Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе девиантное поведение рассматривается как система поступков, не соответствующая принятым в обществе нормам и проявляется в виде несбалансированных психических процессов, слабой адаптации, нарушении процессов самоактуализации и уклонении от морального и этического контроля личности над собственным поведением.
Несмотря на то, что теме девиантного поведения посвящено немалое количество работ ученых, единого общепринятого определения термина «девиантное поведение» нет. Это связано с тем, что, по мнению одних ученых, говоря о девиантном поведении, речь должна идти о всех отклонениях от одобряемых обществом социальных норм 4; 16; по мнению других, упор стоит делать только на разных видах социальной патологии 11; 21; а третьи считают, что девиантным поведением является нарушение правовых норм 9.
Такие разногласия объясняются сферой научной деятельности тех или иных исследователей, ведь термин «девиантное поведение» встречается не только в педагогической, но еще и в медицинской, психологической и юридической науках. В медицинской литературе девиантное поведение трактуется как отклонения от общепринятых в данном обществе межличностных отношений: действий, поступков, высказываний, которые осуществляются как в состоянии психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии. В психологической литературе девиантным поведением называют поведение, отклоняется от социально-психологических и моральных норм, или проявляется в их нарушении и нанесении ущерба общественному благосостоянию, окружению или собственно себе.
Однако, несмотря на определенные различия в определениях, главным критерием девиаций считается нарушение норм, принятых в обществе. Таким образом, тема исследования является актуальной.
Целью исследования является изучение девиантного поведения подростков из центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Предмет исследования - теоретические аспекты социально-педагогического исследования девиантного поведения подростков из центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Объект исследования – особенности девиантного поведения подростков из центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ особенностей девиантного поведения подростков из центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
2. Провести эмпирическое исследование девиантного поведения подростков из СПб БГУ «Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 53 Выборгского района»
3. База исследования: Санкт-Петербургское бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 53 Выборгского района».
Методы исследования: анализ документов, анкетирование, интервью, методы обработки данных – количественный и качественный анализ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. Теоретические основы девиантного поведения в подростковом возрасте
1.1 Понятие девиантного поведения и причины его возникновения в подростковом возрасте
Девиантное поведение рассматривается как результат социопатогенеза, возникающего вследствие различных воздействий на личность:
Актуальность проблемы девиантного поведения заключается уже в том, что она находится на грани многих наук: социологии, психиатрии, психологии, педагогики, философии, каждая из которых имеет собственные методологические подходы к ее изучению, собственную терминологию, собственное понимание механизмов возникновения девиантного поведения.
В современной психологии существуют различные подходы к определению этого понятия. Так, А.Е. Личко рассматривает два основных понятия:
1) делинквентное поведение - цепь мелких поступков, правонарушений, отличных от криминала, то есть тех, которые не подпадают под статью Уголовного кодекса. Делинквентное поведение начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальным группам сверстников, за этим следует мелкое хулиганство, вымогательство мелких карманных денег, похищения (с целью «покататься») велосипедов и мотоциклов, которые потом бросают, домашние кражи небольших сумм денег и тому подобное. Все эти действия не являются поводом для наказания в соответствии с уголовным законодательством. По А.Е. Личко в большинстве случаев делинквентность имеет социальные причины.
2) девиантность (отклонение от нормы) - понятие более широкое, оно включает не только делинквентность, но и другие нарушения поведения - от алкоголизации до суицидальных попыток [12, с. 29].
В.Т. Кондрашенко 8 предлагает сложную структуру форм нарушения поведения. По мнению ученого, нарушения поведения включают девиантное поведение (отклонение в поведении здоровых людей), для характеристики которого нужны социальные, психологические, правовые критерии и нарушения поведения при нервно-психических заболеваниях, для характеристики которых требуются медицинские критерии.
Можно выделить следующие разновидности отклоненной поведения:
1) антидисциплинарное поведение;
2) антисоциальное поведение;
3) делинквентному (преступной) поведение;
4) аутоагрессивное поведение.
Предлагаемая классификация не является корректной, так как в большинстве юридических и психологических источников под антисоциальным поведением понимается именно преступное поведение 6, с. 180.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Азарова Л. А. Психология девиантного поведения : учеб.-метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
2. Баженов В. Г. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников / В. Г. Баженов, В. П. Баженова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007. – 320 с.
3. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением : учеб.-метод, пособие / под ред. М. И. Рожкова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
4. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие для студентов всех специальностей пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. – М: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
5. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – 2-е изд., стер. – М: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2003. – 240 с.
6. Змановская Е. В. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие / Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников. – СПб: Питер, 2010. – 352 с.
7. Казанская В. Г. Подросток: социальная адаптация: психологам, педагогам, родителям / В. Г. Казанская. – СПб: Издательский дом «Питер», 2011. – 286 с.
8. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты/В.Т. Кондрашенко. – Минск: Беларусь, 2010. – 207 с.
9. Криминология: учебник для вузов / под ред. проф. В. Д. Малкова – 27-е изд., перераб. и доп. – М: ЗАО «Юстицинформ», 2006. – 528 с.
10. Курышева О. В. Социально-психологический анализ возрастных норм / О. В. Курышева // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». – 2014. – №3. – С. 6-76.
11. Леонова Л. Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: учеб.-метод. пособ. / Л. Г. Леонова, Н. Л. Бочкарева; под ред. проф. Короленко Ц. П. – Новосибирск: НМИ, 2016. – 48 с.
12. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. – СПб: Речь, 2010. – 256 с.
13. Молодцова Т. Д. Диагностика дезадаптации подростков в учебных группах как условие успешной коррекционной работы / Т. Д. Молодцова // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3. Ч.1. – С. 32-34.
14. Никитин А. А. Маргинальное поведение личности и ее правовой статус / А. А. Никитин // Вестник Саратовской государственной академии права. – Саратов: Изд-во СГАП, 2008. – № 3 (61). – С. 132-139.
15. Овчинникова Г.Г. Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростка: автореф. дис. ... канд. психол. Наук / Г.Г. Овчинникова. – М., 2009. – 20 с.
16. Перешеина Н. В. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений / Н. В. Перешеина, М. Н. Заостровцева. – М: ТЦ Сфера, 2016. – 192 с.
17. Руководство по аддиктологии / под ред. проф. В. Д. Менделевича. – СПб. : Речь, 2017. – 768 с.
18. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учебн. пособие / Л.М. Семенюк. – 2-е изд. – М: МПСИ: Флинта, 2013. – 96 с.
19. Фурманов И. А. Профилактика нарушений поведения в учреждениях образования / И. А. Фурманов, А. Н. Сизанов, В. А. Хриптович. – Минск: РИВШ, 2011. – 250 с.
20. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. – М: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. – 271 с.
21. Янг К.С. Диагноз – Интернет-зависимость / К.С. Янг // Мир Internet. – 2015. – №2. – С.24-29.
22. Яценко Т. С. Активное социально-психологическое обучение: теория, процесс, практика : учеб. пособие для студ., слушателей и преп. по спец. «Психология» / Т. С. Яценко, Я. М. Кмит, Б. Н. Алексеенко. – Хмельницкий: НАПВУ, 2012. – 792 с.