Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, заключается в том, что на сегодняшний день система общего музыкального образования претерпевает ряд серьезных и значительных изменений, что связано, прежде всего, с тем, что многие потенциальные музыканты перестали обращаться за музыкальными знаниями и навыками в специальные учебные заведения, а пишут музыку с помощью компьютера, что разрушает ценность музыки как культурного явления и становится причиной появления некачественного и непрофессионального музыкального материала.
На протяжении многих десятилетий любое музыкальное образование начиналось с изучения фортепиано и музыки, которая создается с помощью данного музыкального инструмента, а потому важно рассмотреть значение и роль фортепианной музыки в системе общего музыкального образования.
Цель исследования – проанализировать актуальность обращения к фортепианной музыке в системе общего музыкального образования.
Объект исследования – фортепианная музыка.
Предмет исследования – актуальность обращения к фортепианной музыке в системе общего музыкального образования.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд последовательных задач исследования:
1. Охарактеризовать специфику фортепианной музыки.
2. Рассмотреть жанры фортепианной музыки.
3. Описать содержание и структура общего музыкального образования.
4. Проанализировать принципы обращения к фортепианной музыке в системе общего музыкального образования.
Методы исследования: историографический, анализ литературы, сравнительный, классификация, синтез, моделирование.
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКЕ
1.1. Специфика фортепианной музыки
Фортепиано – это общее название клавишных молоточковых струнных музыкальных инструментов. Первое фортепиано было изобретено итальянским мастером Бартоломео Кристофори в 1709 году. Он назвал свое изобретение «gravicembalo col piano e forte», что переводится как «клавишный» инструмент, играющий и тихо, и громко».
Это название было тогда сокращено и появилось то слово, которое известно сейчас. Несколько позже такие же инструменты были созданы французом Жаном-Мариусом (1716) и учителем немецкой музыки Кристофером Готлибом Шрётером (1717) .
Предшественниками фортепиано были клавесин и клавикорд. Их недостатками были быстрое затухание звука и постоянный уровень громкости, что исключало одно из важнейших выразительных средств музыки – динамику (изменение громкости). Новый музыкальный инструмент был лишен недостатков своих предшественников.
Фортепиано в музыкальной теории делятся на рояли – инструменты с горизонтальными струнами и пианино – с вертикальными. По соотношению звука и игры фортепиано значительно уступает роялю, который по своим механическим и акустическим качествам является более совершенным и более подходящим для серьезной профессиональной работы.
Есть также пирамидальное фортепиано – самый редкий вид: единственная действующая в мире копия хранится в Иркутске, в доме-музее Волконского .
Звук в фортепиано извлекается путем удара молоточком по струнам. Струны с помощью колышков натянуты на резонансной деке. Для каждого звука есть определенный набор струн: три струны для нот средних и высоких частот, две или одна для низких. Диапазон большинства фортепиано составляет 88 нот. В нейтральном положении струны находятся в контакте с амортизаторами. При нажатии клавиш активируется устройство, состоящее из рычагов, ремней и молотков, которое называется механика фортепиано. После нажатия клавиши демпфер отделяется от соответствующего хора струн, чтобы струна могла звучать свободно. Молот, обитый войлоком, ударяет по струнам .
В современном фортепиано есть две или три педали. В более ранних инструментах для той же цели использовались убирающиеся рычаги, которые пианисту приходилось нажимать коленями.
Правая педаль, которую иногда называют просто «педалью», используют чаще всего. Она одновременно поднимает все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие звуки продолжают извлекаться. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука.
Правая педаль используется для двух целей: сделать последовательность извлеченных звуков неразделимой, где это невозможно сделать пальцами, и обогатить звук .
Левая педаль используется для ослабления звука. Эта педаль используется гораздо реже. Помимо ослабления звука, использование левой педали во время игры позволяет смягчить звук, сделать его теплее и красивее.
Средняя педаль (или третья педаль, поскольку исторически она добавлялась последней) в современных инструментах «сдвигается» влево и таким образом фиксируется. В то же время между молотами и струнами размещается специальная ткань, благодаря которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, не мешая окружающим .
Когда фортепиано впервые заявило о себе, в Европе царила эпоха рококо (1725–1775) – переходный период от барокко к классицизму. В период классицизма фортепиано стало популярным инструментом для домашних и концертных выступлений.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аристархова Ю.Е., Фигурнова О.А., Черемякина Г.П. Классификация полифонических произведений в мировой музыкальной культуре // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы и проблемы развития мировой музыкальной культуры: история и современность». – Саратов: Саратовский государственный университет, 2018. – С. 99–113
2. Бенедиктова С.А., Щербакова А.А. Сонатная форма. – Архангельск: Зеркало, 2017. – 390 с.
3. Борисова Н.К. Общее музыкальное образование. – Сыктывкар: Издательский дом «Вектор», 2017. – 398 с.
4. Головченко И.М., Зарубина А.В., Хорошева М.А. Общая характеристика фортепианных этюдов как учебного материала для развития навыков технического исполнения и эмоционального восприятия музыкального материала // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития музыкального образования в России и за рубежом». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2018. – С. 27–38
5. Гудыменко А.А., Швабрина Е.К., Костомарова Ю.А. Система общего музыкального образования и его реализация в современном педагогическом процессе // Сборник статей Мурманского педагогического института. Вып. 4. – Мурманск: Издательство Мурманского педагогического института, 2015. – С. 43–56
6. Красильникова В.А., Хомченко С.В. Принципы изучения музыки в общеобразовательной школе. – Кострома: Адвекс, 2017. – 268 с.
7. Кудрявцева М.А., Сенченко Г.А., Прохорова А.С. Роль и значение фортепианной музыки в современной системе музыкального образования // Материалы научно-практической конференции «Музыкальное искусство современности». – Омск: Омский государственный университет, 2018. – С. 55–69
8. Ларионова Л.А., Чурилова А.А., Прянишникова О.В. Стилевые особенности и технические трудности исполнения фортепианной музыки в современном социально-культурном контексте // Сборник статей Петрозаводского государственного университета. Вып. 2. Музыкальная культура. – Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2018. – С. 44–57
9. Мануйлова М.И., Николенкова Г.С., Храмова С.Л. Структура общего музыкального образования и особенности проведения музыкальных занятий на различных этапах обучения детей // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития музыкального образования в России». – Симферополь: Крымский федеральный университет, 2018. – С. 50–64
10. Музыкальные жанры: фуга // Музыкальная фантазия. – [Электронный ресурс] http://music-fantasy.ru/content/muzykalnye-zhanry-fuga (Дата обращения: 03.01.2018)
11. Ник Н. Музыкальные этюды // Живой журнал. – [Электронный ресурс] https://www.liveinternet.ru/users/4018983/post365705949 (Дата обращения: 02.01.2018)
12. Полифония // Юнциклопедия. Справочный портал. – [Электронный ресурс] https://yunc.org/Полифония (Дата обращения: 02.01.2018)
13. Соната // E-music. Музыкально-справочный портал. – [Электронный ресурс] https://e-music.fdstar.ru/3718-sonata.html (Дата обращения: 03.01.2018)
14. Ставиская А.П., Хлебникова Я.В., Муромцева С.С. Принципы организации занятий по игре на фортепиано в современной системе музыкального образования на различных этапах // Музыкальное образование в России и за рубежом. Сборник статей. – Вологда: Издательский дом «Паритет», 2017. – С. 100–113
15. Ульянова С.С., Матикс А.В. Технические характеристики фортепиано и особенности воспроизведения фортепианной музыки // Вестник Красноярского государственного университета. – 2017. – № 8. – С. 20–34
16. Хрусталева А.А., Заврагина И.М., Панченко Г.А. Этюд как жанр фортепианной музыки: историография исследования // Сборник статей Челябинского государственного университета. Вып. 6. – Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2017. – С. 46–58
17. Шевченко И.А., Смаровоз Л.Д., Конушкина Н.Е. Жанры полифонической музыки в мировой культуре: принципы и проблемы изучения и классификации // Сборник статей Волгодонского государственного университета. Вып. 1. – Волгодонск: Издательство Волгодонского государственного университета, 2016. – С. 60–72