Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В связи с совершенствованием информационных и коммуникационных технологий, а также активным развитием международных отношений обучение иностранных языкам в России выходит на качественно новый уровень. Ведущее место получает коммуникативный подход, так как формирование навыков иноязычного общения становится ключевой целью обучения в целом.
В настоящее время владение иностранным языком является одним из важных критериев получения престижного места работы. Ученики уже сейчас заинтересованы в изучении неродных языков, так как такое действие обеспечит эффективное сотрудничество в квалифицированном будущем учащегося. Из этого можно сделать вывод, что одно из основополагающих назначений предмета «Иностранный язык» сегодня в школе - организация и постепенное совершенствование устной речи. Как мы знаем, устная речь подразделяется на диалогическую и монологическую речь.
Одной из наиболее актуальных проблем в современной методике преподавания иностранного языка является обучение устному общению, и в частности диалогической речи. Диалог является более сложным для усвоения учащимися, чем монолог, так как он обладает более сложными коммуникативными, лингвистическими и психологическими характеристиками, и в подавляющем большинстве случаев является неподготовленной речью.
Проблемой обучения диалогической речи занимались многие ведущие отечественные и иностранные педагоги, в том числе С.Ф Шатилов, Н.Д. Гальскова, Дж. Хармер и другие. В частности В.Л. Скалкин, Н.Ю. Николаева и К. Лютге внесли значительный вклад в разработку систем упражнений для обучения диалогической речи, а Е.И. Пассов разработал методику обучения диалогу в рамках коммуникативного подхода.
Тем не менее, несмотря на достаточную освещенность вопроса, обучение диалогической речи в школьной практике все еще остается острой проблемой. Не все методы оказываются эффективными, кроме того все чаще возникает необходимость дополнительной мотивации школьников и организации учебного процесса таким образом, чтобы он был увлекательным для учащихся.
Цель исследования: изучить современные приемы развитие диалогической речи на уроках английского языка учащихся 5 класса.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Охарактеризовать диалог как объект обучения;
• Проанализировать систему упражнений для обучения английской диалогической речи;
• Представить разработку методических приемов обучения диалогической речи на уроках английского языка в 5 классе.
Объект исследования – процесс обучения иностранному языку в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – приемы и методы обучения диалогической речи на английском языке учащихся пятых классов.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Диалогическая речь как форма говорения
1.1. Характеристика диалога как объекта обучения
Под диалогической речью принято понимать форму речи, при которой происходит «непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Условия, в которых протекает диалогическая речь определяют ряд ее особенностей, а именно: краткость высказываний; широкое использование невербальных средств общения (мимики, жестов); варьирование интонации; наличие разнообразных предложений неполного состава; свободное синтаксическое оформление, как правило, заранее не подготовленных высказываний; преобладание простых предложений, характерное для разговорной речи» .
Разработкой вопросов формирования диалогической речи занимались такие ученые, как: Н. И. Кондаков, В. А. Верещагина, М. Л. Вайсбурд и др. Исследователи трактуют диалогическую речь следующим образом: «разновидность речи в виде беседы между общающимися, обусловленная заданной ситуацией взаимного общения, влияния друг на друга, близостью с ранее выраженными сторонами диалога идеями и которая отличается преимуществом небольших реплик» , «форма (вид) речи, при которой участники диалога обмениваются взаимными высказываниями-репликами» .
Без общения сложно представить нашу ежедневную жизнь, оно затрагивает все сферы человеческой жизни и является фактором, оказывающим на нее значительное влияние. Это человеческое взаимодействие может принимать различные формы в различных ситуациях.
Как считает Б.Д. Парыгин, общение представляет собой как процесс взаимодействия между людьми, так и непосредственный эмоциональный контакт: «Это сложный и многогранный процесс взаимодействия и влияния людей друг на друга. Оно может рассматриваться не только как акт осознанного, рационально оформленного обмена информацией, но и в качестве непосредственного эмоционального контакта между людьми».
Речевая деятельность [РД] обладает рядом характеристик, к которым относятся структурная организация и предметное содержание. Так же как и другие формы деятельности, речевая деятельность человека обусловливается функционированием его восприятия, мышления, памяти, которые выступают в качестве психологических механизмов РД. Речевая деятельность характеризуется также единством внутренней и внешней стороны и единством содержания и формы ее реализации.
Говоря о структурном содержании, необходимо отметить трехфазную структуру речевой деятельности. И.А Зимняя выделяет следующие фазы: 1) побудительно-мотивационную 2) ориентировочно-исследовательскую (аналитико-синтетическую) 3) исполнительную фазы.
А.А. Леонтьев выделяет пять этапов порождения речевого высказывания, а именно:
1) этап мотивов;
2) этап речевой интенции;
3) этап внутренней программы речевого действия;
4) реализация внутренней программы;
5) звуковое осуществление высказывания .
И.А. Зимняя рассматривает речевую деятельность как сложный механизм, соотнося ее с фазами речевой деятельности. Среди фаз речевой деятельности может быть выделен механизм мотивации говорения, который «глубоко интимен, индивидуален, не расчленим, непосредственно не управляем, но, что очень важно для практики обучения говорению, опосредованно регулируем» . Из этого можно сделать вывод, что мотивация учащихся в процессе обучения диалогической речи может быть регулируема.
Следующая фаза — ориентировочно-исследовательская. По мнению А.А. Леонтьева, этот этап является связующим между интенцией, порождающей мысль, и ее непосредственным выражением при помощи языкового кода: "То, что обычно называется (в том числе Выготским) внутренней речью, а нами названо внутренним программированием, как раз и является орудием осуществления "мысли", связующим звеном между рождающей мысль интенцией и развертыванием мысли при помощи объективного языкового кода".
И.Л. Зимняя делает вывод, что «на этой фазе речевой деятельности реализуется отбор средств и способа формирования и формулирования собственной или чужой (заданной извне) мысли в процессе речевого общения. Это — фаза планирования, программирования и внутренней языковой организации речевой деятельности при помощи ее средств и способов».
Во время третьей фазы, исполнительной, можно говорить о так называемом "переводе" с языка смыслов в речевой код. А.А. Леонтьев отмечает, что «каждый единичный акт деятельности начинается мотивом и планом и завершается результатом, достижением намеченной вначале цели; в середине же лежит динамическая система конкретных действий и операций, направленных на это достижение». Из этого можно сделать вывод, что скорость и автоматизм взаимодействия данной динамической системы означает сформированность речевых навыков.
Рассмотрим вторую такую важную характеристику речевой деятельности как ее предметное содержание. В нее могут включаться такие элементы как предмет, средства, способы, продукт, результат и т. д.
Как пишет Л.И. Анцыферова, предметом деятельности является «объект или совокупность объектов, путем преобразования которых возможно достижение цели». Любая деятельность включает определенные приемы, инструменты и средства воздействия на предмет, своеобразие которых определяется характером цели и особенностями предмета деятельности. Важное место среди способов и средств достижения цели занимают умения и навыки человека. По мнению И.А. Зимней предмет деятельности может быть вещественным, материальным и идеальным.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – с. 61
2. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1988
3. Брагина, О. Л. О системе упражнений в процессе обучения диалогической речи / О. Л. Брагина // Иностранные языки в школе. - 1985. - № 3. - С. 22
4. Вайсбурд, М. Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной ре¬чи на иностранном языке / М. Л. Вайсбурд. - Обнинск, 2001
5. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1985
6. Иванова Т.В. Теория и методика обучения иностранному языку: Базовый курс лекций. Часть II / Т.В. Иванова, И.А. Сухова. – Уфа: Издво БГПУ, 2008
7. Кондаков, И. И. Логический словарь-справочник / И. И. Кондаков. - М. : Наука, 1975
8. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I. М.: Педагогика, 1983
9. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. – М.: Русский язык, 1989
10. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. - Изд. 2-е, испр. и доп. [Текст] / под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. -М. : Флинта, Наука, 1998
11. Скалкин В.Л. Обучение диалогической речи (на материале английского языка). Пособие для учителей / В.Л. Скалкин. – К.: Радянська школа, 1989. – с. 31
12. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2002
13. Фролова Т.П. Обучение иноязычной диалогической речи в вузе: психологические и лингвистические аспекты // Психологическая наука и образование. 2012. №2. С 86-93
14. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1986
15. Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика / А. Н. Щукин. - М. : Филоматис, 2004. - С. 74
16. Lütge C. Fachmethodik: Englisch-Methodik Handbuch für die Sekundarstufe I und II / Lütge C. – Cornelsen Vlg Scriptor, 2014