Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что социальная действительность сегодняшнего дня ставит перед обществом новые задачи. Экономические и политические изменения в мире, требуют от человека уметь быстро ориентироваться в ситуации, анализировать и давать объективную оценку происходящим событиям, правильно принимать решения. Сейчас необходимо не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать новые идеи вдумчиво, критически, с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Современный урок может отличать любые черты, но главное, чтобы и преподаватели, и ученики пришли на него с желанием и осознанной необходимостью работать. Основой такого урока равноправные позиции субъектов образовательного процесса, в основе которого лежит организация активных форм их деятельности.
Современный урок является не столько источником информации, сколько учит учиться; а преподаватель непроводник знаний (как это было в традиционной школе), а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Современный урок ценен сегодня не только способом получения информации, но, обучением в ходе него способов деятельности для получения информации. Историческое образование сегодня – один из сложных и противоречивых элементов системы образования. В России ни одна наука не претерпела столько изменений как история, даже взрослому человеку трудно осмыслить и разобраться в новой трактовке многих исторических процессов.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема урока интересовала многих методистов, психологов, педагогов. Такие авторы как - Я.А. Коменский, И.Ф. Гербард, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Я.В. Давид предлагали различные формы урока. Наибольшее распространение получила классно-урочная система обучения Я.А. Коменского. В дальнейшем она усовершенствовалась.
Сущность системы Я.А. Коменского состоит в разделении учащихся на классы. При этом программа изучения каждого предмета состояла из разделов, а они в свою очередь делились на темы, прорабатываемые на 40-50 минутных уроках под руководством учителя. Такая система преподавания используется и в наше время.
Объектом исследования является преподавание истории в условиях современной школы.
Предмет данного исследования: структура, содержание и этапы подготовки урока истории.
Цель курсовой работы – рассмотреть современный урок истории.
Задачи:
- определить место истории в школьном образовании;
- рассмотреть классификацию уроков истории;
- проанализировать современный урок истории в условиях реализации ФГОС второго поколения;
- выявить методы и приемы преподавания истории в школе;
- определить особенности урока истории.
Методологические основы исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам развития теории и методологии в сфере педагогики.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО УРОКА
1.1. Место истории в школьном образовании
Школьный курс истории рассматривается зачастую как набор рассказов о событиях прошлого, и основное внимание при подготовке к уроку уделяется отбору содержания. Однако усвоение информации о прошлом не есть самоцель, задача учителя - построить урок таким образом, чтобы эта информация стала средством развития учащихся. Изучение прошлого должно помочь ученику разбираться в сложных жизненных проблемах, отличать добро от зла, находить правду, понимать причину тех или иных поступков людей . Другими словами, школьный курс истории должен готовить человека к самостоятельной жизни.
Школьник может задать вопрос: зачем ему учиться работать с историческим документом, ведь он не собирается быть историком? Следует объяснить, что обучение способам исторического познания важно не только на уроках, они бывают востребованы в различных жизненных ситуациях.
Изучение деятельности людей в прошлом также способствует развитию личности. Стремясь понять причину поступков полководцев, императоров, деятелей культуры, человек незаметно для себя учится понимать поступки окружающих его людей. Знания и умения, приобретённые на уроках истории, помогают ему ориентироваться в жизненном и информационном пространстве (Приложение 1).
Концепция преподавания истории Отечества в школах России определяется образовательной, воспитательной и политической значимостью этого предмета в становлении личностного и социального сознания молодёжи, а также - особенностями современной массовой информации, содержащей не только самые разные сведения, но и потоки заведомо ложных представлений, доверчиво и механически принимаемых частью вступающих в жизнь молодых поколений.
Учебники должны быть надёжно защищены от любых вне научных антиисторических «идей» неспециалистов, основанных на произвольных допусках и домыслах, сфальсифицированных фактах или на беспочвенном недоверии.
Авторы учебников не должны подменять достигнутые и принятые в современной науке представления своими соображениями или сомнениями, что уместно в научном исследовании, а не в стабильном учебнике.
Плодотворные результаты в преподнесении курса истории могут быть достигнуты при условиях его максимальной объективности и грамотной ориентированности в понимании первостепенных задач школы, что требует от историков :
а) знания подлинных исторических событий и верной оценки их и реальных исторических лиц, без умолчания главных и особо значимых из них.
б) уважения к фактам и событиям, получившим однозначное отражение в исторических и древних литературных источниках, воспринимаемых как предание, имеющее исторически достоверную основу. Предание - плод исторической памяти, озарённой духом веры и традицией. Оно содержит сведения, запечатлевшие истинный след реально происходивших событий, в нём всегда присутствует отблеск целостной истинной картины прошлого, составляющей основу исторического наследия и опыта. Нужно помнить: предание - вечно, абсолютно; мнения о нём - изменчивы и относительны.
в) максимально объективного рассмотрения причинно-следственных связей между историческими событиями и освещение фактов, событий и исторических лиц, служащих к утверждению достоинства родной страны.
г) непременного и активного утверждения в сознании и душах учащихся чувства любви и гордости за своё отечество, постоянно возбуждаемого всё новыми и новыми сведениями о его историческом значении в развитии мировой цивилизации, а также неизменной информацией о преодолении враждебного политического противостояния его самобытному историческому развитию.
Основное различие между проблемным и традиционным обучением состоит в двух моментах: они различаются по цели и принципам организации педагогического процесса. Цель традиционного типа обучения - усвоение результатов познания, вооружение учащихся знаниями основных наук, привитие им соответствующих умений и навыков. Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов познания, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развитие его творческих способностей.
1.2. Классификация уроков истории
Классификация уроков по ведущему методу, несомненно, содержит рациональное зерно: уроки, действительно, различаются по методу их проведения. Причем методика урока является существенным элементом его характеристики.
Методическая сторона урока не украшение, а форма, в которой предстает перед учащимися идейное содержание учебного материала . Но именно поэтому неправомерно класть в основу классификации уроков методы их проведения. Форма - важный, но не определяющий момент: методика урока сама определяется его идейным содержанием, служит решению его образовательных и воспитательных задач (Приложение 2).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе / Н.А. Алексеев. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 332 с.
2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандарта нового поколения /А.Г. Асмолов. – М.: Педагогика, 2009. – 234 с.
3. Белявский И.В. Методика преподавания истории в школе: Пособие для учителей и студентов / И.В. Белявский, Л.С. Павлов. – М.: Поматур, 2011. – 250 с.
4. Вагин А.А. Методика обучения истории / А.А Вагин. – М., 2012. – 184 с.
5. Василевская Е.В. Образование как индикатор измерения нового этапа развития общества / Е.В. Василевская // Педагогика и образование: новые вызовы и перспективы: Сборник научных статей МНПК, посвященной 20-летию аспирантуры ФГАОУ АПК и ППРО. – 2013. – 9–10 апреля.
6. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе / П.В. Гора. – М., 2008. – 51 с.
7. Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории / Н.Г. Дайри. – М., 2009. – 130 с.
8. Долгина Т. Г. Современный урок истории как основная форма реализации требований ФГОС // Молодой ученый. - 2015. - №13. - С. 627-629.
9. Иоффе А.Н. Основные стратегии преподавания / А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2015. – №7. – 25 с.
10. Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ / Ю.А. Конаржевский. – Псков, 2016. – 109 с.
11. Коровкин Ф.П. Методика обучения истории в средней школе. Ч. 1 / Ф.П. Коровкин. – М., 2008. – 112 с.
12. Овчинникова Н.П. Современный урок истории как фактор личностного развития школьников // Педагогический опыт: от теории к практике : материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 2 дек. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 114-121.
13. Озерский И.З. Начинающему учителю истории / И.З. Озерский. – М., 2009. – 167 с.
14. Сагидуллин Э.Р. ФГОС: от теоретических вопросов к практической реализации / Э.Р. Сагидуллин // Учитель. – 2015. – №12. – С. 6–14.
15. Самситдино И.З. Образовательная деятельность в контексте перехода к стандартам третьего поколения / И.З. Самситдино // Учитель. – 2014. – №1. – С. 90–92.
16. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход и интегральная методическая система в обучении / В.П. Сухов // Учитель Башкортостана. – 2014. – №4. – С. 61–67.
17. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. / В.А. Сухомлинский. – М., 2009. – 185 с.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – М.: Просвещение, 2015. – 214 с.
19. Хуторской А.В. Дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2017. – 720 с.
20. Чариев Т. Эффективные методы обучения истории // Молодой ученый. - 2017. - №15. - С. 654-656.