Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития нашей страны происходят широкомасштабные социально-экономические, политические, культурные изменения, что приводит к обострению общественных противоречий, переосмыслению ценностей, норм и законов морали. Следствием являются различные деформации в становлении личности и увеличение количества отклонений в поведении, в том числе в различных формах проявления агрессии. В связи с этим актуальной является потребность в поиске ответа на вопрос, почему люди действуют агрессивно и какие меры необходимо принять для того, чтобы взять под контроль деструктивное поведение или предотвратить ее. Рост агрессивных тенденций в современной среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества.
В последнее время изучение феномена агрессии – одно из наиболее популярных направлений в психологии. Причиной этому является резкое повышение уровня агрессии в обществе. Агрессия, насилие и конфликт относятся к числу наиболее серьезных проблем, которые стоят перед человечеством на пороге нового тысячелетия. На вопрос о причинах и мотивах агрессивного поведения людей лучшие давно пытались ответить такие науки как философия, поэзия, религия, но только в нашем столетии данная проблема является объектом научного исследования.
Природу наиболее важных детерминантов агрессии нужно искать во взаимодействии людей. Несомненно, существуют и другие факторы, оказывающие существенное влияние на агрессивное поведение. Но по определению агрессивное поведение осуществляется в контексте социального взаимодействия.
В связи с вышеизложенным, изучение и осмысление психологических особенностей развития и динамики агрессивного поведения в направлении методов дифференцированного воздействия на поведение личности.
Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии, по существу, только начинается. Необходимость определения психологических причин агрессивности, раскрытия условий, механизмов, средств ее предотвращения и коррекции обусловливает актуальность настоящей работы.
Целью данной курсовой работы является исследование уровня агрессивности у спортсменов высокой квалификации.
Предмет работы – агрессия и ее проявления, объект работы – уровень агрессивности у спортсменов высокой квалификации.
Задачи курсовой работы:
1. Провести теоретический анализ проблем агрессии в современной психологии.
2. Выявить уровень агрессивности у спортсменов высокой квалификации.
Методы исследования: теоретический анализ, анкетирование.
Методологической основой исследования явились теоретические положения ведущих отечественных и зарубежных психологов: принципы детерминации поведения и психики, социальной обусловленности личности, системности, целостности и иерархической организации психических процессов, их пластичности, а также единства личности и деятельности.
1. Теоретический анализ проблем агрессии в современной психологии
1.1. Понятие агрессии и агрессивности
Термины «агрессивность» и «агрессия» не тождественны, они по-разному трактуются учеными. Так, «агрессия» рассматривается как врожденная реакция человека для «защиты территории, которую она занимает» как стремление к господству; реакцию человека вражескую ее окружающую действительность и др.
Под агрессивностью понимается свойство человека, которое характеризуется наличием деструктивных тенденций.
Анализ различных подходов к трактовке понятий «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение» позволил прийти к выводу, что в научной психологической литературе не существует их общепринятого понимания.
Систематизируя научной литературе можно выделить следующие подходы к рассмотрению природы агрессии: биологические (К. Лоренц), физиологические (Ф. Ервин, П. Карли), психологические (А. Адлер, Л. Берковиц), социальные (А. Бандура), ситуационные (Д. Креч, А.О. Реан) и др.
Важную роль в определении путей коррекции агрессивного поведения играет выяснение факторов, способствующих возникновению агрессивных реакций 1, с. 54.
К факторам, которые способствуют возникновению агрессии можно отнести:
- социально-экономическую и политическую организацию общества;
- нормы поведения, задаваемых социальными условиями;
- наличие соматических и психических заболеваний,
- физические условия окружающей среды,
- характер и система воспитания в семье,
- условия микросреды,
- влияние средств информации и компьютерных игр,
- возрастные и индивидуально-психологические особенности человека и тому подобное.
По мнению А.Басса и А. Дарки необходимо разделять понятия «агрессии» и «враждебности»: как реакцию, которая развивает негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Поэтому исследователи выделили следующие виды реакций:
- физическую агрессию - использование физической силы против другого человека;
- косвенную - агрессия косвенным путем направлена на другого человека;
- раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (грубость, несдержанность);
- негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;
- обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и мнимые действия;
- подозрительность - диапазон от недоверия и осторожности в отношениях к людям убеждениям в том, что другие люди планируют и приносят вред;
- вербальная агрессия - выражение негативных чувств в форме крика, а также через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);
- чувство вины - возможное мнение субъекта о том, что он плохой человек, действует неправильно и испытывает в связи с этим муки совести 8, с. 57.
Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и любое качество она имеет разную степень проявления: высокую, среднюю и низкую. Каждой личности присущ определенный уровень агрессивности, отсутствие ее как качества приводит к пассивности, конформности, а, например, чрезмерная агрессивность ведет к конфликтности. Сама по себе агрессивность не является для человека социально опасной, она лишь порождает внутренние проблемы самой личности.
Исходя из этого агрессивные проявления можно разделить на два типа:
- мотивационную агрессию, как самоценность;
- инструментальную как средство.
Стоит отметить, что и первая и вторая агрессии контролируются сознанием, а вне ее проявляются в форме гнева, враждебности и тому подобное.
Таким образом, агрессия в качестве внутренней побудительной тенденции представляет собой неотъемлемую часть личностной динамики (как в норме, так и при нарушениях различной степени выраженности). Агрессивность же, являясь индивидуальной особенностью, представляет собой склонность конкретного человека к проявлению данной тенденции в конкретных внутренних и внешних действиях. Данную индивидуальную особенность довольно трудно измерить, в связи с чем, основным способом оценки агрессивных тенденций является оценка поведенческих проявлений.
1.2 Агрессивное поведение как форма психологической защиты
Агрессивное поведение может быть проявлением психологической защиты, кроме того удостоверять необходимость интенсификации этой защиты. Е. Фромм считает, что существуют два вида агрессии - «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит защитный характер 16, с. 91.
Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия характеризуется деструктивностью, жестокостью; бывает спонтанной и связана со структурой личности. В связи с этим многие авторы разделяют понятия «агрессии» и «агрессивность», определяя «агрессивность как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии».
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Аверьянов, В. В. Психологическая травма как патогенный фактор развития личности Текст // Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: Сборник научных статей по материалам Первого международного форума (СПб., 5-7 июня 2006 г.) / Под общ. ред. И. А. Баевой, Ш. Ионеску, Л. А. Регуш, С. А. Чернышевой. – СПб.: Книжный Дом, 2006. – С. 52-57.
2. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений Текст / А. Бандура, Р. Уолтерс; пер. с англ. Ю. Брянцевой, Б. Красовского. – М: Апрель Пресс, ЭКСМО – Пресс, 1999. – 512 с.
3. Басс, А. Психология агрессии Текст / А. Басс // Вопросы психологии. – 1967. – № 3. – С. 60–67.
4. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контрольТекст / Л. Берковиц. – Спб. Прайм – Еврознак, 2002. – 512 с.
5. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст]: Избр. труды. / А.А. Бодалев. – М: Педагогика, 2013.– 271 с.
6. Бэрон, Р. Агрессия Текст / Р. Бэрон, Д. Ридардсон. – Спб. : Изд – во Питер, 1999. – 352 с.
7. Введение в общую психологию Текст: курс лекций: учебное пособие для вузов по спец. психология / Ю. Б. Гиппенрейтер. − М: ЧеРо, 2006. − 336 с.
8. Зинченко, В. Проблемы психологии развития (читая О. Мандельштама) / В. Зинченко Текст // Вопросы психологии. – 2011. – № 6. – С. 56–64.
9. Ильин, Е. Эмоции и чувства Текст: монография / Е. Ильин. – Спб. : Питер, 2002. – 752 с.
10. Карпинская, Т. Основные методы и приемы предупреждения и контроля агрессивного поведения Текст / Т/ Карпинская // Психология и общество. - 2010. - № 4 (42). - С. 104-110.
11. Левитов, Н. Фрустрация как один из видов психических состояний / Н. Левитов // Вопросы психологии. –1967. – № 6. – C. 38–58.
12. Налчаджян, А. Агрессивность человека Текст: монография. – А. Налчаджян. – СПб: Питер, 2012. – 736 с.
13. Общая психология Текст: учебное пособие для вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. – СПб: Питер , 2016. − 583 с.
14. Психология личности: функционирование самосознания и поиск смысла жизни : учебно−методическое пособие Текст: в 2 ч. / Е. Г. Богдан ; рец.: Е. Л. Малиновский, С. Л. Ящук ; УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», 2017 − 232 с.
15. Румянцева, Т.Г. Агрессия и контроль Текст / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии. – 1992. – № 5–6. – С. 35-40.
16. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности Текст: монография/ Э. Фромм. – М. : Республика, 1994. – 385 с.
17. Фурманов, И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возрастаТекст: монография / И. А. Фурманов. – М.: НИО, 1997. – 198 с.
18. Шебанова, С.Г. Профилактика и коррекция агрессивного поведения студентов средствами тренинга общения Текст: дисс. ... канд. псих. наук : 19.00.07. / С.Г. Шебанова. – Херсон, 2000. – 212 с.
19. Ясперс, К. Рациональное понимание и понимание через вчувствование (эмпатическое понимание) Текст / К. Ясперс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.practica.ru/Jaspers/ chap11.htm.
20. Rosenzweig, S. An outline of frustration theory Text / S. Rosenzweig, J. McV. Hunt // Personality and the behavior disorders. – Oxford, England : Ronald Press, 2014. – P. 379-388.