Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном обществе все чаще возрастают требования к системе образования. Необходимость воспитания личности, владеющей способностью к самообразованию, самоорганизации, имеющей глубокие знания в своей профессиональной деятельности, постоянно развивающей свою базу знаний и проявляющей эрудицию, теперь основное требование общества. Для того чтобы реализовать эти потребности, система образования видоизменяется и совершенствуется. Важнейшая задача школы на современном этапе - научить учащихся самостоятельно добывать знания и применять их на практике.
Перед учителем начального звена предстает важная задача по подготовке младших школьников к усвоению необходимой в обучении базы русского языка. Чем раньше учащиеся приобщаются к языковой культуре, тем прочнее и успешнее усваивают весь объем знаний, умений и навыков, необходимых для умелого использования родного языка.
Язык – важнейшее средство человеческого общения. Без него невозможно существование современного общества, невозможна его деятельность. Роль языка как средства общения непрерывно возрастает, этим и объясняется необходимость глубокого изучения родного языка в школе.
Умения и навыки в области родного языка (речь-говорение, восприятие речи – аудирование, чтение, письмо) являются средством учебного труда учащихся. Иными словами, дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык – ключ к познанию и образованности, к подлинному развитию ума. Без языка невозможно полноценное участи человека в жизни современного общества, в современном производстве, в развитии культуры, искусства .
Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения русскому языку, нашедший отражение в трудах К.Д. Ушинского, Д.И. Тихомирова, Д.Н. Богоявленского, М.Л. Закоружникова и многих других.
Обучение русскому языку своим конечным результатом имеет формирование у учащихся умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме.
Для изучения в начальных классах отобраны знания, которые являются базовыми для сознательного владения языком и формирования графических и орфографических навыков.
В последнее время вопросам методики преподавания русского языка в начальной школе уделяется довольно большое внимание. И это не случайно. От качества преподавания русского языка в начальной школе зависит усвоение программы русского языка на следующих этапах. Важное значение в процессе изучения русского языка в начальной школе необходимо придавать развитию представлений учащихся о самостоятельных частях речи.
Актуальность данного исследования заключается в том, что от того, насколько правильно будут сформированы орфографические навыки на начальном этапе, зависит дальнейшее обучение ребёнка. Поэтому в работе при обучении младших школьников русскому языку важна направленность на безошибочное письмо. Цель данного исследования – изучение особенностей методики преподавания русского языка, в частности особенностей изучения орфографических правил. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучение понятия орфография;
2. описание и сопоставление программ по курсу орфография в начальной щколе;
3. Изучение методики обучения орфографии;
Методы исследования: теоретический (анализ и синтез лингвистической, учебно-методической литературы), прогностический.
Теоретическая база исследования представлена рассмотрением методики изучения орфографических правил в начальном звене, разработкой системы упражнений, направленных на улучшение качества преподавания русского языка в начальной школе.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования выводов и результатов исследования в практической деятельности, а также в том, что анализ методики позволяет определить степень воздействия обучения русскому языку в начальной школе на интеллектуальное, речевое, языковое развитие.
Структура исследования соответствует логике изложения материала и представлена во введении, двух главах, а также заключения и списка литературы.
Глава 1 Лингвометодические основы изучения орфографических правил в начальных классах
1.1. Орфографические правила: проблемы изучения и обучения в младших классах
В начальных классах необходимо научить детей письму во всех деталях, в их взаимосвязи. Орфография (греч. orthographia, от orthos – правильный и graphio – пишу) – раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами правила. Основным понятием орфографии является орфограмма (Е. И. Литневская).
Орфография – это
1) исторически сложившаяся система единообразных написаний, которую принимает и которой пользуется современное общество;
2) часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая написание и устанавливающая их единообразие.
Все орфографические правила относятся к одному из пяти разделов орфографии:
1. Правила обозначения звуков буквами.
2. Правила применения слитных, полуслитных и раздельных написаний.
3. Правила правописания строчных и прописных букв.
4. Правила переноса.
5. Правила сокращений слов и их сочетаний.
Орфография в начальной школе изучается на элементарном уровне, но в поле зрения обучающихся находятся правила из большинства разделов орфографии. Группировка орфографических правил не произвольно, а в соответствии с принципами орфографии. Различные виды орфограмм подводятся под действие одного из принципов орфографии: морфологического, традиционного, фонетического, дифференцирующего, фонематического. Работа над орфограммами того или иного типа в значительной мере определяется тем, под действие какого принципа она подводится. Морфологический принцип предполагает одинаковое написание морфем – корня, приставки, суффикса, окончания, основы, независимо от фонетических изменений, происходящих при образовании родственных слов или форм слова, не взаимосвязано от позиционных чередований и произношения [26, с. 27].
Методика обучения правописанию на основе морфологического принципа русской орфографии строится на сознательном, аналитическом подходе к языку. Проверка орфограмм, подчиняющихся морфологическому принципу, включает в себя: во-первых, понимание значения проверяемого слова или словосочетания; во-вторых, анализ морфемного состава слова; в-третьих, фонетический анализ, определение слогового состава, ударного и безударных слогов, выделение гласных и согласных, уяснение слабых и сильных позиций, позиционных чередований и их причин; в-четвертых, грамматический анализ слова или словосочетания – определение части речи, формы слова [11, с. 25].
Более глубоко основу орфографии, по мнению М. В. Панова, объясняет фонематический принцип. Фонемы существуют в языковом сознании как единые комплексы звуков. У фонем в языке есть такая функция как различать разные слова, разные морфемы; способствовать отождествлению одних и тех же слов и морфем. Фонематический принцип обосновывает, тем, что при написании буквы безударного гласного надо ориентироваться на сильную позицию фонемы [11, с. 26].
Еще один принцип орфографии, содержание которого должен знать учитель начальных классов, традиционный. Есть в русском языке слова, которые пишутся так, как принято: либо в соответствии с традицией родного языка: «оберег», «корова», «собака»; либо сохраняют написание по языку источнику: «прекрасно», «прекрасный». По преимуществу слова с традиционными написаниями – это заимствования из других языков, к примеру: «ванна», «компьютер», «чемодан», «пиджак». Традиционное написание усваивает в большинстве случаев запоминание и проверяется по словарю, оно не может быть проверено, подобно морфологическим, сильными позициями соответствующих гласных и согласных фонем. Но оно сохраняет основной признак морфологического написания: единообразного написания морфем. Это значит, что традиционный принцип по своей функции очень близок принципу морфологическому [11, с. 27].
Существует еще один принцип орфографии – фонетический принцип. Его смысл заключается в том, что в словах пишутся буквы, отображающие звуки так, как они слышатся, то есть написание передает звучание слова [82, с. 361]. Принцип дифференциации значений называют также логическим, идеографическим, смысловым. Дифференцирующие написания применяются тогда, когда с помощью правописания надо передать свою мысль, разграничить понятия: «компания» – группа людей, чем-то объединенных; «кампания» – совокупность военных операций или каких-либо мероприятий. «Орел» с заглавной буквы, когда речь идет о городе, и со строчной, когда говорят о птице. Согласно дифференцирующему принципу, правило употребления заглавной буквы в именах собственных должно быть дано не так, как это по традиции делается в учебнике («имена людей, клички
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аристова, Т. А. Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму [Текст] / Т. А. Аристова // Начальная школа. – 2012. – №1. – С. 24-28.
2. Арутюнов А.Р., Чеботарев П.Г., Мурзуков Н.Б. Игровые задания на уроках русского языка. - М., 2014. - 243 с.
3. Арямова, О. С. Лексико-семантическая работа в процессе обучения орфографии [Текст] / О. С. Арямова // Начальная школа. – 2004. – №8. – С. 55-60.
4. Ахутина, Т. В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников [Текст] / Т. В. Ахутина, под ред. О.Б. Иншакова. – М. : Изд-во: В. Секачев, 2008. – 132 с.
5. Бакурина Т.Н. Упражнения в правописании словарных слов / Т.Н. Бакурина // Начальная школа. - 2002. - №2. - С. 56.
6. Бакурина, Т. Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне [Текст] / Т. Н. Бакурина // Начальная школа. – 2013. – №2. – С. 19-32.
7. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] : Учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. спец / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов. – М. : Academia, 2000. – 361 с.
8. Барышев, Г. А. Забавная орфография: Книга по русскому языку для чтения, обучения, игр [Текст] / Г. А. Барышев, Б. В. Горячев. – М. : Информационный центр, 2002. – 130 с.
9. Безруких М.М. Прописи №1, 2, 3 к учебнику «Букварь»: для учащихся 1 класса общеобразовательных учр. / М.М.Безруких, М.И. Кузнецова. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 64 с.
10. Беляев, Д. Д. Русский язык: Орфография: Метод. Рекомендации (рукопись) [Текст] / Д. Д. Беляев. – Тула : изд-во ТулГУ, 2010. – 87 с.
11. Богоявленский, Д. Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии [Текст] / Д. Н. Богоявленский // Начальная школа. – 2003 – №4. – С. 39-45.
12. Большой психологический словарь [Текст] : Сост. И общ. Ред. Б. П. Мещериков, В. Б. Зинченко. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2011. – 672 с. 10. Борисенко, И. В. Обучение младших школьников правописанию [Текст] / И. В. Борисенко. – М. : Просвещение, 2014. – 263 с. 61
13. Бормотова, М. М. Развитие самоконтроля у младших школьников на уроках математики [Текст] / М. М. Бормотова // Начальная школа. – №9. – 2005. – С. 34-35.
14. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. / Л.Е. Журова, М.И.Евдокимова. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 128 с.
15. Валгина Н.С. и др. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. вузов / Н.С. Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина. – 5-е изд., перераб. – М.: Высшая школа, 2011. - 480 с.
16. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2013. - 544 с.
17. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: Педагогическое общество России, 2011. - 512 с.
18. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. - М., 2002. - 286 с.
19. Дубовец З. В. Словарная работа и орфографическое чтение – залог повышения грамотности и развития речи // Начальная школа. - 2004.- № 3.- с. 61-62
20. Ераткина В.В. Активизация самостоятельной работы по орфографии в начальной школе. - Рязань: Изд-во РГПУ, 2013. - 208 с.
21. Золотых Н.А. приемы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка/ Н.А. Золотых // Начальная школа, 2012. - №3. - С.9. 47
22. Канакина В. П. Работа над значением слов с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. - 2003. - №6. - с. 4-6.
23. Кузнецова М. И. «Пишем грамотно»: 3 класс, рабочие тетради №1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И. Кузнецова. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 64 с.
24. Кузнецова М.И. «Пишем грамотно»: 2 класс, рабочие тетради №1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И.Кузнецова. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 96 с.
25. Кузнецова М.И. «Пишем грамотно»: 4 класс: рабочие тетради №1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И. Кузнецова. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 96 с.
26. Кузнецова М.И. «Учусь писать без ошибок»: 4 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И. Кузнецова - М.: Вентана-Граф, 2015. - 96 с.
27. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М.: ТЦ Сфера, 2012. - 464 с.
28. Лаптева Л.С. Как работать со словарными словами? // Начальная школа, 2007. - №4. - с. 70-71.
29. Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 114с.
30. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. Пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 464 с.
31. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. - М.: ИЦ «Академия», 2013. - 169 с.
32. Мишина А.П. Словарно - орфографическая работа на уроках русского языка/ А.П. Мишина // Начальная школа, 2013. - №8. - С.26 48
33. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 456 с.
34. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Изд-во «Азъ», 1992. - 907 с.
35. Петровский Л. В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. профессора Л. В. Петровского. - М.: Просвещение, 2013. - 288 с.
36. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учеб. Пособие для студ. пед. колледжей / И.П. Подласый. - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 400 с.
37. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2013. - 713 с. 28. Русский язык: 1 класс: рабочие тетради №1, 2, 3 для учащихся общеобразовательных учреждений / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 96 с.
38. Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач / М.С. Соловейчик, О.В. Кубасова, Н.С. Кузьменко, О.К. Курлыгина. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 256 с.
39. Русский язык. 2 класс: учебник для образовательных учреждений / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. - Изд. 3-е. перераб. - М.: Баласс, 2015. - 176 с.
40. Русский язык. 3 класс: учебник для образовательных учреждений: в 2ч. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. - Изд. 5-е. перераб. - М.: Баласс, 2015. - 176 с.
41. Русский язык. 4 класс: учебник для образовательных учреждений: в 2ч. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. - Изд. 5-е. перераб. - М.: Баласс, 2016. - 144 с.
42. Русский язык. Первые уроки. 1 класс: учебник для образовательных учреждений / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. - Изд. 4-е. перераб. - М.: Баласс, 2016. - 64 с.
43. Русский язык: 1 класс: рабочие тетради №1, 2 / Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина. - М.: АСТ, «Астрель», 2012. - 48 с.
44. Русский язык: 1 класс: учебник / Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина. - М.: АСТ, «Астрель», 2012. - 96 с.
45. Русский язык: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 176 с.
46. Русский язык: 2 класс: рабочие тетради № 1, № 2 / Л.Я. Желтовская, О. Б. Калинина. - М.: АСТ, «Астрель», 2013. - 48 с.
47. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 176 с.
48. Русский язык: 2 класс: учебник: В 2ч. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. - М.: АСТ, «Астрель», 2013. - 141 с.
49. Русский язык: 3 класс: Запоминаем слова с непроверяемым написанием: рабочая тетрадь / Михайлова С.Ю. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 80 с.
50. Русский язык: 3 класс: рабочие тетради № 1, № 2 / Л.Я. Желтовская, О. Б. Калинина. - М.: ACT, Астрель, 2012. - 48 с.
51. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. / С. В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 160 с.
52. Русский язык: 3 класс: учебник: В 2 ч. / Л.Я. Желтовская, О. Б. Калинина. - М.: АСТ, «Астрель», 2012. - 144 с.
53. Русский язык: 4 класс: рабочие тетради № 1, № 2 / Л.Я. Желтовская, О. Б. Калинина. - М.: ACT, Астрель, 2014. - 48 с.
54. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 176 с. 49
55. Русский язык: 4 класс: учебник: В 2 ч. / Л.Я. Желтовская, О. Б. Калинина. - М.: АСТ, «Астрель», 2014. - 142 с.
56. Семчук Л.А. Хрестоматия по возрастной психологии / сост. Л.А. Семчук, А.И. Янчий. - Гродно: ГрГУ, 2006. - 198 с.
57. Смирнов А. А. Избранные психологические труды: В 2 т. - Т.1. - М.: «Логос», 2001. - С. 88.
58. Соловейчик, М. С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения [Текст] / М. С. Соловейчик. – М. : Академия, 2007. – 523 с.