Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современное научное знание в основе своей нацелено не только на познание общества и
взаимодействия его членов, но и на возможность поиска путей улучшения этого взаимодействия.
Достаточно молодая наука конфликтология непосредственного работает над тем, чтобы не только
изучить, проанализировать конфликт как категорию социального взаимодействия, но и найти пути
разрешения разных видов конфликта. Проблемами разрешения и нивелирования социального
конфликта занимается непосредственного теория конфликторазрешения, но понимать термин «теория»
не стоит буквально, ведь в самом понятии «конфликторазрешение» заложено практическое
применение теоретического знания с целью сохранения психологического климата в обществе.
В современном мире наблюдается активная и многогранная социальная дифференциация общества по
различным критериям: от этнической принадлежности субъекта до принадлежности его к
определённой субкультуре, что приводит к социальному синкретизму в самоидентификации личности и
зачастую создаёт конфликтные ситуации не только между представителями разных социальных групп,
но и в пределах одной социальной группы, поэтому выбранная для курсового исследования проблема
специфики предмета и объекта конфликторазрешения, на наш взгляд, является актуальной для
современного социокультурного знания и его практического воплощения.
Глава 1. Специфика объекта теории конфликторазрешения
На сегодняшний день, о конфликтологии можно достаточно определенно говорить как об относительно
стабильной целостной системе знания, включающей в себя наиболее емкие пласты современного
социально-философского познания и имеющей разделы, формирующие её устойчивую структуру.
Благодаря большому количеству глубоких и значимых для конфликтологии исследованиям разного
уровня как зарубежных (Г. Зиммель, Л. Козер, Р. Дарендорф, Т. Парсонс, К. Боулдинг, Д. Бертон, К.
Митчелл Й. Галтунг, и др.), так и отечественных (А. Анцупов, А. Глухова, Н. Гришина, Л. Дробижева, А.
3
Дмитриев, А. Здравомыслов, В. Кудрявцев, В. Тишков, А. Шипилов и др.) конфликтология и её раздел
теоретического и практического знания - конфликторазрешение сформировались в относительно
самостоятельную сферу научного знания .
Говоря об общем контексте современной теории конфликторазрешения, большинство авторов приходят
к единому мнению, касаемо того, что конфликторазрешение как раздел науки конфликтологии все еще
находится в стадии становления, при этом объект конфликторазрешения определён в конфликтологии,
на наш взгляд, достаточно чётко.
Объект конфликторазрешения в этой связи — социальный конфликт.
Множественность определений, представленных в современных конфликтологических публикациях,
отражающие разные грани и свойства социального конфликта, его статические и динамические
характеристики, методы, способы и приёмы его разрешения оказываются или избыточными, или
крайне узкими для отражения реального объема и содержания исследуемого явления . Одним из
последних монографических исследований в этой сфере, предпринятое известным исследователем Н. В.
Гришиной и имеющее обширный междисциплинарный характер и большое теоретическое значение
для конфликторазрешения, указало на сложность сложившейся ситуации с еще большей очевидностью.
Автор в завершении рассуждений приходит к выводу о том, что обширность предметного поля
конфликторазрешения затрудняет корректность в определении понятия «конфликт», способного
проявлять релевантных свойства всем его видам . Но проблема, состоит, не только и не столько в
диапазоне анализа теории и практики конфликторазрешения, а в исходной методики понимания и
интерпретации проблемы.
Многосторонний анализ свойств, признаков, форм и специфики проявлений конфликта, несмотря на то,
что осуществляется в контексте разных средств и подходов таких, как социально-философский и
конкретно-научный все же недостаточно глубок и объективен для формулирования искомой
универсальности дефиниции, а без окончательного утверждения терминологического аппарата
конфликторазрешения не возможно раскрыть суть и специфику этого раздела конфликтологии .
Набор описательных средств, применяемых в подавляющем большинстве случаев анализа для
конструирования искомого понятия, опирается на субстратнофункциональные подходы к анализу
конфликта как явления и категории. Любая процедура верификации в таком подходе выявляет
известную неполноценность и незавершенность в предметном описании. Учитывая все достоинства
данного подхода, в особенности в период сбора и анализа эмпирического материала, он достаточно
открыто демонстрирует отсутствие необходимой эффективности на этапе синтеза и локализации
предметного поля науки, отражаемого и выраженного его центральной категорией.
Глава 2. Предмет конфликторазрешения и его специфика
Междисциплинарный характер конфликтологии обусловил и междисциплинарность и интегративность
теории конфликторазрешения, специфику ее предмета и объекта, которые долгие десятилетия
оставались сферой повышенного внимания более чем десятка социогуманитарных наук. Накопленный
научный опыт по теории конфликторазрешения все больше определенно локализуется в качестве
целостного и многомерного явления, который требует системного и комплексного исследования при
помощи средств и методов, которые в свою очередь адекватны специфике его содержания, предмету и
объекту.
С одной стороны, с несколькой очевидностью локализован предмет конфликторазрешения,
выработались соответствующие научные методы анализа, сконструирован внутренне
непротиворечивый язык, установлен основной набор методологических средств интерпретации,
аналитики конфликта и выработки путей его разрешения. С другой стороны, базовые принципы и
4
подходы, категорийный аппарат, методики анализа, вовлекаемые в палитру аналитического ресурса
теории конфликторазрешения, преимущественно являются привлеченными из ряда философских,
общенаучных или конкретно-научных подходов в исследованиях .
Глава 3. Основные методы теории конфликторазрешения
Как раздел науки конфликтологии теория конфликторазрешения опирается и оперирует целым рядом
принципов, методов и подходов, существенных для обеспечения достоверности и обоснованности
своих знаний. В совокупности такие принципы, методы и подходы составляют познавательный арсенал,
методологическую основу конфликторазрешения. Исходными элементами такого арсенала для любой
науки являются ее принципы . Это такие универсальные принципы научного познания, как принципы
объективности, историзма, детерминизма, верификации и др.
Принцип объективности требует исследовать конфликт, прежде всего, через его объективные
основания, выявить объективные противоречия, лежащие в основе мотивации конфликтующих сторон,
без разрешения которых невозможно эффективное управление конфликтом. В данном своем
содержании принцип объективности включает, разумеется, и учет субъективного фактора как
неотъемлемого элемента конфликта, со всеми его когнитивными представлениями и позициями .
Принцип историзма предполагает, что всякий конфликт имеет свою хронологию и логику
возникновения и развития, свои причины первого и второго порядка, свою цепочку трансформации из
одной стадии развертывания в другую. Согласно данному принципу, научно достоверными будут лишь
восприятие и понимание конфликта, следующие и воспроизводящие эту цепочку становления
анализируемого явления в единстве его исторического и логического содержания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение нашего исследования хотелось бы сделать выводы о том, что теория
конфликторазрешения в силу практической и научной значимости своего предмета, в силу
эвристичности своих познавательных средств и теоретических выводов, несомненно, является
неотъемлемой составной частью не только конфликтологии, но и современного социогуманитарного
знания. При проведении многостороннего анализа теории конфликторазрешения можно
констатировать, что с при рассмотрении с одних позиций можно сделать вывод, она сочетает в себе
основной спектр методологических и теоретических достижений широкого комплекса наук: философии,
социологии, политологии, экономики, права, психологии и других областей гуманитарного знания,
аккумулируя их в соответствии со спецификой своего предмета и познавательных задач.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гребенников Л.Р. Механизмы психологиче¬ской защиты. — Мытищи, 2004. — 139 с.
2. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индиви¬дуального развития ребенка. — М.:
Педагогика, 1988. — 118 с.
3. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. — М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 328 с.
4. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М.: Пе¬дагогика, 1976. – 357 с.
5. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогиче¬ском процессе. — М.: Просвещение, 2004
— 128 с.
5
6. Рыжов О. Политические конфликты. — М.: ВУ, 2004. — 64 с.
7. Синеок В.В. Межличностные конфликты у курсантов и пути их разрешения: Дис... канд. психол. наук.
— М.: МКЦ, 2004.
8. Скотт Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления. — Киев: Внешторгиздат, 2004. — 191 с.
9. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. — М.: МКЦ, 2004. - 47 с.
10. Тащева А.И. Атрибутивные процессы в супружеских кон¬фликтах: Дис... канд. психол. наук. — М.,
1987. —257 с.
11. Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных
ситуациях//Вопросы психологии, — 1987. - №1. -С. 27-34.
12. Феденко К.Ф., Галицкий В.П. Психологические аспекты пре¬одоления конфликтной ситуации в
воинских коллективах. — М.: ВПА, 1981. - 116 с.
13. Фельдман Д.М. Политология конфликта. — М.: Авартис, 2004. — 199 с.
14. Фишер P., Юри У. Путь к согласию или переговоры без по¬ражения. —М.: Наука, 2004. — 158 с.
15. Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. — М.: Изд-во МГУ, 2005.-80 с.
16. Шведин Б.Я. Влияние психической напряженности на дея¬тельность вахтенного офицера: Дис...
канд. психол. наук [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svoboda-kak-pravovayakategoriya-k-voprosu-o-mnogoobrazii (дата обращения: 01.02.2019)
17. Шевцов В.М. Межнациональные конфликты: механизмы их разрешения. —М.: ГАВС, 2003. —44 с.
18.Шибутани Т. Социальная психология [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/dialektika-svobody-i-nesvobody-kak-problema-yuridicheskoy-nauki (дата
обращения: 01.02.2019)
29. Шипилов А.И. Социально-психологические особенности конфликтов между начальниками и
подчиненными в под¬разделении: Дис... канд. психол. наук. — М., 1993. — 224 с.