Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социальные и экономические изменения, нестабильность в нашем обществе предъявляют серьезные новые требования к организации дошкольного образования. В сложившейся ситуации остро ощущается дефицит культуры общения, доброты, внимания, терпимости друг к другу. К сожалению, практика дошкольного воспитания показывает, что происходит дисбаланс образовательной нагрузки в сторону интеллектуального развития в ущерб социально - коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает в первую очередь развитие личности ребёнка; поэтому образовательная область социально-коммуникативное развитие занимает ведущее первое место.
В соответствии с «Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» важным признается социально-личностное направление развития детей дошкольного возраста. Целью социально - коммуникативного развития является поддержка в ребенке уверенности в собственных силах, развитие у него эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, коммуникативных способностей. Приоритетными становятся такие направления социально-коммуникативного развития, как:
-развитие у дошкольников эмоционально-положительного отношения к самому себе и окружающим людям;
-развитие у ребенка умений ориентироваться в эмоциональных проявлениях окружающих и своих собственных;
-формирование у детей социальных навыков поведения и правил безопасного взаимодействия с незнакомыми взрослыми;
-формирование социально-одобряемых моделей поведения в обществе сверстников и взрослых.
Вопросам формирования этических инстанций в дошкольном возрасте много внимания уделяли Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, А. В.Запорожец, Я. З. Неверович, а также М.И. Лисина, Т. А.Репина, Е. О.Смирнова. Исследования психологов показывают, что на протяжении дошкольного возраста стремительно увеличивается структурированность детского коллектива – одни дети становятся более предпочитаемыми, другие всё прочнее занимают положение “отверженных”. Содержание обоснование предпочтений детей изменяется от чисто внешних качеств до личностных характеристик. Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависит от характера отношений ребёнка в группе сверстников.
Цель исследования: изучить содержание формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
Объектом является коммуникативные умения у детей дошкольного возраста.
Предметом является содержание формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
Для достижения этой цели нужно было решить следующие задачи:
1.Изучить коммуникативные способности детей
2. Выявить проблемы формирования коммуникативных умений.
3. Определить роль различных способов формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач применить следующие методы исследования: анализ, синтез, обобщение, наблюдение.
1.Теоретические основы проблемы коммуникативных способностей и их развитие в детском возраста
Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста — это та необходимая деталь, без наличия которой не возможно создание, воспитание полноценной самодостаточной личности ребёнка. Дети раннего возраста развития, примерно до 2 — х лет, дружелюбны, охотно идут на контакт со сверстниками, знакомыми и незнакомыми взрослыми людьми. Дети пытаются общаться: открыто улыбаются, показывают свои игрушки и делятся ими, угощая понравившегося взрослого человека или ребенка каким то вкусным кусочком. Очень часто под влиянием значимых взрослых, несмышленыш взрослея, теряет желание заводить новые знакомства, строить дружеские отношения. У ребенка теряются коммуникативные навыки.
Обычно такое поведение ребенка обусловлено тем, что взрослые, занятые финансовым обеспечением семьи, перестают уделять своему ребенку внимание. Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста предполагает вырабатывание способности эффективного активного общения, а также совместной деятельности с людьми, создание, развитие навыков коммуникации.
К таким навыкам относятся:
• сопереживание, способность представить себя на месте другого человека;
• умение сочувствовать, заботиться о других людях;
• умение сдерживать свои эмоции, не допускать оскорблений собеседника или его родственников;
• умение спокойно выслушивать другое мнение, принимать во внимание, что люди все разные, каждый человек имеет право отстаивать свою точку зрения.
Развитие, формирование этих навыков у дошкольников происходит во взаимодействии со значимыми родственниками, а также в яслях, детсадах под влиянием воспитателей.
Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста — это развитие непростого процесса, результатом которого станет обретение ребенокм способности устанавливать, поддерживать длительный период времени связь с целью различных видов совместной деятельности с окружающим миром и людьми.
Способности к общению не развиваются сами по себе. Помочь дошкольнику развить общительность нельзя за короткий период времени, поэтому родители должны как можно раньше начать развивать ребенка, направляя по правильному. В этом случае - в будущем не будет проблем с общением, поиском друзей в школе, институте или при поступлении на работу. Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста поможет подрастающему поколению занять значимое место в социальном обществе.
ФГОС выпустило новые требования, утверждающие приоритет коммуникативной направленности всего учебного процесса. Эти требования также относятся к детским дошкольным учреждениям.
Поставлены следующие задачи для успешной социализации дошкольника:
• овладение нормами морали, нравственности, одобренных обществом;
• воспитание самостоятельности в выборе решений;
• освоение правил общения;
• создание положительного отношения к труду, творчеству.
Ребенок детсадовского возраста должен получить необходимую информацию про основы безопасного поведения. Эта информация должна одной из основ коммуникативного поведения дошкольника.
Основы безопасности касаются поведения самого ребенка, а также взрослых, которые могут пострадать от действий дошкольника. Безопасность должна соблюдаться в городе, на природе, дома и в учебных заведениях, на улице и в общественном транспорте. Выполнение поставленных задач означает, что социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста справилось со своей целью. Подготовило дошколят к поступлению в школу, где у ребятни не возникнет проблем по социальной адаптации к новой среде обитания.
Психоэмоциональное состояние ребенка зависит прежде всего от атмосферы в семье. Влияние членов семьи прежде всего ощущается на скорости развития личности дошкольника. Родные, сверстники, все влияют на его характер, темперамент. Общение в коллективе сказывается на приобретение привычек, создании новых предпочтений. Желание родственников оградить ребенка от неподобающей компании чревато тем, что он не освоит коммуникативные навыки. Даже годовалых детей можно водить в клубы по развитию.
Любовь родителей придает ребенку чувство защищенности, уверенности. У него разовьется высокая самооценка, он не будет боятся общения. В случае возникновения непредвиденных ситуаций в разговоре, воспитанный в гармоничной семье ребенок, найдет возможность выйти из трудного положения. Он сумеет сдержать негативные эмоции, попытается погасить конфликт разумными доводами. Когда воспитатели уделяют ребенку внимание, играют, выслушивают его проблемы, обсуждают интересные темы для детей, они создают у подрастающего поколения оптимальные навыки общения.
В последнее время появилось достаточно много семей, в которых родители сводят общение с ребенком до формальных вопросов, не интересуясь его заботами и проблемами. Вместо развивающихся игр, совместных занятий с ребенка учат обращаться с планшетом, ноутбуком, телевизором. Такие родители считают, что играя в компьютерные игры, ребенок будет развиваться быстрее и лучше, чем строя башни из кубиков, собирая конструктор. В семьях, где родители сбрасывают ответственность за воспитание своих детей со своих плеч, у детей не появляется образца для нормального, продуктивного общения.
Ребенок из подобной семьи погружается в эмоционально закрытый кокон, никого не пуская к себе, не желает выстраивать общение в коллективе. Существуют и семьи, строящие отношения на жестком подавлении личности дошкольника.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамова, Н. В. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребёнка в игре [Текст] : учебник/ В.К. Кормилина. - М. : Дошкольное воспитание №3, 1996. - 32 с.
2. Баранов, С. П. Педагогика [Текст] : учебное пособие для педагогических училищ/ Л.Р.Болотина, В. А. Сластенин. - М. : Просвещение, 1987. - 367 с.
3. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. [Текст] : - М. : 2002. - 448 с.
4. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет. [Текст] : учебник Е.О.Смирнова /- М. : Просвещение, 1992. - 143 с.
5. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: [Текст] : Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. Куликовва Т.А. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 253 с.
6. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений [ Текст] /С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия. 2013
7. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. [Текст] : Общение и возрастные особенности. - Минск: БГУ, 2001. – 234 с.
8. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре. [Текст] : - М. : Просвещение, 2000 - 93 с.
9. Михайленко, Н. Р.Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада [Текст] : учебник/Н.П.Короткова Дошкольное 36 . воспитание. 1995. - 197 с.
10. Немов, Р.С. Развивающие учебно-дидактические игры и формы занятий с детьми дошкольного возраста // Немов Р.С. [Текст] : Психология. - М., 1997. – 173 с.
11. Проблемы дошкольной игры: Психол.-пед. аспект / [Текст] : Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Михайленко. – М. : Педагогика, 1998. - 367 с.
12. Терещук, Р. К. Общение и избирательные отношения дошкольников. [Текст] : – Кишинев, 1999. – 143 с.
13. Щербакова, Е. И. Формирование взаимоотношений детей в игре [Текст] :- // Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. институтов по спец. 2110.-М.., 1984. – 102 с.
14. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. [Текст] :- М. : Педагогика 2008-650 с.
15. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования/ http://nsportal.ru/detskii–sad/upravlenie–dou/realizatsiya–fgt–v–dou
16. Федеральные государственные требования к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования/http://nsportal.ru/detskii–sad/upravlenie–dou/realizatsiya–fgt–v–dou