Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Современная школа как компонент современного социума стоит на пороге нового этапа развития. Этот этап предполагает новую парадигму образования, в центре которой – формирование человека высокой культуры, способного ответственно относиться к природе, людям, к себе самому, к собственной деятельности. Решение такой задачи возможно при определенном пересмотре содержания, методов, форм и средств обучения, направленных на совершенствование процесса воспитания личностных качеств школьников, в том числе широкого кругозора. Развитие кругозора – важный аспект формирования всесторонне развитой личности. Являясь существенным показателем образованности выпускника современной школы, кругозор обеспечивает быстрое самоопределение личности и стимулирует её развитие.
Кругозор, в частности музыкальный, служит разностороннему обогащению человека, развивает способность к творчеству, самостоятельности, расширяет знания, активизирует интерес.
Формирование кругозора — важный аспект развития человека, обеспечивающий быстрое самоопределение личности и ее социализацию. Необходимость формирования кругозора отмечают в своих исследовательских и методических работах Е.Е. Верховский, Е.С. Гершунский, Л.В. Кузнецова, А.К. Маркова, И.Б. Первин, Л.И. Поташник, Л.М. Фридман, Е.Е. Шикин. И.В. Бестужев-Лада считает формирование кругозора актуальной задачей образования и самообразования: «Человек должен постоянно расширять кругозор, следить за развитием науки, техники, экономики, культуры» .
Необходимость формирования музыкально-эстетического кругозора у школьников очевидна. Еще Д.Б. Кабалевский отмечал значимость эстетического воспитания детей, которое он называл «иммунитетом против пошлости» . Задача формирования музыкально-эстетического кругозора обучающихся актуализирована в Федеральном государственном образовательном стандарте начального и основного общего образования и соответствующих образовательных программах. В условиях дополнительного образования, согласно требованиям «Программы развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы» , эта задача еще более важна. Отсюда вытекает основная задача педагога музыкального образования — начинать формировать музыкально-эстетический кругозор обучающихся с детства, со школьной скамьи, чтобы подростки, встретившись с легкой музыкой, уже понимали силу и красоту большого и серьезного искусства.
Исходя из актуальности проблемы, тема исследования: «Создание проекта "Французская мозаика" для развития кругозора школьников на уроках музыки».
Цель исследования: на основе анализа научной и музыковедческой литературы проанализировать понятие кругозора и практические аспекты развития кругозора на уроках музыки при изучении французской музыкальной культуры.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и виды кругозора;
2. Раскрыть формы работы по развитию кругозора у школьников;
3. Охарактеризовать особенности французской культуры;
4. Проанализировать особенности проектной деятельности в музыкальном образовании;
5. Разработать проект «Французская мозаика».
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы, систематизация, классификация, обобщение и др.)
Глава 1. Теоретические основы развития кругозора школьников на уроках музыки
1.1. Понятие «кругозор», виды кругозора
Обобщив психолого-педагогические исследования по данной теме, Г.И. Егорова выявила более 50 видов кругозоров . Наибольший интерес в науке вызывают такие виды кругозоров, как культурный (Н.А. Кильдышева, Е.Б. Крылова, А.А. Макареня); эстетический (Г.Г. Квасов, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина); художественный (Г.И. Артемьева, А.К Нестеренко, И.М. Титова, И.Е. Ядрихинская); политехнический (Е.Е. Гара, Е.Е. Гаркунов, Д.П. Ерыгин). Довольно широко в педагогической литературе используются и термины музыкально-эстетический кругозор и музыкальный кругозор, но определения этих понятий существенно расходятся.
Понятием музыкальный кругозор оперируют Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, В. В. Медушевский, Л.В. Школяр. Одним из первых его определил А.С. Валенков, включив в его структуру три компонента: умение ориентироваться в исторической ценности и значимости музыкальной культуры разных эпох и народов; представление о содержании музыкального произведения, его жанре, форме и средствах музыкальной выразительности; устойчивое тяготение к познаниям в области музыкального искусства . Развивая эту идею, С.В. Попова определяет музыкальный кругозор как «синтез таких компонентов, как музыкальное знание, включающее наряду с содержательно-информативным эмоционально-ценностный слой, музыкальные интерес и потребности в самообразовании, самосовершенствовании» .
Понятие музыкально-эстетический кругозор в центре внимания Н.Б. Крыловой, В.Д. Пурина, Е.А. Романюк, Г.Е. Давыдовой, О.И. Стрихар. Е.А. Романюк выделяет в его составе такие компоненты, как теоретическая и музыкально-слуховая эрудированность, умение оценивать произведения искусства, музыкально-познавательный интерес, музыкально-эстетические увлечения и склонности, и прослеживает его расширение на протяжении всей жизни человека вместе с формированием других компонентов его музыкально-эстетической культуры . Г.Е. Давыдова подчеркивает подвижность и динамичность музыкально-эстетического кругозора, его способность к расширению, чему содействует регулярное и планомерное знакомство с явлениями музыкальной культуры, восприятие музыкальных произведений различных эпох, национальностей, стилей . О.И. Стрихар под музыкально-эстетическим кругозором понимает важнейшее звено в музыкальной рефлексии личности, которое включает в себя образовательный (объем и качество индивидуальных знаний, навыков и умений, связанных с музыкой), автономный (степень самостоятельности музыкального мышления) и ориентационный (уровень развития познавательного интереса к музыкальному искусству) аспекты .
Таким образом, понятие музыкально-эстетический кругозор шире, чем понятие музыкальный кругозор. Музыкально-эстетический кругозор включает определенный опыт культуры эстетического восприятия, эстетического переживания, эмоционально-образного мышления, художественной оценки музыкальных явлений, формирующийся в основных сферах деятельности человека стихийно и целенаправленно и выступающий показателем интеллектуального потенциала личности, образованности, культуры, творческой активности.
Систематизировав данные науки, мы уточнили структуру музыкально-эстетического кругозора, выделив в ней в качестве базовых компонентов теоретическую эрудированность в области музыкального искусства, музыкально-слуховую эрудированность, способность к художественной оценке музыкальных произведений, музыкально-эстетический интерес, увлечения, склонности. Наряду с перечисленными мы считаем актуальным включить в структуру музыкально-эстетического кругозора коммуникативный компонент.
Практика показывает, что формированию коммуникативных навыков в условиях дополнительного образования уделяется недостаточно внимания, в результате чего выпускники детских музыкальных школ и школ искусств часто не способны грамотно выразить мысль, вести дискуссию. Формирование у воспитанников ДМШ и ДШИ коммуникативной компетенции сделает более продуктивным деловое и дружеское общение с педагогом и сверстниками. Коммуникация значительно облегчает ученику поиск и усвоение информации, что повышает его эрудированность; она способствует выявлению различных мнений и оценок музыкальных произведений и формированию на их основе собственного мнения. Музыкально-эстетический интерес также в большой мере поддерживается и усиливается при активном общении с единомышленниками, обмене впечатлениями об услышанных произведениях, получении рекомендаций относительно расширения своего кругозора.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бестужев-Лада И.В. Мир нашего завтра: Антология современной классической прогностики. М.: Эксмо, 2003. 512 с.
2. Валенков А.С. О некоторых проблемах эстетического воспитания в общеобразовательной школе // Ученые записки Владимир. гос. ун-та. Сер. Педагогика и психология. Вопросы муз. педагогики и теории. 1972. Вып. 8. С. 25–36.
3. Вейс, Д. Возвышенное и земное: Роман о жизни Моцарта и его времени. – Минск: Беларусь, 1986. – 637 с.
4. Давыдова Г.Е. Развитие музыкально-эстетического кругозора у будущих драматических актеров на занятиях по дисциплине «вокальное искусство»: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. СПб., 2012. 22 с.
5. Егорова Г.И. Формирование кругозора учащихся при реализации гуманитарной концепции химического образования: автореф. дис. … канд. пед. н..: 13.00.02. Омск, 1995. 18 с.
6. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: избранные статьи и доклады М.: Педагогика, 1986. 192 с.
7. Критская, Е. Д., Сергеева Г. П. , Шмагина Т. С. Музыка. 2 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 128 с.
8. Попова С.В. Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1998. 17 с.
9. Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы и план мероприятий по ее реализации (утв. Министерством культуры РФ 29.12.2014 г.) [электронный ресурс]. URL: http://mkrf.ru/ministerstvo/
10. Романюк Е.А. Хоровая культура Родного края как средство формирования музыкальноэстетической потребности у будущих учителей музыки: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. Тверь, 2004. 24 с.
11. Сергеева, Г. П., Критская Е. Д. Музыка. 6 класс: учеб. для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2015. – 168 с.
12. Сергеева, Г. П., Критская Е. Д. Музыка: 5 класс: учеб. для общеобразовательн. организаций. – М.: Просвещение, 2014. – 159 с.
13. Стрихар О.И. Формирование музыкально-эстетического вкуса и кругозора учащихся на основе применения принципа интеграции на уроках музыки // Молодой ученый, 2014. №11. С. 423-425.