Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Искусство – область, в которой может
закономерно совершаться эмоционально-нравственное развитие растущего
человека и его приобщение к высшим духовным ценностям своего народа и
человечества. Решение этой задачи обеспечивают высокое качество
образования, его доступность, открытость, привлекательность для учащихся
и их родителей. Духовно-нравственное развитие и художественноэстетическое воспитание детей, становление их личности поддерживаются
существованием комфортной образовательной среды. Такую среду в полной
3
мере можно создать в детской школе искусств. Учащиеся, развитие которых
проходит в ее условиях, становятся способны постоянно поддерживать эту
среду не только в своем учебном заведении, но и «транслировать» (с
помощью преподавателей и администрации) за его пределами.
1 Теоретические аспекты роли музыкально-просветительской деятельности
педагога в организации культурного пространства детской школы искусств
1.1 Понятие и значение музыкально-просветительской деятельности
Сегодня, очевидно, что будущим музыкантам-педагогам необходимо
изучение современных методов и форм культурно-просветительской
деятельности, обеспечивающих интеграцию знаний и умений, а также
получение практического опыта. Это обширное поле для развития и
реализации профессиональных умений и навыков студентов. Оно
чрезвычайно разнопланово, содержит множество «ролей», воплощаемых
участниками, а также разнообразно по формам, содержанию, направлениям.
В отечественной культурной традиции многие десятилетия развивается
музыкально-просветительская деятельность, которая представляет собой
особый вид деятельности, направленный на распространение знаний о
музыке, приобщение людей к лучшим образцам мировой музыкальной
культуры и тесно связанный с вопросами воспитания, образования и
эстетики.
Просветительство - это процесс, направленный на формирование сознания,
ориентированного на вечные ценности, вечные смыслы, это процесс
приобщения к культурным и общечеловеческим ценностям. В философском
смысле - это способ человека осознать себя как ценностную часть
окружающего мира. Обращаясь к произведениям той или иной эпохи, мы
выявляем скрытые смыслы с помощью семантики, семиотики искусства и
понимаем то, что во все века художники, музыканты, поэты хотели сказать о
Человеке и Мире.
4
Современная эстетика говорит о ценностном отношении человека к миру, о
неповторимости этого мира в рамках музыкально возможного и вместе с тем
об определении музыкального целого законами, лежащими за пределами
музыкальной технологии.
В качестве одной из важнейших задач музыкального образования русские
мыслители и музыканты конца XIX - начала ХХ века видели направление
внимания на развитие у слушателей способности духовного созерцания при
восприятии произведений музыкального искусства; только совершая
активную внутреннюю работу, человек совершенствует свое духовное
начало, свой дух, сознание, формирует интенцию восприятия, необходимую
для осуществления музыкально-эстетических отношений высшего порядка.
1.2 Методы и способы музыкально-просветительской деятельности
Одной из наиболее полных классификаций музыкального просветительства
(но далеко не исчерпывающей), на наш взгляд, представляется
классификация Е. Н. Яковлевой. Она выделяет множество оснований
типизации. Это форма, объем, сложность, тематика, вид аудитории, статус,
жанр, исполнительский состав, связь с медиапространством .
Наибольший интерес для нас представляет типизация по форме
музыкального просветительства. Предложенная классификация включает
различные формы концертной деятельности.
Прежде всего, выделим концерты - лекции, диспуты, беседы и другие
похожие формы. Отличительным признаком, позволяющим разделить формы
концертной деятельности, исследователь называет количество словесного и
музыкального материала, их соотношение, а также уровень активности
зрителя в процессе проведения концерта. Лекция - форма музыкального
просветительства, которая чаще всего представляет собой рассказ о музыке.
Музыкальные произведения нередко играют роль примера, пояснения в виде
иллюстрации. Лекция-концерт предполагает больший объем музыкальной
составляющей по отношению к слову. Важной отличительной чертой данной
5
формы является такое построение концерта, при котором слушатель вместе с
лектором ищет ответы на поставленные проблемные вопросы, активно
воспринимает исполняемые музыкальные произведения.
2 Анализ роли музыкально-просветительской деятельности педагога в
организации культурного пространства детской школы искусств
2.1 Общая характеристика организации
Как было указано выше, на современном этапе инновационная и проектная
деятельность являются основной движущей силой развития детских школ
искусств и музыкальных школ. Проектная и инновационная художественнопросветительская деятельность привносит свои изменения в традиционные
формы и направления школ. Важная задача – использовать эти инновации во
благо, проводя мероприятия на высоком художественном уровне.
Инновационная и проектная деятельность детских школ искусств направлена
на:
– усовершенствование и обновление качества проводимых мероприятий;
– развитие и расширение сферы деятельности социального партнерства;
– выявление творчески одаренных детей;
– развитие новых творческих коллективов;
– развитие профессионализма и творческого роста преподавателей.
В Детской школе искусств дети в возрасте от 4 до 17 лет успешно постигают
мир прекрасного в области изобразительного искусства, музыки и танца.
Сегодня в школе обучаются 290 учащихся по одиннадцати специальностям,
работают 23 преподавателя и концертмейстера, из них 18 имеют высшую и
первую квалификационную категорию .
Школа богата своими творческими коллективами, такими как Образцовый
ансамбль танца «Карамель», оркестр русских народных инструментов,
хоровые коллективы учащихся младших и старших классов,
инструментальный ансамбль преподавателей «Гармония», ансамбли ударных
6
и шумовых инструментов «Задоринки» и «Веселые шумелки»,
инструментальный ансамбль отделения народных инструментов «MixMusik».
Учащиеся и преподаватели школы ежегодно становятся участниками,
дипломантами, лауреатами районных, городских, краевых, всероссийских и
международных конкурсов и фестивалей.
Школа систематически участвует в проектной и инновационной
деятельности, на базе школы проходят семинары и мастер - классы на уровне
района и края. Насыщенна концертно-выставочная и просветительская
деятельность.
2.2 Практика музыкально-просветительской деятельности педагога в
организации культурного пространства детской школы искусств
Просветительство является важнейшим направлением работы детских школ
искусств. Как известно, здесь функционируют и взаимодействуют различные
отделения, в которых учащиеся овладевают знаниями и 46 практическими
умениями в области искусства музыки, танца, живописи, театра,
декоративно-прикладного творчества и пр.
Коллектив преподавателей Детской школы искусств полностью разделяет
точку зрения выдающихся педагогов и ученых о большом влиянии искусства
на личность человека; педагоги ДШИ уверены, что научить видеть
прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана
художественно-просветительская деятельность школы, осуществляемая
средствами музыки, архитектуры, скульптуры, живописи, танца. Искусство
обращено к человеческой личности. Это означает, что любой человек может
понимать все виды искусства. Педагогический смысл данного утверждения
мы видим в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка
лишь одним видом искусства. Только их совокупность может обеспечить
полное эстетическое воспитание личности.
7
В школе углубленное музыкальное образование получают 350 учащихся в
возрасте 3-16 лет, из них около 30 % являются жителями близлежащих
населенных пунктов. Учащиеся делятся на 4 возрастные группы: дети 3-6 лет
– 95 учащихся, дети 7-11 лет – 152 учащихся, 12-15 лет – 100 учащихся, 16
лет – 3 учащихся.
В школе педагоги используют новые формы и технологии музыкальнопросветительской деятельности: использование информационнокоммуникативных технологий, электронных музыкальных инструментов,
организация творческих площадок в дни школьных каникул, работа с детьми
с ограниченными возможностями здоровья, совместные мероприятия с
профессиональными музыкантами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время в современных условиях изменились целевые установки,
функции и задачи просветительской деятельности, но она и сегодня остается
одним из ведущих способов передачи представителями российской
интеллигенции духовного наследия, системы общественных идеалов и
ценностей подрастающему поколению. В настоящее время поиски
организационных подходов и выстраивание содержания художественнопросветительской деятельности – одно из важных направлений работы
учреждений дополнительного образования. Оно нацелено на воспитание в
ребенке разносторонней личности, обладающей не только широким кругом
знаний, умениями и навыками, но имеющей богатый внутренний мир.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аракелова А.О. О реализации дополнительных предпрофессиональных
общеобразовательных программ в области искусств: в 2-х частях:
монография: сб. материалов для детских школ искусств. – М: Минкультуры
России, 2012. – Ч.1. – 118 с.
8
2. Аракелова А.О. К вопросу о становлении общего музыкального
образования и воспитания в рамках системы музыкального образования в
период 1917–1930 годы // Вестник Кемеровского государственного
университета. – 2012. – № 3. – С. 22–25.
3. Арутюнов В.Д. Из истории музыкально-просветительской
деятельности А.Н. Дроздова: 1911-1916 годы // Культурная жизнь Юга
России. – 2012. – № 2. – С. 19–20.
4. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного
обучения. - М.: ИЦ ПКПС, 2004. - 84 с.
5. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный
подходы в образовании: проблемы интеграции. - М.: Логос, 2009. - 336 с.
6. Дорошенко С.И. Институционализация музыкально-просветительской
деятельности во Владимирской области второй половины XX века в
контексте формирования музыкально-образовательного пространства //
Вестник Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г.
Столетовых. Серия Педагогические и психологические науки. – 2011. – № 9.
– С. 45–56.
7. Дорошенко С.И. // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство
и образование. – 2014. – № 2. – С. 121–129.
8. Дуков Е.В. Концерт в истории Западноевропейской культуры. – М.:
Классика–XXI, 2003. – 256 с
9. Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. - М.:
Православная энциклопедия, 2016. - 159 с.
10. Калабаева М. Н. Музыкально-просветительская деятельность
школьников-подростков // Студенческие научные исследования. - 2015. - №
4.
11. Кобозева И. С., Белкина М. А., Егорова С. В., Жданов И. В.
Организационно-методические основы музыкально-просветительской
деятельности учителя с содержанием национально-регионального
9
компонента: учебное пособие / Мордовский государственный
педагогический институт. Саранск, 2004. - 117 с.
12. Ковалева У.Ю. Система управления развитием образовательного
учреждения дополнительного образования детей: материалы международной
заочной научной конференции «Теория и практика образования в
современном мире (II)» – СПб.: Реноме, 2012. – С. 120–124.
13. Колышницына Н.В. Концертная деятельность Императорского
русского общества // Musicus. Вестник Санкт-Петербургской гоударственной
консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. – 2009. – № 5. – С. 52–56.
14. Курмеева Н.К. Внеуадиторные формы музыкально–эстетического
образования: к истории вопроса // Вестник Оренбургского государственного
университета. – 2013. – № 7. – С. 153–160.
15. Мельникова Л. Л. Музыкальное просветительство. История и
современность. - М., 2009. - 49 с.
16. Методологическая культура педагога-музыканта / ред. Э. Абдуллин. -
М.: Академия, 2002. - 267 с.
17. Шиповская Л. П. Музыка как феномен духовной культуры: дисс. ... д.
филос. н. - М., 2005. - 383 с.
18. Эльконин Б. Д. Психология развития: учеб. пособие. - М.: Академия,
2001. - 144 с.
19. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств с. Гамово» Пермского муниципального района
Пермского края. - http://www.gamartschool.ru/contacts/
20. Яковлева Е. Н. Музыкальное просветительство в динамике
отечественной культуры - http://cyberleninka.rU/artide/n/muzykalnoeprosvetitelstvo-v-dinamike-otechestvennoy-muzykalnoy-kultury