Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Один из вариантов развития производства является создание на базе предприятия промышленного комплекса, или технопарка, то есть группы компаний, использующих резервы энергообеспечения, площадей и кадровый потенциал головного предприятия. Такая стратегия сейчас широко применяется, в том числе на нашем предприятии.
Большинство российских крупных предприятий созданы еще в советские времена. В условиях рыночной экономики для многих из них оказались непосильным бременем объекты социальной сферы (детские сады, медицинские учреждения, общежития и др.), которые они содержали.
И если от этих объектов удалось избавиться, передав их муниципальным властям, то большие территории, слабо развитая инфраструктура, вспомогательные производства, не приносящие существенной прибыли, и по сей день снижают эффективность работы промышленных предприятий. Постоянные издержки растут, конкурентоспособность падает. В связи с этим необходимы мероприятия по развитию производства.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изменение среды, в которой работает предприятие в условиях рыночной экономики, вынуждает предприятие приспосабливаться к новым условиям, т.е. формировать свою стратегию. Рост интенсивности производства, максимальное использование финансовых, трудовых ресурсов, определяет необходимость новых методов и подходов, т.е. стратегию развития предприятия.
Целью курсовой работы является изучение современных тенденций развития производства, усиливающие значение гибкой его организации на разных уровнях управления экономикой.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть стратегию развития производства;
- проанализировать повышение производительности труда современного производства;
- рассмотреть понятие и типы организационной структуры предприятия;
- дать общую характеристику деятельности предприятия АО «ЗРТО»;
- провести анализ организационной структуры АО «ЗРТО»;
- дать рекомендации по совершенствованию организационной структуры, тенденции развития производства предприятия АО «ЗРТО».
Проанализировав учебную литературу, можно сделать вывод о том, что тема не является достаточно изученной и требует дальнейшего исследования.
Объектом курсового исследования современные тенденции развития производства.
Предмет – значение организации производства на разных уровнях управления экономикой.
Для изучения выбранной темы возможно использовать следующие методы: изучение и анализ научной литературы, синтез полученных данных, анализ и оценка современных тенденций развития производства.
Работа состоит из следующих структурных элементов: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список использованных источников, включающий в себя 20 учебных пособий. Объем работы 29 страницы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА, УСИЛИВАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ГИБКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ
1.1 Стратегия развития производства
Рассмотрим этапы развития производства.
Этап 1. Создание инвестиционной карты. В инвестиционной карте нужно перечислить все ресурсы, которыми владеет предприятие, в том числе:
-возможности территории;
-теплоэнергетические мощности предприятия;
-финансовые возможности;
-производственные мощности;
-возможности и перспективы снабжения и сбыта; кадровые ресурсы и рынок труда.
Инвестиционная карта позволит руководителям достичь следующих целей: понять, какие ресурсы головного предприятия могут использовать создаваемые компании; определить, какие сектора рынка сырья и рынка потребительских товаров уже освоены в такой степени, что выход на них потребует минимальных финансовых и временных затрат; обнаружить резервы и проблемные точки, которые мешают нормальному функционированию подразделения сейчас или могут помешать в дальнейшем.
На основе созданной инвестиционной карты необходимо определить приоритетные направления развития территории.
Этап 2. Анализ функций основного и вспомогательных производств. На втором этапе целесообразна следующая последовательность действий:
1) Определите, какие подразделения относятся к основному, а какие — к вспомогательным производствам.
2) Определите цепочку основного производства и подготовьте план по повышению его эффективности.
План должен включать в себя мероприятия по следующим направлениям:
-модернизация, перевооружение и диверсификация производства;
-повышение трудовой и технологической дисциплины;
-оптимизация коммерческой деятельности предприятия;
- маркетинг.
3) Составьте список подразделений и вспомогательных производств, которые можно перепрофилировать. Решение о перепрофилировании принимайте только после тщательного анализа альтернатив.
Этап 3. Поиск инвестиционных проектов.
На этом этапе необходимо найти перспективные инвестиционные проекты, а затем оценить их с учетом конкурентных преимуществ предприятия.
Этот этап предполагает активную работу с научно-исследовательскими организациями, профильными комитетами муниципальных и государственных органов, консалтинговыми компаниями региона и торговыми представительствами зарубежных государств.
Необходимо учитывать, что этот процесс достаточно длителен (по оценкам экспертов, требует не менее года), поэтому поиск инвестиционных проектов лучше начать одновременно с анализом функций основного и вспомогательных производств.
Этап 4. Оценка инвестиционных проектов. Необходимо детально изучить каждый из отобранных проектов. Заниматься этим должна служба развития предприятия. Классические методики по оценке инвестиционных проектов изложены в специальной литературе. На практике каждый специалист по инвестициям адаптирует их с учетом особенностей предприятия.
Этап 5. Реализация проекта. Этот этап наиболее затратный как по финансам, так и по тем усилиям, которые прилагают все специалисты производственной, коммерческой, кадровой и других служб предприятия. Руководителям необходимо поручить руководство конкретным инвестиционным проектом определенному сотруднику (например, главному инженеру или начальнику службы развития). Он должен пользоваться полным доверием и авторитетом у руководства компании, а проект должен быть его основной сферой ответственности. Выяснить, имеет ли инвестиционный проект экономическое обоснование, разработаны ли графики платежей, продумана ли маркетинговая стратегия по выводу нового товара на рынок. Следить, чтобы процесс внедрения инвестиционного проекта шел поступательно, без перерыва и провалов в финансировании и общей реализации. Определить четкие временные границы каждого этапа инвест-проекта.
1.2 Повышение производительности труда современного производства
Основная задача любого предприятия — зарабатывать деньги. Для того чтобы удержаться на современном рынке, нужно уметь бороться с конкуренцией и быть максимально эффективным. Как этого добиться? Одним из наиболее проверенных и действенных способов является повышение производительности труда на предприятии. Данный показатель считается относительным, но его можно просчитать и описать в конкретных числах.
Для того чтобы понять, как правильно повышать производительность труда (ПТ), нужно разобраться с тем что это вообще такое. ПТ — это результативность трудозатрат за определенный временной интервал.
Простейший пример — рабочий на станке за один час производит 3 детали. И если для рабочего можно посчитать производительность в штуках, то для предприятия ПТ считается по двум показателям:
1) Трудоемкость.
2) Выработка.
Чем выше коэффициент ПТ, тем больше объемы производства и эффективность при той же самой зарплате.
Простейший способ подсчета производительности: найти отношение объема произведенной продукции к общему количеству сотрудников, задействованных в процессе. Для повышения уровня производительности первый показатель нужно повышать, а второй — понижать.
Производительность труда зависит от следующих факторов, представленных на рисунке 1.
Рисунок 1 – Факторы, от которых зависит производительность труда
Рассмотрим их более подробно.
Квалификации сотрудников. Зачастую намного выгоднее нанять на более высокую заработную плату опытного профессионала, чем взять двух новичков и выращивать их до нужного уровня. К тому же после получения достаточной квалификации они наверняка перейдут на новое место работы.
Тайм-менеджмента. Откровенно говоря, управление временем — важное умение для любого сотрудника компании, от рядового слесаря до топ-менеджера. Планирование своего рабочего времени — это именно тот навык, которого не хватает в современной России.
Системы мотивации. Здесь все просто — есть определенные нормы выработки, при достижении которых сотрудник получает свою зарплату. При превышении планов положена премия. Эта система отлично действует, главное, правильно рассчитать граничные рамки норм.
Для того чтобы понять уровень производительности труда на производстве, его необходимо как-то проанализировать. Обычно его проводят по следующим показателям, представленным на рисунке 2.
Рисунок 2 - Показатели, оценивающие уровень производительности труда
Обобщающие. Тут все просто: находится почасовая, ежедневная, ежемесячная и ежегодная выработка на одного рабочего в зависимости от его показателей.
Частные. Данный показатель отображает, какое количество времени необходимо потратить на изготовление одной единицы продукции.
Вспомогательные. Это количество временных затрат на производство определенной работы. Грубо говоря, сколько работы можно сделать за единицу времени.
На основе данного анализа можно выделить два фактора:
-экстенсивные (завязанные на времени работы или производства);
-интенсивные (завязанные на уменьшении трудоемкости путем модернизации и оптимизации).
На основе этих данных можно провести детальный анализ повышения производительности труда на любом предприятии. Необходимо определить текущий индекс производительности труда и сравнить его с индексом после
Фрагмент для ознакомления
3
1) Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013. — 372 с.
2) Березкин Ю.М. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Ю.М. Берёзкин, Д.А. Алексеев. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2014. – 333 с.
3) Большухина И.С. Экономика предприятия: учебное пособие/ Под общ.ред. В.В. Кузнецова. – Ульяновск: УлГТУ, 2012. – 118 с.
4) Бузырев, В. В. Управление качеством в строительстве : учебное пособие для прикладного бакалавриата / В. В. Бузырев, М. Н. Юденко ; под общ. ред. М. Н. Юденко. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 198 с.
5) Васин, С. Г. Управление качеством. Всеобщий подход: учебник для бакалавриата и магистратуры / С. Г. Васин. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 404 с.
6) Горбашко, Е. А. Управление качеством: учебник для СПО / Е. А. Горбашко. — 3-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 352 с.
7) Горленко, О. А. Статистические методы в управлении качеством: учебник и практикум для СПО / О. А. Горленко, Н. М. Борбаць; под ред. О. А. Горленко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 270 с.
8) Епишкин И.А. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие / И.А. Епишкин «Менеджмент». – М.: МИИТ, 2013. – 242 с.
9) Зекунов А. Г. Управление качеством: учебник для бакалавров / А. Г. Зекунов, В. Н. Иванов, В. М. Мишин, Ю. В. Пазюк, Т. И. Власова; под ред. А. Г. Зекунова. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 475 с.
10) Кондратьева, М. Н. Экономика предприятия: учебное пособие / М. Н. Кондратьева, Е. В. Баландина. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. – 174 с.
11) Мальцева, С. В. Инновационный менеджмент: учебник для академического бакалавриата / под ред. С. В. Мальцевой. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 527 с.
12) Никитин А.А. Экономическая психология: учеб. -метод. пособие для студ. спец. «Национальная экономика и экономическая безопасность» очно-заочной формы обучения / А.А. Никитин; Перм. гос.ун-т. – Пермь, 2012. – 130с.
13) Прохоров Ю.К. Управление качеством: Учебное пособие. – СПб: СПбГУИТМО, 2017. – 144 с.
14) Рожков, Н. Н. Статистические методы контроля и управления качеством продукции: учебное пособие для академического бакалавриата / Н. Н. Рожков. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 154 с.
15) Семиглазова В.А. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ В.А. Семиглазов.-Томск: ЦПП ТУСУР, 2014. -172 с.
16) Степанова И.П. Инновационный менеджмент/ И.П. Степанова. -Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». – Саратов, 2014. – 124 с.
17) Словарь финансово-экономических терминов / А. В. Шаркова, А. А. Килячков, Е. В. Маркина и др.; под общ. ред. д. э. н., проф. М. А. Эскиндарова. — М.: Издательско&торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 1168 с.
18) Тебекин, А. В. Управление качеством: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. В. Тебекин. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 410 с.
19) Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. Учебник, 4-е изд./ Р.А. Фатхутдинов — СПб.: Питер, 2003. — 400 с
20) Финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. Е. В. Маркиной. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2014. — 432 с.