), один из самых старых и наиболее
широко используемых методов создания потребительского спроса, самый вероятный и
эффективный тип стимулирования сбыта, поскольку у продавца в этом случае есть прямой контакт
с клиентами. В отличие от рекламы, которая не является личным коммуникационным
инструментом, личная продажа - отдельная, личная связь между продавцом и потребителем. Во
многих организациях метод личной продажи ассигнован больше (от 8% до 15% продаж), чем
реклама.
Выводы по аналитической части
Таким образом, в аналитической части рассмотрена деятельность ТА «Путёвка Маркет», описаны
особенности структуры предприятия, экономической деятельности, направления продвижения
туристического продукта, методы работы с клиентами. Специфика деятельности данного
предприятия, организация продвижения турпродукта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Продвижение туристических возможностей является одним из ключевых элементов эффективного
развития туристической отрасли страны.
Однако, необходимо помнить, что продвигаемый имидж должен совпадать с внутренним его
содержанием. Стремление выдать желаемое за действительное может дорого обойтись (и уже
обходится) недобросовестным регионам. Потенциальных потребителей можно разово обмануть,
привлекая их яркой рекламной кампанией и громкими обещаниями о потенциальных выгодах, но
разочаровавшись, потребитель территориального продукта вряд ли захочет повторить свой
негативный опыт.
8
Анализ международного и отечественного опыта продвижения территорий, в том числе и на
туристическом рынке, показал, что маркетинг территорий является эффективным методом
продвижения национального туристского продукта.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с
учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от
30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // http://www.consultant.ru/
document/cons_doc_LAW_28399/;
2. Гражданский кодекс РФ. Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ(ред. от 28.03.2017 //
http://www.consultant.ru/ document/
Cons_doc_LAW_76277/570042dfc4fad051d86d8e58d9fe0de4f4405e91;
3. Об основах туристической деятельности: ФЗ РФ от 24.11.1996г. № 132-ФЗ // НПО ВМИ,
http://www.consultant.ru/
4. О защите прав потребителей: ФЗ РФ от 7.02.1992г. № 2300-1// НПО ВМИ,
http://www.consultant.ru/
5. О средствах массовой информации: ФЗ РФ от 27.12.1991г. № 2124-1//
http://www.consultant.ru/
6. Алиева Л. И. Рекламная кампания своими силами. Эффективная рекламная кампания. –
М.: Фарбей, 2008. – 258 с.
7. Волков С. К.Маркетинговое продвижение России как туристического направления :
монография / С. К. Волков ; ВолгГТУ. – Волгоград,2016. – 128 с.
8. Бельских И. Е. Факторы экономического роста: стратегия национального развития России /
И. Е. Бельских // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2011. – № 30. – C. 15–20.
9. Большаков С. Н. Формирование позитивного имиджа страны: политические метафоры,
стереотипы и параллелизм / С. Н. Большаков, С. С. Бодрунова // Проблемный анализ и
государственно-управленческое проектирование. – 2011. – № 6 (20). – Т. 4. – С. 87–93.
10. Важенина И. Бренд территории: определения, сущность, формирование / И. Важенина //
Проблемы теории и практики управления. – 2011. – № 9. – С. 34–42.
11. Важенина, И. С. Брендинг территорий: проблемы и противоречия /И. С. Важенина //
Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 4. – С. 96–103.
12. Визгалов Д. В. Маркетинг города / Д. В. Визгалов. – М.: Фонд Институт экономики города,
2008.
13. Волков С. К. Анализ тенденций развития российской индустрии туризма / С. К. Волков //
Экономика, предпринимательство и право. – 2014. – № 2 (июнь). – C. 47–57.
9
14. Габидинова, Г. С. Маркетинговая трактовка территории / Г. С. Габидинова // Маркетинг в
России и за рубежом. – 2012. – № 3 (89). – С. 52–60.
15. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма на
2013–2020 годы» [Электронный ресурс]. – [2014]. – Режим доступа:
http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2013/15_01_2012_2.pdf
16. Джанджугазова Е. А. Анализ роли туристского контента в привлечении клиентов и
продвижение национальных парков России в интернет-пространстве // Управление продажами. –
2014. – № 6. – С. 376–383.
17. Джанджугазова Е. А. Российский туризм: анатомия кризиса /Е. А. Джанджугазова, С. Н.
Первунин // Российские регионы: взгляд в будущее. –2015. – № 1 (2). – С. 116–129.
18. Динни К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики / под ред.К. Динни; пер. с англ.
В. Сечной. – М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2013. – 336 с.
19. Дмитриев М.Н. Экономика туристского рынка / М.Н. Дмитриев, М.Н. Забаева, Е.Н.
Малыгина. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 312 с.
20. Дороговцев А. П. Территориальный маркетинг новая идеология или адаптация
корпоративного опыта / А. П. Дороговцев, Д. Е. Амелин // Практический маркетинг. – 2006. – № 6.
– С. 5–9.
21. Дубова Ю.И. Концепция маркетинга микс регионального маркетинга /Ю. И. Дубова, Е. М.
Ечка // Вестник Самарского гос. ун-та. Серия Экономика и управление. – 2015. – № 8. – C. 55–60.
22. Зорин И.В. Туризм как вид деятельности / И.В.Зорин, Т.П.Каверина, В.А.Квартальнов. - М.:
Финансы и статистика. 2005. – 288с.
23. Иншаков О. В. Коллаборация как глобальная форма организации экономики знаний / О. В.
Иншаков // Экономика региона. – 2013. – № 3. – С. 38–45.
24. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме. Современный опыт управления /
В.А.Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 180 с.
25. Квартальнов В.А. Туризм / В.А.Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 316 с.
26. Кирьянко А. В. Теоретические подходы к понятию маркетинга территорий / А. В. Кирьянко
// Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – № 26 (164). – С. 98–103.
27. Котлер Ф. Маркетинг мест: Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в
города, коммуны, регионы и страны Европы / Ф. Котлер, К. Асплунд, И. Рейн, Д. Хайдер. – СПб.:
Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. – 376 с.
28. Морозова И.А. Мировой опыт государственно-частного партнерства и особенности
формирования данного механизма в России / И. А. Морозова, А. А. Сергеев // Современная
экономика: проблемы и решения. – 2010. – № 8. – C. 49–54.
29. Международный туризм и спорт: материалы I Всероссийской научно-практической
конференции с международным участием 21−22 ноября 2013 г. / под ред. Ю.В. Жилковой, З.В.
Макаренко; сост. И.Е. Евграфов. – М.: ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», 2013. – 280.
10
30. Основы маркетинга: пер. с англ. / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг. – 2-е
европ. изд. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. –798 с.
31. Остроумов О. В. Туризм. Продвижение российского турпродукта:возможности и
реальность: учеб.-метод. пособие / О. В. Остроумов; под ред. Ю. С. Путрика. – М.: Финансы и
статистика, 2007. – 128
32. Положение о Федеральном агентстве по туризму [Электронный ресурс]. – [2014]. – Режим
доступа : http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140203/
33. Райс Э. Расцвет пиара и упадок рекламы: как лучше всего представить фирму / Э. Райс, Л.
Райс. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткника, 2006.
34. Территориальная конкуренция в экономическом пространстве / С. Г. Важенин, В. Л.
Берсенев, И. С. Важенина, А. И. Татаркин. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2011. –
540 с.
35. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в
Российской Федерации (2011–2018 годы)». – М.: Федеральное агентство по туризму, 2011.
36. Фролов Д. П. Маркетинговая парадигма регионального развития: монография / Д. П.
Фролов. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. – 133 с.
37. Цапук Д. А. Туристский маркетинг как лидер маркетинга территорий / Д. А. Цапук //
Региональный маркетинг: сб. науч. ст. III Междунар. конгресса по маркетингу (Ярославль, 4–5
декабря 2014 г.) / под общ. ред. М. В. Макаровой; МЭСИ; Ярославский филиал МЭСИ. – Ярославль:
полиграфия CMYK, 2014. – С. 128–132.
38. Туризм в современном мире. Проблемы и перспективы/Сборник работ по материалам
первой международной заочной научно-практической конференции (г. Тула, 25 октября 2013 г.).
— Тула: 2013. — 180