Фрагмент для ознакомления
1
Введение 4
1 Понятие и экономическое значение розничной торговли 6
1.1 Понятие и основные характеристики предприятия розничной торговли 6
1.2 Нормативное регулирование розничной торговли 13
2. Анализ современных процессов развития розничной торговли в РФ 16
2.1. Тенденции и проблемы развития розничной торговли в России 16
2.2 Факторы, влияющие на рынок розничной торговли 23
3. Перспективы развития розничной торговли в РФ 33
Заключение 41
Список использованных источников 43
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире процесс обращения товаров находит свое завершение в розничной тор-говле. Розничная торговля – это совокупность видов предпринимательской деятельности, свя-занных с продажей товаров и услуг непосредственно конечным потребителям и предназначен-ных для личного или семейного использования.
Данное определение розничной торговли показывает всю ее важность и значимость для любой национальной экономики, вне зависимости от существующего в стране социально-политического строя и формы правления.
Ценность и важность для национальной экономики розничной торговли – неоспорима. Именно поэтому следует наблюдать и изучать процессы, происходящие на рынке розничной торговли.
Вышесказанное объясняет актуальность темы и интерес к ее исследованию.
Целью работы является рассмотрение современного состояния рынка розничной торговли Рос-сии.
Объектом исследования является рынок розничной торговли России.
Предметом исследования является рассмотрение современного состояния, проблем и перспек-тив российского рынка розничной торговли.
Исходя из поставленной цели можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
- раскрыть понятие и охарактеризовать сущность и структуру розничной торговли как вида эко-номической деятельности (пар. 1.1.);
- охарактеризовать нормативно-правовую базу функционирования субъектов розничной торгов-ли в РФ (пар. 1.2.);
- выявить тенденции и проблемы розничной торговли в России (пар. 2.1);
- систематизировать факторы и условия функционирования и развития розничной торговли как вида экономической деятельности (пар. 2.2);
- обосновать стратегические направления развития и обозначить основные направления госу-дарственной политики в сфере розничной торговли (глава 3).
Информационная база курсовой работы включает нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам в сфере розничной торговли, таких, как Кузьмина В.П., Конев Б.С., Борисов К.Ф., статьи, опублико-ванные в периодических издания, а также Интернет-ресурсы.
Курсовая работа состоит их введения, трех глав основного текста, заключения, списка использо-ванных источников, приложений. Содержание работы изложено на 44 страницах машинописно-го текста и включает 13 рисунков, 7 таблиц, список использованных источников состоит из 24 наименований.
1 ПОНЯТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
Торговля является одним из направлений предпринимательской деятельности и представляет собой определенный вид товарно-денежных отношений между продавцом и конечным потре-бителем. Рассмотрим специфику и особенности розничной и оптовой торговли, а также их ос-новные отличия [6, с.11].
Издавна торговля считается популярным и прибыльным видом деятельности человека. Основ-ная ее цель – получение дохода посредством удовлетворения потребностей конечного покупа-теля [12, с.15].
Миссия и сущность торговли осуществляются посредством выполнения ее функций – рисунки 1 – 2.
Рисунок 1 – Функции торговли в отношении производителей товаров
Рисунок 2 – Функции торговли в отношении потребителей товаров
Роль же и значение торговли заключаются в следующем – таблица 1.
Таблица 1 – Роль и значение торговли
Показатели Значение
Объем оборота торговли Важнейшим показателем развития экономики страны в целом. Так как после продажи товаров возмещаются затраты производителей и образуется основа для дальнейшего воспроизводства
Стимулирование производителя В ходе торговли товары получают, или не получают обще-ственное признание, и производители получают или не получают стимул для дальнейшего их выпуска
Благосостояние потребителей Оборот торговли характеризует благосостояние населения и уровень его жизни (80 % материальных потребностей людей, удовлетворяются с помощью купленных товаров)
Распределение по труду Торговля важное звено в осуществлении распределения по труду
Критерий уровня жизни Торговля способствует сближению уровня жизни населения разных социальных групп, разных регионов и стран
Денежное обращение Торговля способствует рациональному денежному обращению
Формирование дохода государства Торговля является плательщиком налогов и поэтому учув-ствует в формировании государственных доходов
Качество потребления Торговля активно влияет на народное потребление, определяя набор потребительских благ, их качество и влияя на способ потребления
Глобализация Торговля активно способствует интеграции страны в мировое хозяйство
Прогресс Торговля стимулирует прогресс в сфере производства и потребления
Виды и способы торговли в условиях рыночных отношений следующие – рисунок 3.
Рисунок 3 – Классификация видов торговли
По объемам и форме предприятий торговля бывает: оптовая и розничная [13, с.21].
Продавец между покупателем и изготовителем продукции является связующим звеном: пред-приниматель закупает оптом всевозможные товары и продает их в розницу покупателям с определенной торговой наценкой, извлекая при этом для себя выгоду [16, с.23].
Если дать краткое определение розничной торговле, то это сбыт товаров конечному потребите-лю для удовлетворения его личных целей, не связанных с коммерческой деятельностью. Роз-ница предлагает покупателям следующие виды обслуживания:
1) отбор товара среди продукции аналогичного назначения (к примеру, определенный вид алко-голя различных производителей);
2) самостоятельный выбор различных товаров в торговых точках (магазины самообслуживания);
3) комплексное (полное) обслуживание (оказание помощи покупателю на всех этапах покупки, вплоть до бесплатной доставки);
4) смешанный тип – продажа товаров мелким оптом и в розницу – таблица 3.
На сегодняшний день потребители имеют возможность приобретать
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.04.2018) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
2. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Феде-рации. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законода-тельства РФ, 04.01.2010, № 1, ст. 2.
3. О защите прав потребителей. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.04.2018) // Со-брание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 140.
4. О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2015) // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, № 1 (1 ч.), ст. 34.
5. Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (ред. от 04.10.2012) // Собрание законодательства РФ, 08.10.2007, № 41, ст. 4894.
6. Борисов К.Ф. Розничная торговля /К.Ф. Борисов. – С.Пб.: Лань-Трейд, 2017. – 194 с.
7. Еременко В.И. Новеллы в правовом регулировании торговой деятельности в Российской Федерации /В.И. Еременко // Законодательство и экономика, 2017. - № 1. - С. 7 - 13.
8. Егорова, С.Б. Формирование конкурентных стратегий малых предпринимательских структур на основе оценки барьеров входа на отраслевые рынки: афтореферат дис. … канд. экон. наук: 08.00.05: защищена 31.05.2014 / С.Б. Егорова; ЧГУ им. И.Н. Ульянова. – Казань, 2014.
9. Игнатова М.Ю. Деятельность торгового предприятия / М.Ю. Игнатова. – М.: Кнорус, 2017. – 285 с.
10. Калинов С. И. Современные тенденции развития сетевого ритейла в России и за рубежом / С.И. Калинов // Всероссийский журнал научных публикаций. – 2015. №2 (12).
11. Конев Б.С. Розничная торговля: особенности деятельности и управления /Б.С. Конев. – М.: Альпина Бук, 2018. – 202 с.
12. Круглова Н.Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): учебник. 2-е изд., перераб. и доп. /Н.Ю. Круглова. - М.: КНОРУС, 2016. - 440 с.
13. Кузьмина В.П. Розница / В.П. Кузьмина. – М. ЮНИТИ, 2016. – 370 с.
14. Лукашова А.С. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в сфере торговли /А.С. Лукашова // Юрист, 2017. - № 22. - С. 28 - 32.
15. Манойлов В.Л. Управление в торговле / В.Л. Манойлов. – М.: Дело, 2015. – 421 с.
16. Семенихин В.В. Торговля: Правовое регулирование, налоговый и бухгалтерский учет: эн-циклопедия. 5-е изд., перераб. и доп. / В.В. Семенихин. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2016. - 1572 с.
17. Тулиев А.Ш. Розничное торговое предприятие /А.Ш. Тулиев. – М.: Дашков и Ко, 2017. – 246 с.
18. Финк Т.А. Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития /Т.А. Финк // Молодой ученый, 2017. – № 4. – С. 177 - 181.
19. Шакланова, Р.И. Экономика торговой отрасли: учебник для бакалавров / Р.И. Шакланова, В.В. Юсова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 468 c.
20. Шнорр Ж.П. Основные признаки классификации современных организаций розничной торговли / Ж.П. Шнорр // Вестник КемГУ. – 2013. №2(54). – с.318-32
21. Шумская Е.А. Торговая деятельность / Е.А. Шумская. – М.: Логос, 2017. – 327 с.
22. Министерство промышленности и торговли РФ. - Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/.
23. РБК+. - Режим доступа: http://www.rbcplus.ru/.
24. Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/.