Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что, привилегии и иммунитеты, предоставляемые нормами международного права дипломатическому представительству и сотрудникам дипломатического представительства, играют важную роль в обеспечении надлежащего выполнения дипломатических функций.
Для представляемого государства важно, чтобы его дипломатическое представительство в государстве пребывания имело тот объем привилегий и иммунитетов, который обеспечивал бы ему достаточную свободу действий для нормальной деятельности.
Следует отметить, что общепризнанного объема привилегий и иммунитетов как для дипломатического представительства, так и для сотрудников дипломатического представительства в современном дипломатическом праве до сих пор не существует. Этот объем зависит, прежде всего, от конкретной договоренности государств при заключении двусторонних конвенций.
Все это вызывает необходимость разработки нового подхода к проблемам консульских привилегий и иммунитетов в целях их дальнейшего теоретического обоснования, поскольку в науке международного права по данной проблематике имеется определенный пробел.
Тема дипломатические иммунитеты и привилегии на сегодняшний день очень актуальна, так как дипломатические отношения между иностранными государствами довольно сильно ухудшились. Все больше происходит нарушение Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, предпринимаются попытки разорвать дипломатические отношения.
Российская Федерация поддерживает дипломатические и консульские отношения с зарубежными государствами. Кроме того, Россия продолжает осуществлять дипломатические и консульские отношения, установленные бывшим Советским Союзом.
Объектом исследования являются дипломатические привилегии и иммунитеты, причины их зарождения и этапы исторического развития, современное состояние института дипломатических привилегий и иммунитетов и тенденции их развития.
Предметом исследования являются рассмотрение актуальных проблем дипломатических иммунитетов и привилегий как института международного права, международные многосторонние и двусторонние договоры по дипломатическим вопросам, прежде всего, регулирующие дипломатические привилегии и иммунитеты; международные обычаи; внутреннее законодательство государств, а также доктринальные разработки.
Целью работы является исследование проблем дипломатических отношений, в частности вопросов иммунитета и привилегий дипломатических представительств и их сотрудников.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. охарактеризовать понятие дипломатического корпуса
2. разграничить понятия дипломатические «привилегии» и «иммунитеты»;
3. проанализировать дипломатические иммунитеты и привилегий в рамках Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года;
4. раскрыть виды дипломатических иммунитетов и привилегий.
Объектом исследования является дипломатический протокол в части правового положения дипломатического корпуса. Предмет исследования – практика применения иммунитетов и привилегий дипломатического корпуса.
Глава 1.Дипломатический корпус в праве внешних сношений
1.1.Понятие и состав дипломатического корпуса
Дипломатический корпус – это совокупность сотрудников, аккредитованных в иностранном государстве. Их количественный состав зависит от характера отношений между странами. Рассмотрим подробно, что собой представляет дипломатический корпус.
Понятие «дипломатический корпус» можно рассматривать в узком и широком смысле. В первом случае имеется в виду совокупность ограниченного количества сотрудников. В частности, подразумеваются главы дипломатических миссий, временные и постоянные поверенные в делах, посланники и послы. В широком смысле в состав этого объединения включаются не только непосредственные сотрудники, но и их родственники. При этом в дипломатический персонал включены не только послы, поверенные, но и прочие работники, в том числе обеспечивающие их деятельность. Например, к последним относят военно-морских и воздушных атташе, их помощников, специалистов по культуре, научно-техническому взаимодействию, сельскому хозяйству и так далее. Что касается родственников, то здесь есть некоторые особенности. В дипломатический корпус включаются мужья и жены, сыновья до 18 лет и дочери, не состоящие в браке, вне зависимости от возраста.
Дипломатический корпус не является политической организацией или юридическим лицом. Это объединение обеспечивает решение множества церемониальных и протокольных вопросов. В задачи корпуса входит своевременное получение информации о внутриполитической жизни государства пребывания, поддержание контактов в официальных кругах, а также связей между представительствами. Какие-либо международные нормы, определяющие его статус, регламентирующие функции и полномочия, отсутствуют.
Возглавляет корпус дуайен, или старшина. Он не обладает полномочиями давать распоряжения другим сотрудникам. Однако во все времена данный пост считался очень почетным. Старшиной становится глава диппредставительства, который приступает к исполнению обязанностей раньше коллег. При этом назначается на этот пост только определенный сотрудник. Это должен быть диппредставитель высшего класса – папский нунций или посол.
Периодически дуайен проводит консультативные совещания по тем или другим вопросам с главами диппредставительств. Они могут быть церемониального или протокольного характера. Совещания неофициальные и обычно организуются во время обеда либо завтрака. Часто старшина выступает от имени корпуса по случаю торжеств в государстве пребывания, выражает соболезнования или поздравления официальным лицам. Он также имеет право принимать меры для защиты интересов представительства в целом либо отдельных его членов, если обнаружит ущемление привилегий или иммунитетов. При этом дуайен не может совершать демарши или делать заявления политического характера ни от имени корпуса, ни по его поручению. В противном случае любой член представительства может выразить неодобрение таким действиям как не отвечающим позиции представляемого государства.
В посольстве присутствуют обслуживающие и административно-технические работники. Следует отметить, что далеко не все сотрудники выступают как иностранные дипломаты. Соответствующие должности сложились в рамках устоявшейся международной практики. Кроме посла и советника, следующего за ним по убыванию старшинства, существуют посты:
1. Старшего советника.
2. Советника.
3. Первого, второго, третьего секретаря.
4. Атташе.
5. Секретаря-референта.
Последний не имеет диппаспорта, однако наделяется иммунитетом. С этой должности многие молодые сотрудники МИДа начинают карьеру. Стоит сказать, что во многих странах эта должность вообще отсутствует. Между тем в советское время были предусмотрены и более низкие посты – дежурный референт, референт-переводчик. Сегодня они отменены. Для перевода, как правило, привлекают кого-либо из младших сотрудников.
Дипломатический ранг собой классный чин. Присваивается лицам, которые занимают посты в диппредставительствах, МИД, консульских учреждениях. Дипломатические ранги предусматриваются в большинстве государств. Однако сегодня есть страны, в которых к сотрудникам МИДа, консульств и диппредставительств применяется такая же система чинов, как и для сотрудников прочих госструктур. Дипломатический ранг не обязательно совпадает с должностью.
В любом представительстве присутствует большое число технического, вспомогательного персонала. В его состав, в частности, входят высококвалифицированные рабочие, охранники, сотрудники хозяйственной части, повара, водители и проч. Кроме них, в посольствах присутствуют люди, обеспечивающие передачу зашифрованных данных. Таким образом, дипломатов (сотрудников, имеющих диппаспорта) насчитывается не более трети от всех работников.
Всё это определено нормами международного права. В частности, статья 1, пункт b) Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года дает определение: «сотрудниками представительства» являются глава представительства и члены персонала представительства.
Деление дипломатического персонала строится следующим образом:
1. Глава представительства;
2. Дипломатический персонал;
3. Административно-технический персонал;
4. Обслуживающий персонал.
Главой дипломатических представительств являются послы, посланники и поверенные в делах.
Дипломатический персонал является членом дипломатического представительства. К их числу относятся послы, посланники, советники, торговые представители и их заместители, специальные атташе (военный, военно-морской, военно-воздушный) и их заместители, первые, вторые, третьи секретари, атташе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Устав Организации Объединенных Наций: г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г.// Действующее международное право. Т. 1. - М.: Московский независимый институт международного права, 1996. - С. 7-33.
2. Венская конвенция о дипломатических сношениях. Заключена в г. Вене 18 апреля 1961 года // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLII, 1988, Работа комиссии международного права. Изд. IV.- Нью- Йорк: Организация Объединенных Наций, 1988 года. - С. 287 - 316, Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. - С. 67 - 87.
3. Венская конвенция о консульских сношениях. Заключена в г. Вене 24 апреля 1963 года // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLII, 1988, Работа комиссии международного права. Изд. IV.- Нью- Йорк: Организация Объединенных Наций, 1988 года. - С. 318 - 330, Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. - С. 93 - 110.
4. Венская конвенция о представительстве государств в их отношен иях между народными организациями универсального характера. Заключена в г. Вена 14 марта 1975 года // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLII, 1988, Работа комиссии международного права. Изд. IV.- Нью- Йорк: Организация Объединенных Наций, 1988 года. - С. 318 - 330
5. Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. Заключена в г. Вене 14. марта.1975 года// Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 300-322.
6. Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 года. Заключена в г. Нью-Йорк, 13 февраля 1946 года// Бюллетень международных договоров, 1998. - №1. - С. 3 - 168.
7. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. 2014. 21 января. № 7.
8. О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации: Федеральный закон от 03.11.2015 N 297-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 51. - Ст. 5613.
9. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 51. - Ст. 5418.
10. Алексеева Б.Б. Тенденции развития института консульских привилегий и иммунитетов. // Диссертация на соискание ученой степени к.ю.н. - М., 2006. С. 44-47.
11. Вылегжанина А. Н. Международное право: учебник// Под ред. - М.: Юрайт, 2011. -С.50-54.
12. Занко П. Правовое обеспечение дипломатической службы // Право и управление. XXI век. №4 (21 )/2011. С. 120-130
13. Искевич, И. С. Дипломатическое и консульское право // Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014. - 136 с.
14. Кузнецов В.И. Международное право. - М., 2011. – 632 с.
15. Трунцевский Ю.В. Международное право. М.: ЮНИТИ-ДАНА,- 2012- 171 с.
16. Юлдашева Г., Абдуллаева Л.М. Особенности иммунитетов и привилегий дипломатических представительств и консульских учреждений, а также их сотрудников // Юридические науки. 2006. № 2. С. 279-283.