Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. На протяжение всей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуациями, переживаемым им как тяжелые и нарушающими привычный ход жизни. Переживания таких ситуаций часто меняют и восприятие окружающего мира, и восприятие своего места в нем. Анализ психологической литературы показал, что отсутствует общее определение понятия кризиса как такового Личностная кризис - это психологическое состояние максимальной дезинтеграции (на внутрипсихическом уровне) и дезадаптации (на социально-психологическом уровне) личности, которое выражается в потере основных жизненных ориентиров (ценностей, мотивации, образа Я, Я-концепции) и возникает в результате препятствий в привычном течении жизни субъекта, приводит к девиантному поведению, нервно-психическим и психосоматическим расстройствам. В психологии наряду с кризисом употребляется понятие «трудная жизненная ситуация». В жизни людей возникают разного рода обстоятельства, способствующие развитию или регрессу личности, которые открывают или закрывают путь для ее нормального психического развития и функционирования. Для каждой личности в соответствии с ее индивидуальностью характерен свой неповторимый, уникальный образ жизни, способ ее структурирования, организации. В жизни каждого человека могут возникнуть такие ситуации, когда человек не может реагировать на внешние воздействия привычным способом.
Кроме этого, актуальность проблемы заключается в том, что личность в детском возрасте, сталкиваясь с жизненными кризисами, ребенок пытается преодолеть его самостоятельно и часто использует метод «проб и ошибок» и приобретает таким образом свой собственный опыт их преодоления. Дети и подростки не знают у кого искать помощи, или не умеют это делать. Такой стихийный опыт может порождать разочарование, нервное напряжение, тревогу, неуверенность в себе, а часто и агрессивность, негативизм и т.д., что в свою очередь может негативно влиять не только на развитие личности, а и на ее жизнедеятельность, стиль поведения. В связи с этим, специалисты социальных учреждений призваны помочь детям и подросткам преодолеть трудные жизненные ситуации с наименьшими потерями. В этих условиях весьма важным аспектом их работы является наличие эффективного диагностического инструментария.
Объект исследования – тяжелая жизненная ситуация (ТЖС).
Предмет исследования – диагностический инструментарий специалиста социального приюта для детей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации
Цель исследования – проанализировать диагностический инструментарий специалиста социального учреждения для детей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ работы социального педагога с детьми в трудной жизненной ситуации.
2. Проанализировать особенности диагностического инструментария специалиста социального приюта в работе с детьми в трудной жизненной ситуации
Среди авторов, которые занимались изучением тяжелых жизненных ситуаций, можно назвать Л. И. Анцыферову, Ф. Е. Василюка, Е. Е. Данилову и др. [1;3;5]. Также тяжелая жизненная ситуация определена в нормативных правовых актах, в частности в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Характеристика источников: работа выполнялась на материалах исследований таких отечественных авторов, как Ф.Е.Василюк, К.Н.Василевская, И.А.Григорьева, В.Н.Келасьев, Т.К. Клименко, Т.В. Лучкина, И.В. Николаюк, З.Д Пояркова.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
1.1 Понятие трудной жизненной ситуации
Трудная жизненная ситуация представляет собой ситуацию, которая объективно нарушает жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнь, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.д.), которую невозможно самостоятельно преодолеть.
В ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» представлена формулировка типичных трудных жизненных ситуаций для ребенка [1]:
дети, которые остались без попечения родителей;
дети - инвалиды;
дети с недостатками в психическом и (или) физическом развитии;
дети, ставшие жертвами вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
дети, проживающие в семьях беженцев и вынужденных переселенцев;
дети, которые оказались в экстремальных условиях;
дети, ставшие жертвами насилия;
дети, которые отбывают наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
дети, проживающие в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
дети из малоимущих семей;
дети отклоняющимся поведением;
дети, жизнедеятельность которых является объективно нарушенной в силу обстоятельств, которые невозможно преодолеть самостоятельно либо при поддержке семьи.
К середине 90-х годов стали очевидными основные тенденции в проблеме «детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации». Первая тенденция заключается в том, что увеличилось и продолжает увеличиваться количество детей, которых можно отнести к категории потенциальных сирот, детей с неопределённым социальным статусом. Наибольший риск попасть в трудную жизненную ситуацию существует у детей из семей группы риска.
Сложная жизненная ситуация как объективная совокупность элементов среды, имеет обусловливающее, стимулирующее, а также корректирующее воздействие на личность. Чтобы уяснить сущность человеческого поведения, нужно выяснить смысловое и содержательное поле ситуаций, составляющих ее жизнедеятельность. Ситуация может быть оценена с позиции двух подходов: первый подход зависит от понимания ситуации как внешних условий протекания жизнедеятельности; второй подход трактует ситуацию в качестве следствия активного взаимодействия личности и среды 5, С. 34.
ТЖС ситуация всегда характеризуется несоответствием между тем, что личность хочет (сделать, достичь и т.п.), и тем, что она может, если окажется в данных обстоятельствах и имея, все которые у нее есть, собственные возможности. Данная несогласованность препятствует достижению прежде всего поставленной цели, что обусловливает появление негативных эмоций, служащих ключевым индикатором трудности в той или иной ситуации для [11, С. 16].
ТЖС возникают в случае неуравновешенности в системе отношений личности и ее окружения; или несоответствия между целями, стремлениями и возможностями их реализации и качествами личности. Данного рода ситуации предъявляют повышенные требования к способностям и возможностям личности, к его личностному потенциалу и стимулируют ее активность.
Под ТЖС следует понимать любую сложную ситуацию, приводящую к нарушению работоспособности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, возникает дискомфорт, при определенных условиях могут быть неблагоприятные последствия для человека [3, С. 426].
Трудные жизненные ситуации являются составной частью процессов социализации, что обусловлено тем, что они не всегда травмируют личность, а также способствуют развитию, когда происходят изменения конструктивного характера, способствуют достижению новых форм сбалансированности отношений с внешним окружением.
Среди отечественных психологов, который занимается исследованием ТЖС, наиболее известным является Ф. Е. Василюк [5, С. 54].
Существуют четыре ключевые понятия, которыми в современной психологии описываются трудные жизненные ситуации. В качестве таковых выступают: стресс, фрустрация, конфликт и кризис.
Ф.Е. Василюк в своей работе исходил из общего представления, в соответствии с которым тип критической ситуации определяется характером состояния «невозможности», в котором оказалась жизнедеятельность субъекта. «Невозможность» определяется, в свою очередь, тем, какая жизненная необходимость оказывается неосуществимой из-за неспособности имеющихся у субъекта типов активности справиться с имеющимися внешними и внутренними условиями жизнедеятельности 5, С. 67.
Данные внешние и внутренние условия, тип активности и специфическая жизненная необходимость и представляют собой те важнейшие пункты, по которым характеризуются основные типы трудных ситуаций и отличаются друг от друга.
Первая критическая ситуация – стресс. Неясность категориальных оснований и ограничений больше всего сказались на понятии стресса. Стресс изначально обозначал сначала неспецифический ответ организма на действие вредных агентов, которые проявляются в симптомах общего адаптационного синдрома.
Таким образом, главная тенденция в изучении в психологической науке понятия стресса, по мнению Ф.Е. Василюка, заключается в отрицании неспецифичности ситуаций, которые порождают стресс. Не всякие требования среды вызывают стресс, а лишь те, которые оцениваются как угрожающие, которые нарушают адаптацию, контроль, препятствуют самоактуализации 5, С. 70.
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016 N 465-ФЗ)/КонсультантПлюс.
Литература
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. – М.: Мысль, 2012. – 256 с.
3. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности. – М.: Знание, 2012. – С. 426-433.
4. Василевская К.Н. Трудная жизненная ситуация: проблема определения и диагностики // Социальные технологии, исследования. – 2014. – №1. – С.57-60.
5. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М: МГУ, 2016. – 200с.
6. Вежин Е. Помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации// Социальная педагогика. – 2013. – №1. – С. 82-97.
7. Гейтц И.В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в Российской Федерации. – М.: Дело и сервис, 2015. – 640 с.
8. Григорьева И.А. Теория и практика социальной работы: учебник / И.А.Григорьева, В.Н.Келасьев. – СПб.: СПбГУ, 2014. – 536 с.
9. Иванова В. Профилактика отклоняющегося поведения подростков// Социальная педагогика. – 2015. – №1. – С. 52.
10. Певцова Е. От чего защищать ребенка // Воспитательная работа в школе – № 7. – 2016. – С. 60-62.
11. Рожков М.И. Воспитательная работа и загородном оздоровительном центре с детьми, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях: Методические рекомендации. - Ярославль, 2017 . - 60 с.
12. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. Пособие для студентов пед.учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е..Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2014. – 214 с.
13. Николаюк И.В. Поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: Учебно-методическое пособие для специалистов, работающих в сфере социальной защиты и сферы образования / И.В. Николаюк, Т.В. Лучкина, З.Д Пояркова, Т.К. Клименко. – Чита: Экспресс-типография, 2010. – 124 с.