Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Восприятие - процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств. восприятие физический психологический
Решение задач технической подготовки неразрывно связано с развитием восприятия. Все свойства и качества восприятия: целостность, константность, предметность, структурность, осмысленность, в полной мере задействованы в овладении техникой движения.
Большое значение для восприятия имеет апперцепция. Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта, содержания и направленности психической деятельности, а также от индивидуальных особенностей человека.
В командах и экипажах всегда существуют спортивные амплуа: защитника, нападающего, вратаря и множество других особенных обязанностей и функций спортсменов во время соревнований и тренировок. Следует учесть, что особенности восприятия в значительной мере индивидуализированы.
Особое место занимает в спорте восприятие движения, пространства и времени. Являясь сложной, межанализаторной функцией, восприятие движения, пространства и времени требуют для своего раз¬вития месяцы и годы, множества повторов и жизненного опыта.
Все вышеперечисленное, и многое другое, входит в состав образа движения. Наибольшую значимость для создания образа движения, для овладения техникой различных видов спорта имеет оценка расстояний, направления движения и его амплитуды, скорости и ускорения, темпа и ритма, преемственности в используемой последовательности движений. Как и развитие ощущений, развитие восприятия в значительной мере облегчается определением четких ориентиров движения, обеспечением срочной обратной связи, специальными упражнениями, предусматривающими варьирование скорости движения, применением снарядов различного веса, специальными подводящими упражнениями, расчлененным выполнением движения, точной терминологией, словесными отчетами спортсмена о выполняемом движении.
Совершенствование техники движений тесно связано с воспитанием двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Эти качества не проявляются изолированно: всегда некоторому проявлению силы сопутствует проявление скорости и точности, проявление скорости требует определенной выносливости, а проявленная выносливость порой весьма специфична по отношению к характеристикам силы, точности и скорости.
Конкретные соревновательные действия требуют от спортсменов проявления двигательных качеств в их оптимальном сочетании. Здесь могут быть акценты на одном из качеств, проявление качеств в некоторой узкой зоне (например, взрывной выносливости), а также не обязательно равнозначное сочетание нескольких качеств.
Проявление взаимодействия качеств существенным образом зависит от уровня подготовленности спортсмена. На начальных этапах подготовки проявление скорости часто требует от спортсмена про¬явления выносливости (например, в плавании и беге на короткие дистанции). По мере роста спортивных результатов двигательные качества в большей мере специализируются, при этом высокое развитие одного или нескольких из качеств может оказаться даже тормозом для развития ведущего качества. Известны случаи, когда надолго прекращался рост результатов выдающихся спортсменов, если в тренировках был сделан неоправданно сильный акцент на развитие одного или нескольких качеств. Очень часто двигательные качества при умелом сочетании их развития оказываются взаимодополняющими.
1. Понятие специализированных восприятий, основы ощущений
1.1.Физиологические основы ощущений и восприятий
Физиологической основой ощущений и восприятий является деятельность специальных нервных механизмов — анализаторов. Они имеют общую схему строения. Каждый анализатор состоит из трех отделов.
Первый отдел — периферический, или рецептор, где происходит превращение определенного вида воздействующей на него энергии (световой, тепловой, звуковой и др.) в нервный процесс. Рецепторы —это и есть органы чувств. Второй отдел — чувствительные нервы. Их называют афферентными или центростремительными, проводящими путями, по которым возникающее в рецепторах возбуждение передается в центральный отдел анализатора. Третий отдел — центральный, или корковый. Это специализированный участок коры больших полушарий головного мозга.
Например, в зрительном анализаторе периферический отдел — сетчатка глаза, состоящая из светочувствительных (палочек) и цветочувствительных (колбочек) клеток; проводящие пути — зрительные нервы, передающие возбуждение от палочек и колбочек сетчатки в специальные участки затылочных долей коры больших полушарий, где находится центральный отдел зрительного анализатора.
Аналогично построены слуховой, кожный, обонятельный, вкусовой, двигательный и другие анализаторы.
Общая схема строения анализаторов имеет существенное значение для понимания того, что периферические их отделы играют роль своеобразных приемников внешних и внутренних раздражений, преобразующихся в нервный процесс. По проводящим путям он передается в соответствующий корковый отдел, где и возникает образ предмета — раздражителя, т. е. то или иное ощущение или восприятие.
Несмотря на общность схемы строения всех анализаторов, детальное строение каждого из них очень специфично. Ощущение является результатом деятельности одного какого-либо анализатора, а восприятие, как правило, представляет собой продукт деятельности нескольких или даже многих анализаторов.
1.2.Роль ощущений и восприятий в двигательной деятельности
Роль ощущений и восприятий в двигательной деятельности человека огромна. Во-первых, она заключается в том, что через ощущения и восприятия человек, в частности спортсмен, получает исходную и текущую информацию о внешних условиях, в которых происходит его деятельность, и их изменениях, о своих партнерах, противниках, их действиях и состояниях, а также информацию, исходящую из внутренней среды своего организма, о собственном состоянии, его изменении в процессе деятельности, о собственных действиях, их соответствии или несоответствии внешним условиям деятельности, действиям партнеров и противников.
Во всем этом выражается информационная функция ощущений и восприятий.
Во-вторых, роль ощущений и восприятий заключается в том, что они необходимы для регуляции человеком его конкретных движений, действий, деятельности в целом. Еще И. М. Сеченовым было установлено, что двигательные действия человека управляются чувствованием и мыслью:
Эта регуляция состоит в изменении различных компонентов двигательной деятельности по амплитуде, направлению, интенсивности, ритму, темпу, ускорению, замедлению, а также в определении момента начала и прекращения деятельности.
Ощущения и восприятия играют важную роль в управлении человеком собственными состояниями до, в процессе и после окончания деятельности.
Во всем этом выражается регулирующая функция ощущений и восприятий, теснейшим образом связанная с их информационной функцией.
Особенно отчетливо роль ощущений и восприятий выступает в физическом воспитании и спорте. Именно в спортивной деятельности ощущения и восприятия получают специализированное развитие у представителей различных видов спорта и поэтому назы- ваются специализированными. Их очень, много: «чувство льда» у конькобежцев, «чувство снега» у лыжников, «чувство лодки» у гребцов, «чувство снаряда» у гимнастов, «чувство мяча» у футболистов, баскетболистов, гандболистов, «чувство ракетки» у теннисистов, «чувство дистанции» у боксеров и фехтовальщиков, «чувство времени» у бегунов, конькобежцев, лыжников, пловцов, велосипедистов, «чувство воды» у пловцов, «чувство момента» начала действия у метателей и прыгунов в легкой атлетике и т. д.
Все эти «чувства» — сложные комплексные восприятия. Они, с одной стороны, являются признаком спортивной формы, с другой— регуляторами деятельности спортсменов по ходу ее выполнения, которая осуществляется, как писал И. М. Сеченов, по ясным для сознания признакам. Например, «чувство времени», т. е. способность у бегунов на средние и длинные дистанции определять без секундомера и регулировать время прохождения отрезков (по кругам на стадионе), как это было экспериментально установлено А. Г. Рафалович, реализуется на основании восприятия силы заданного толчка, длины и частоты беговых шагов.
Все сказанное раскрывает, хотя и не исчерпывающе, роль ощущений и восприятий в двигательной деятельности человека.
1.3.Восприятие пространства, времени, движений
Важную роль в производственной и спортивной деятельности играют восприятия, связанные с отражением пространства, времени и движения. Восприятие пространственных свойств предметов (величины, объема, формы) достигается благодаря согласованному взаимодействию зрительных и мышечно-двигательных ощущений. Наблюдения показывают, что ребенок, не имеющий достаточного двигательного опыта, не может правильно взаимодействовать с окружающими его предметами. Если он, воспринимая удаленную от него игрушку, все время «промахивается», не Может взять ее, то это значит, что у него не сформированы необходимые механизмы зрительно-двигательной координации. Слепорожденные, которые после операции стали зрячими, вначале не могут отличить шар от круга. Только в
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бондаревский Е.Я. Структура, методы оценки, уровни развития и пути совершенствования у спортсменов : Учеб. пособие для студентов ин-тов физ. культуры и слушателей всех форм обучения / Бондаревский Е.Я., Нариманов Б.А. – М.: Б.и., 1981. – 55 с.
2. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.
3. Джемс, У. Психология / У. Джемс. – М.: Педагогика, 1991. – 367 с.
4. Еркомайшвили И.В. Проблемы развития двигательных способностей у школьников. – Екатеринбург, 2004. – 118 с.
5. Клещев В. Н. Структура и совершенствование психологических возможностей // Московская федерация кикбоксинга [Электронный ресурс] http://www.mfight.ru/viewlibrary.php?t=46" target="_blank">http://www.mfight.ru/viewlibrary.php?t=46">http://www.mfight.ru/viewlibrary.php?t=46
6. Корнешов А.А. Чувство времени и его детерминация в осознанном управлении двигательными действиями в спорте. – М., 2003. – 141 c.
7. Корягина, Ю.В. Восприятие времени и пространства в спортивной деятельности / Ю.В. Корягина – М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. – 224 с.
8. Корягина, Ю.В. Особенности временных характеристик движений у занимающихся различными видами спорта / Ю.В. Корягина, В.В. Вернер // Теория и практика физической культуры. – №12. – 2004. – С.37-38.
9. Корягина, Ю.В. Спортивная хронобиология: Учебное пособие / Ю.В. Корягина, В.В. Вернер – Омск: СибГАФК, 2002. – 56 с.
10. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2006. -320 с.
11. Моисеева, Н.И. Восприятие времени человеком и его роль в спортивной деятельности / Н.И. Моисеева, Н.И. Караулова, С.В. Панюшкина, А.Н. Петров – Ташкент: Медицина, 1985. –158 с.
12. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003. – 720 с.
13. Петров, А.М. Мозг и движение / А.М. Петров– М.: Издательство ВПК, 1997.–300 с.
14. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. – М.: Издательский центр «Ака-демия», 1996. – 496 с.
15. Пригожин, И. От существующему к возникающему. Время и сложность в физических науках / И. Пригожин – М.: Наука, 1985. – 327 с.
16. Реан, А.Л. Психология: учебное пособие / А.Л. Реан, С.И. Розум. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999. – 100 с.
17. Романенко М.И. Бокс – Киев Вища школа», 1978. – 296 с.
18. Романов, Ю.А. Хронотопобиология как одно из важнейших направлений современной теоретической биологии / Ю.А. Романов // Хронобиология и хрономедицина. – М.: «Триада-Х», 2000. – С.5-15.
19. Сологуб, Е.Б. Спортивная генетика: Учебное пособие / Е.Б. Сологуб, В.А. Таймазов – М.: Терра-Спорт, 2000. – 127 с.
20. Тристан, В.Г. Двигательная активность, временная регуляция жизнедеятельности и уровень здоровья человека / В.Г. Тристан – Омск: ОГИФК, 1994. -144с.
21. Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. – М.: ФиС, 1975. – 208 с.