Фрагмент для ознакомления
2
Введение Воспоминания современников о св. Патриархе Тихоне являются второй частью церковного архива, собранного М. Е. Губониным. Издание первой части его архива было осуществлено в 1994 году и широко известно как сборник в двух частях «Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917—1945 годов». «Акты» стали настолько цитируемой книгой, что без них уже не может обойтись ни один исследователь, занимающийся новейшей историей Русской Православной Церкви. В 2006 году была издана доработанная третья часть архива М. Е. Губонина: «История иерархии Русской Православной Церкви: Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. (с приложениями)». Небольшая часть воспоминаний о Патриархе Тихоне была издана в
2
Санкт-Петербургском издательстве «Сатисъ» в 1994 году под названием «Патриарх Тихон и история русской церковной смуты» (издание не было окончено). Несмотря на целый ряд недостатков, эта книга пользуется большой популярностью как у историков, так и у интересующихся историей Русской Церкви. Рукопись М. Е. Губонина «Современники о Патриархе Тихоне» касается не только истории «русской церковной смуты», но и всего столетнего периода истории Русской Православной Церкви со дня рождения будущего Патриарха.
Глава 1. Жизнь Патриарха Тихона 1.1 Патриарх Тихон как личность
19 января 1865 г. — в занесенном снежными метелями заштатном городке Псковской губернии — Торопце в семье рядового приходского священника Спасо-Преображенской церкви Ивана Беллавина родился человек, которому впоследствии суждено было не только возглавить величайшую Русскую Православную Церковь, но и сохранить Ее в самую тяжелую и смутную эпоху в возможном для дальнейшего существования виде. Более того, он предназначен был не только к этому сверхчеловеческому подвигу, но и к тому, чтобы своим духовным обликом явить православным людям своего времени поучительный пример непоколебимой веры в Бога, нелицемерной любви к Церкви и беззаветной преданности вековым устоям родной страны. И, наконец, он был призван и к тому, чтобы показать всей своей внутренней духовной сущностью прекрасный образец личной святости, безупречной чистоты и несгибаемой твердости своих религиозных и национальных убеждений, которые являясь вечными ценностями, не подлежат никаким колебаниям и изменениям под влиянием вечно-приходящих исторических условий, и не обмениваются ни на какие чечевичные похлебки.
3
Речь идет о приснопамятном Святейшем Тихоне, Патриархе Московском и всея России, великом Отце современной Церкви. В более или менее отдаленном будущем православные историки, несомненно, тщательно соберут и добросовестно изучат все разнообразные материалы, оставшиеся после небывало величественной и трагической эпохи — времени управления им Церковью; его церковно-административной и национально-патриотической деятельности; воссоздадут и оценят его непререкаемо чистый и самоотверженный, украшенный всеми высокими дарами национального гения, обаятельный духовный облик.
1.2 Жизнеописание Патриарха Тихона
Из трех претендентов на патриарший престол архиепископа Антония (Храповицкого) называли «самым умным», архиепископа Арсения (Стадницкого) — «самым строгим», а митрополит Московский Тихон прослыл как «самый добрый» архиерей. Видно, настало время, когда народ нуждался не в «богословах» и администраторах, а в пастырях, жалеющих людей. В детстве святитель Тихон был очень тихим. За кроткий беззлобный характер друзья прозвали его «Ваше Святейшество». А однажды даже кадили перед ним самодельным кадилом из жестянки (так поповские дети играли). Никто из них тогда не мог представить, что друг их Вася Беллавин станет первым патриархом Русской Церкви после двухсотлетнего перерыва. Как-то Василий Беллавин пришел в гости к родителям своего соученика по Псковской семинарии Бориса Царевского. Когда ушел, хозяева стали обсуждать гостя: — Ты заметила, какие у него глаза? — спросила у дочери, молодой девицы и сестры Бориса, мать. — Чистые, как у голубя. — Он такой добродушный, такой умный, — подхватила девушка.
4
Догадавшись, к чему идет разговор, отец заявил: «Расчеты на него, как на жениха, плохи. Вы не смотрите, что он говорун и веселый такой. Василия, когда он был студентом, прозвали патриархом, и дорога ему одна — в монахи. В Псковской семинарии Василий Беллавин преподавал богословие и французский язык. Он не сразу решился на монашеский путь. Перед выпуском из Санкт-Петербургской академии честно признал факт, что не сделал выбора: будет ли он священнослужителем (для этого надо было жениться) или монахом, а значит, архиереем. Ведь, по обычаям того времени, выпускнику академии, принимавшему монашеский сан, нужно было быть «круглым дураком», чтобы через несколько лет не сделать успешную архиерейскую карьеру.
1.3 Религиозная деятельность Патриарха
Возвращаясь к вопросу о святости личности почившего Святейшего Патриарха Тихона, считаем уместным здесь упомянуть и о том, что в начале шестидесятых годов, проживавший на покое в Петушках Владимирской области Преосвященный бывший Ковровский Афанасий (Сахаров) показывал пишущему эти строки оригинальную фотографию «из-за моря» (США), — репродукцию с какой-то фресковой или масляной монументальной росписи (по-видимому, в одном из тамошних русских храмов), на которой изображается сонм святых, «в земле Российской просиявших». На видном месте, среди давно и недавно прославленных наших святых, изображен в рост Святейший Патриарх Тихон — в мантии и патриаршем куколе. После того как мы изложили все эти предчувствия и «знамения времени», будущим православным русским людям остается лишь ожидать (в чем не сомневаемся) последующего подтверждения правильности и остроты религиозной интуиции их предшественников. Святейший Тихон был мудрым и опытным кормчим церковного корабля в бурные годы. Он сумел провести и сохранить его среди бушующих волн жи
5
тейского моря. «И уже в одном этом, — сказал над гробом Патриарха профессор-протоиерей Страхов, — несомненная и величайшая твоя заслуга». Своей мягкостью, кротостью, снисходительностью, своим тихим и любовным отношением к людям Святейший Патриарх умел всех примирить, успокоить. Умел победить своим незлобием все враждебное Церкви и внутри, и вне Ее. Своим исключительно высоким нравственным и церковным авторитетом он собрал воедино распыленные и обескровленные церковные силы. В черную ночь церковного безвременья его незапятнанное имя было светлым маяком, указывающим путь к истине Православия. Глава 2. Гуманизм Патриарха Тихона 2.1 Деятельность Патриарха Тихона
Устроение самой церковной жизни Святейший Тихон должен был осуществлять в духе постановлений Священного Собора 1917 года, много работавшего над преобразованием различных сторон церковной жизни. Однако большинство этих реформ не было принято или вследствие преждевременного прекращения деятельности Собора по условиям того времени, или как не привившиеся в церковном сознании. В частности, ввиду принципиальной допустимости и практического удобства введения нового стиля в церковную жизнь, Патриарх Послание Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, в связи с закрытием гражданскими властями Свято-Троицкой Сергиевой лавры. 1(14) октября 1923 года издал послание о реформе календаря, считая, вследствие неверности газетных сообщений, что на Востоке уже состоялось всеправославное соглашение по этому вопросу. Но вскоре выяснилось, что, вопервых, это не соответствует действительности. Во-вторых — вызывает тревогу и недовольство народа, о чем свидетельствовали многочисленные устные, а также и письменные заявления, которыми была завалена патриаршая канцелярия. И Святейший Тихон, конечно, не мог проводить насильственно
6
незакономерную и неосмотрительную реформу, отмененную им 8(21) ноября. Этот вопрос детально разобран в большом письме Патриарха от 17(30) сентября 1924 года. Любовь к людям, руководившая Святейшим, вылилась в его патриаршем служении в широкую гуманность. Святейший Патриарх Тихон на всех ступенях своей жизни и деятельности всегда протягивал народу руку помощи, всегда говорил ему доброе слово, всегда шел ему навстречу в его бедствиях.
2.2 Современники о Патриархе Тихоне
«Установление той или иной формы правления не дело Церкви, а самого народа. Церковь не связывает себя ни с каким определенным образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значение». «Повинуйтесь всякому человеческому начальству в делах мирских». «Подчиняйтесь и велениям Советской власти, поскольку они не противоречат вере и благочестию, ибо Богу, по апостольскому же наставлению, должно повиноваться более, чем людям». Исходя из этих соображений, Патриарх еще в апреле 1922 года на объединенном заседании Священного Синода и Высшего Церковного Совета осудил заграничный Карловацкий церковный Собор за его политиканство, за попытку восстановить в России монархию Романовых. Вот почему, обличая позорную ложь обновленцев о «контрреволюционности» православных, Святейший имел право сказать: «И мы, и наша паства верны и Церкви Божией, и родному Православию, и нашему правительству. И только враги Церкви, сеющие смуту и вражду, могут утверждать иное». Заключительным шагом отмежевания Церкви от каких бы то ни было политических действий было воззвание Святейшего Патриарха Тихона от 1(14) июля 1923 года, в котором он во всеуслышание говорит: «Мы осуждаем такие действия и заявляем, что Российская Православная Церковь аполитична и не желает быть отныне „ни белой, ни красной”. Она должна быть и будет
7
единою, соборною, апостольскою Церковью, и всякие попытки, с чьей бы стороны они ни исходили, ввергнуть Церковь в политическую борьбу — должны быть отвергнуты и осуждены». Так должны быть отвергнуты и осуждены всякие обновленцы и им подобные, которые стали на широкую и скользкую дорогу политиканства, на путь приспособляемости, прислуживания перед Советской властью и подкрашивания вечных идеалов христианства под «современные требования». Они изменили Христу, так как не захотели пойти по тому, свободному ныне, единственно правильному пути аполитичности, евангельскому пути воздавания Божьего Богу, а кесарева кесарю, на который вышла теперь наша Церковь. Заключение
Русский православный народ глубоко ценил и понимал, кем был Святейший Тихон для Церкви и горячо любил своего великого духовного отца. Близок русскому сердцу он и потому, что наш усопший Первосвятитель был истинно русским человеком, воплотившим в себе лучшие стороны своего народа, от внешнего облика, так памятного и дорогого нам, до внутренних черт характера. Взоры всех, кто чутко и искренно относится к жизни Православной Церкви, были обращены с надеждой и благодарностью к нему. Ведь и в отдаленных окраинах России, как в один голос говорят приезжающие оттуда люди, никогда его не видавшие, думали с любовью и молитвой: там, в далекой Москве, есть истинный поборник и хранитель Православия — Святейший Патриарх Тихон! «Очень многие, — говорил один архиерей, — выражали близость к Патриарху, воспринимая его как благодатного старца. Это знаменательно — близость высокого архипастыря! Нам надо помнить, светильником какого света он является, и быть такими же тихими, кроткими, молитвенными, непосредственными в обращении к Господу, чтобы его любовь к Нему сообщилась и нам, и чтобы у нас была близость к нему и к Богу».