Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Понятие нормативно-правовые акты включает комплекс актов правотворчества, принятых органами законодательной и исполнительной власти. Нормативно-правовые акты издаются органами государственной власти лишь в определенной форме и в рамках компетенции определенного правотворческого органа. Отсюда юридическая сила нормативно-правового акта определяется местом в системе органов государства того органа, от имени которого он выдан. Нормативно-правовыми они называются потому, что содержат нормы права общеобязательного характера. По существу, данное понятие является синонимом понятия «законодательство» в широком смысле слова .
Таким образом, нормативно-правовой акт – это общеобязательное официальное решение специально уполномоченного субъекта, принятое в определенном порядке, который устанавливает новые правовые нормы, изменяет или отменяет уже имеющиеся. основанием для классификации являются юридические свойства актов, в соответствии с которыми все правовые акты можно разделить на нормативные, индивидуальные и смешанные.
Воля государства, выраженная в виде правовых норм (правил поведения), должна быть изложена таким образом, чтобы обеспечивалась возможность ознакомления с этими нормами самых широких слоёв населения. В юридической науке формы, с помощью которых государственная воля возводится в общеобязательный ранг и становится правовой нормой, обозначаются термином «источник права».
В настоящее время наиболее известны следующие виды источников права:
- правовой обычай;
- нормативный правовой акт;
- юридический прецедент;
- договор нормативного содержания;
- юридическая наука (доктрины и идеи) .
В данной курсовой работе раскрыты вопросы понятия и признаков законов и подзаконных нормативно-правовых актов.
Объект исследования – система правоотношений, возникающих при реализации норм российской системы права.
Предметом исследования является современная система российского права, а именно – законы и подзаконные нормативно-правовые акты.
Цель исследования –изучить особенности понятия и сущности системы таких действующих источников российского права, как нормативно-правовые акты.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
- изучить понятие исущность законов;
- дать отпределение и характеристику подзаконных нормативно-правовых актов.
При написании работы использовался системный, структурно-функциональный, диалектический, формально-логический и другие методы.
Теоретическую основу работы составили труды таких учёных как: Злобин А.В., Суханов Е. А., Марочкин С.Ю., Марченко М.Н., Нерсесянц В.С, Шершеневич Г.Ф. и других.
Нормативную основу исследования составило российское законодательство: Конституция РФ, федеральные законы, подзаконные акты по вопросам организации и осуществления правотворчества.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
ГЛАВА 1. ЗАКОН КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПРАВА
С появлением государства возникли законы для регулирования отношений, которые общество посчитало наиболее важными. Основная защита закона – сила государственного принуждения. Как видим, закон играет большую роль и, конечно, правоведы уделяли и уделяют много внимания такому важному продукту государственной деятельности.
Одно из важных свойств закона – постоянное видоизменение согласно нуждам общества или его бюрократической ячейки в зависимости от существующего политического режима и формы правления. Это обеспечило закону такую долгую жизнь в качестве источника права .
Попытаемся дать определение «закону». Можно выделить узкое значение – непосредственно нормативно-правовой акт, и широкое – всё законодательство. Ниже рассмотрим признаки закона в узком смысле, и уже после соберём их в определение.
Итак, признаки закона:
1) Орган, принимающий законы – орган законодательной ветви власти – парламент (Федеральным Собранием - в России, Конгрессом- в США); формально орган законодательной власти олицетворяет народ в процессе правотворчества;
2) Цель закона – регуляция наиболее важных общественных отношений;
3) Закон содержит обычно некое общее правило, а подзаконные нормативно-правовые акты уточняют многие моменты;
4) Сам процесс принятия законов, их изменения и отмены подробно регламентирован, что ещё раз подчёркивает их важность для общества;
5) Законы (в идеальном смысле) призваны выражать волю и интересы всего народа, но, как уже было сказано выше, они могут выражать волю группы людей в обществе, определённых слоёв населения, что позволяет нам складывать суждения о таком обществе; то есть, закон, как зеркало, отражает не только волю его создателей, но отражает и само общество, его характеристики;
6) Основной источник права в романо-германских правовых системах.
Сущность основного источника права, те есть верховенство закона включает несколько подпунктов:
- если имеет место коллизия между нормативными правовыми актами, то то подлежит применению закон, как имеющий большую юридическую силу;
- законы отменяются и изменяются только органом, принявшим их;
- другие нормативные акты не могут противоречить или спорить с законом;
- закон принимается только органом законодательной власти и не требует вмешательства в его принятие исполнительного органа власти или судебного.
Таким образом, закон – это нормативный правовой акт, принимающийся в особом порядке законодательным органом, в целях регулирования важных общественных отношений, обладающий верховенством среди других источников власти и обеспечивающийся государственной силой принуждения .
Законы бывают разными и у них есть своя классификация. Например, обыкновенные законы и конституционные. Название «конституционные законы» говорит само за себя – это непосредственно Конституция и законы, принятые в её дополнение.
Рассмотрим подробнее Конституцию . Это не просто закон, что уже означает основной источник права в отечественной правовой системе, но и основной закон. Можно сказать, «закон законов». Конституция является основой для всего законодательства, определяя права и свободы граждан, их обязанности, устройство государства, его ключевых органов власти, процесс принятия новых законов и изменения старых. Если рассмотреть Конституцию РФ с точки зрения перечисленных выше признаков закона, то обнаружим, что она отвечает каждому пункту.
Конституционные законы, принимающиеся как дополнение или изменение Конституции, а также те, принятие которых, предусмотрено самой Конституцией, имеют более усложнённый порядок принятия. Этот порядок описан в Конституции. Например, при принятии конституционного закона президент не может воспользоваться своим правом вето.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года. : (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 – ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
Литература
1. Арзамасов Ю.Г. Теория и практика ведомственного нормотворчества в России: монография. - СПС Гарант, 2016 г.
2. Бошно С. В. Нормативный правовой акт: развитие признаков в правоприменительной практике // Арбитражный и гражданский процесс. - 2009. - №4, 5, 6
3. Венгеров А. Б. Теория государства и права. - М.: Омега-Л, 2008.
4. Волкова С.Н. Проблемы определения признаков подзаконных нормативных правовых актов в РФ // Пролог: журнал о праве. – 2013. - № 2
5. Демина Д.М., Михеева А.М., Тебуева З.П., Кармалита А.А., Пашков В.А., Лебеденко К.А., Артюшин А.В., Черторыжский С.В., Закирова У.И., Бытдаева В.Х., Подгрушная О.А., Ширшиков В.В. Круглый стол «Правовое регулирование системы нормативных правовых актов и российского законодательства в проекте федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» // Право и современные государства. – 2015. - № 2
6. Злобин А.В. Юридическая природа подзаконных нормативных актов в РФ // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2012. - № 5
7. Кирилловых А.А. Правовая доктрина и доктринальность в праве: к вопросу об источниках правового регулирования // Журнал «Законодательство и экономика» - август 2015 г. - №8
8. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права (под редакцией В.А. Томсинова). - «Зерцало», 2008 г.
9. Марченко М. Н. Источники права. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
10. Никифоров М.В. Подзаконные нормативные правовые акты Государственной Думы и Совета Федерации, их аппаратов как источники российского административного права // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2017. - № 2
11. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2004.
12. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие / Под ред. Профессора В. Г. Стрекозова. - М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л», 2008.