Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Структура инновационности педагогов как личностной характеристики недостаточно изучена в психологии. Термин «инновационность», обозначающий способность человека к восприятию, осмыслению, обработке, распространению и внедрению новшеств, был представлен в отече-ственной психологической литературе С.Р. Яголковским. [12]
Применяя этот термин для анализа личностных характеристик учителя, мы считаем, что иннова-ционность, являясь содержательной категорией, имеет, прежде всего, существенное значение для преодоления психологических барьеров и развития толерантности к новому опыту и взаи-модействию в ситуации неопределенности. Ученые выделяют основные характеристики инно-вационности: креативность, готовность к риску, открытость опыту, независимость суждений, чув-ствительность к оригинальным идеям, потребность в новизне.
Профессиональная деятельность педагога обусловлена необходимостью в противостоянии сложностям в профессиональной деятельности при нестандартных решениях тех или иных за-дач, а также в переориентации ценностей. Важнейшей составной частью деятельности совре-менного педагога являются нововведения по самореализации творческого потенциала.
По данной причине происходит появление факторов, которые определяют способность педаго-га к самоактуализации. Именно по вышеуказанным причинам в целях повышения эффективно-сти инновационных процессов уже на стадии постановки задач необходимо четко представить ценности педагога и его профессиональные интересы. Главным направлением при решении данной задачи выступает выработка новых подходов к барьеро-устойчивому поведению педаго-га. Базовые основы понимания психологических барьеров представляются в исследованиях уче-ных, которые так или иначе рассматривают феноменологию психологических барьеров (А. Мас-лоу, З. Фрейда, К. Роджерса, К. Левином, Дж. Келли и других). Психологические барьеры рас-смотрены с самых различных позиций в зависимости от понимания их сущности, природы, спо-собов анализа. Как полагает Н.А. Подымов, психологический барьер деятельности является субъективным психическим препятствием, которое возникает в результате изменения ценност-ных ориентации, мотивационной сферы, идеалов личности. Исследования показали, что для в деле успешного преодоления психологических барьеров важны изменения стереотипов при-вычного сознания, которые мешают эффективному осуществлению нововведений.
Как утверждают, специалисты, оценка нового находится в зависимости от выхода за пределы своего мира. Восприятие педагогических новшеств зависит в большей мере от педагогического сообщества и социального окружения, порождающие социальную защиту, то есть виды поведе-ния, порождаемые конфликтами и противоречиями, которые существуют в обществе.
Инновационные риски являются одними из важных моментов в принятии решений об измене-нии собственного поведения. В это время затрачиваются средства и усилия, при неопределен-ном соотношении потерь и выигрыша. Сущность поискового риска заключена в вероятности вы-бора новой идеи, верного пути поведения, до ценного новшества. Внедренческий риск возника-ет при попытках перевода новшества в нововведение, сопоставления вредных и желательных последствий указанного перевода.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что тема данной работы является актуальной.
Целью данной работы является изучение психологических барьеров в иновационной деятель-ности учителя и их преодоление.
Методологическое обоснование курсовой работы предполагает определение основных мето-дологических принципов и путей научного поиска.
В данной курсовой работе были использованы теоретические методы, такие как: синтез, срав-нение, обобщение, анализ научной литературы.
Предметом изучения в данной работе является инновационная деятельность учителя.
Объектом изучения в данной работе является психологические барьеры в инновационной дея-тельности учителя.
В данной курсовой работе необходимо решить ряд задач:
- изучить понятие продукта инновационной деятельности учителя;
- изучить значение передового педагогического опыта в инновационной деятельности учителя;
- дать описание особенностей инновационной педагогической деятельности ;
- дать определения антиинновационных психологических барьеров в профессиональной дея-тельности учителя;
- определить типы психологических барьеров в инновационной деятельности учителя;
- определить механизмы преодоления психологических барьеров в инновационной деятель-ности учителя.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использо-ванной литературы.
1. Понятие инновационной деятельности в образовании
1.1 Значение передового педагогического опыта
в инновационной деятельности учителя
Инновационная педагогическая деятельность основана на осмыслении практического педагоги-ческого опыта целенаправленная педагогическая деятельность, ориентирована на изменение и развитие учебно-воспитательного процесса с целью достижения высших результатов, формиро-вание качественно иной педагогической практики. Продуктами инновационной педагогической деятельности является нововведения, положительно меняющие систему образования, опреде-ляют ее развитие и характеризуются как новые или усовершенствованные. [1]
В зависимости от того, какие ценности доминируют при этом, педагогическая деятельность в об-разовательных преобразованиях может иметь формирующий (традиционный) или развиваю-щий (гуманистический) характер. Поиск путей обновления педагогических систем осуществляет-ся на различных уровнях: одни учреждения начинают разрабатывать концепции обновления, другие уже сформировались как новый тип учебного заведения.
Результат инновационных поисков - качественно новые образцы образовательных систем, каж-дому из которых свойственны специфические структурно-организационные особенности.
Целевые, содержательные и процессуальные особенности инновационной образовательной системы моделируются прежде всего на основе гуманистически ориентированных педагогиче-ских идей и технологий, они направлены на актуализацию образовательных потребностей лич-ности, которая растет и развивается.
Инновационная педагогическая деятельность может осуществляться как в традиционных учеб-ных заведениях (дошкольных учреждениях, школах), так и в заведениях нового типа. В традици-онных и инновационных учреждениях, как правило, она осуществляется эмпирическим путем, путем проб и ошибок. В заведениях нового типа инновационная деятельность выполняет стаби-лизационную (закрепление и сохранение созданного) и поисковую (направленную на измене-ние состояния системы) функции, которые отражают разные и взаимосвязанные уровни педаго-гической деятельности в процессе ее саморазвития - репродуктивный (восстанавливающий) и продуктивный (творческий). Репродуктивная деятельность основана на воспроизведении тра-диционных схем действий, направленная на получение заданного результата известными сред-ствами. Продуктивная деятельность связана с формулировкой новых целей и достижением их с помощью новых средств.
1.2 Формы инновационной деятельности
Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».
Инновационная деятельность педагога зависит от уровня личностной готовности педагога к этой деятельности, совокупности качеств педагога, определяющих его направленность на совершен-ствование собственной педагогической деятельности: [3]
- личностных (работоспособность, готовность к творчеству, высокий эмоциональный статус);
- специальных (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение ана-лизировать и выявлять причины недостатков, находить актуальные проблемы образования и реализовывать эффективные способы их решения).
Инновации педагога учреждения могут быть представлены в виде:
- абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов),
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамешин А.Е., Аксенов С.Н., Воронина Т.П., Корнюхин С.В., Молчанова О.П., Тихонов А.Н., Ушаков М.А. Менеджмент инновационной организации: Учебное пособие. / Под ред. проф. Тихонова А.Н. - М.: Европейский центр по качеству, 2013. - 408 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
3. Инновации в общеобразовательной школе: методы обучения: сб. науч. тр. / РАО, Гос. науч. учреждение Ин-т содержания и методов обучения. – М., 2016.
4. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя / Н.В. Кузьмина. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. – 183 с.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
6. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993. 192 с.
7. Назметдинова С.С. Психологические барьеры и барьероустойчивость в профессиональ-ной деятельности учителя: автореферат дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13: Москва, 2014. – С. 2.
8. Подымова Л.С. Инновационная восприимчивость преподавателя вуза // Вестник Воро-нежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2013. № 1. С. 178-182.
9. Развитие преподавателя вуза: рефлексивно-акмеологическая стратегия: монография / Под ред. Н.И. Вьюновой. Воронеж: Воронежский ЦНТИ, 2013. 179 с.
10. Подымов Н.А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя: ав-тореферат дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07: Москва, 1999. – С. 4.
11. Попель Н.В. Психологический барьер как форма негативного отношения педагогов к но-вовведениям // Молодая наука - 2000: Сборник научных статей аспирантов и студентов Иванов-ского
государственного университета. Иваново: ИвГУ, 2000. – С. 250.
12. Яголковский С.Р. Инновационность как предмет психологического исследования (обзор англоязычной литературы). Психология. Журнал высшей школы экономики, 2013. т. 4, № 2. С. 123–133.