Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. В период детства память является одной из основных, ведущих функций психики. От неё зависит построение все остальных функций психики. Именно память, а не мышление, в том числе не абстрактное мышление, является отправной точкой психического развития ребёнка. Отличительная черта детской памяти - её наглядно-образный характер. Дети хорошо запоминают картины и предметы. Из словесного материала - главным образом эмоционально воздействующие и образные рассказы и описания. Отвлеченные понятия и рассуждения, как плохо еще понимаемые, не запоминаются маленькими детьми. В связи с ограниченностью у детей житейского опыта, у них плохо развиты отвлечённые связи. Память детей в основном опирается на наглядно воспринятые предметы и образы.
1. Сущность понятия «развитие памяти»
Память - это важная составляющая психической жизни, основа сознания. В психологическом словаре В.В. Давыдова память определяется как форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Классификация памяти возможна по нескольким основаниям.
1.По времени хранения информации память бывает долговременной (информация хранится часы и годы) и кратковременной (информация хранится минуты и секунды).
2.По признаку рецепторной принадлежности память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой - в зависимости от того, с помощью какого анализатора происходит запоминание. В зависимости, от того, какой вид информации человек запоминает,
3
можно выделить: память на слова, на понятия и мысли (словесная, словесно-логическая), на образы (образная), на движения (двигательная), на эмоции (эмоциональная) и т. д.
3.По степени участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делится на произвольную (человек намеренно, по своему усмотрению, что-то запоминает) и непроизвольную (запоминание и воспроизведение происходит автоматически, без постановки задачи на запоминание).
4.Память разделяют также: на механическую (зубрёжка) и смысловую (осмысленное запоминание). Следует помнить, что хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понятно. [3]
Различаются основные свойства каждого вида памяти: объём (сколько информации человек может запомнить), прочность и точность памяти (насколько долго человек сохраняет воспринятое и насколько правильно его воспроизводит), динамику запоминания (количество повторений материала, необходимых для его запоминания).
Все эти виды памяти по-своему очень важны и используются в процессе обучения (например, словесная и двигательная память являются основными на уроках физкультуры, словесная и зрительная - на уроках математики, словесная - на уроках чтения и т.д.).
Впечатления, которые в процессе всей жизни, получает человек об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, перерабатывается, и по мере необходимости, может быть индивидом воспроизведена. Соответственно, именно такие процессы и составляют память человека.
Исследованием памяти занимались представители различных наук, таких как: медицина, биология, генетика, психология и ряда других. Каждая из названных отраслей знания изучает ряд вопросов, в силу которых они вынуждены обращаться к проблемам памяти, опираясь на различные теории памяти. Вместе взятые, все эти науки, помогают нам расширить наши знания о механизмах памяти человека, тем самым позволяя взглянуть на проблему памяти в различных аспектах и на много глубже понять одно из самых загадочных явлений в психологии. [6]
Различные психологические школы по-разному трактуют природу памяти. Одно из самых первых и не потерявшей своей научной значимости, является ассоциативная теория. Возникшая в XVII веке, а позднее в XVIII-XIX вв., она активно разрабатывалась. В основе данной теории лежит понятие ассоциативных связей - связи между отдельными психическими феноменами. Память, в соответствии с этой теорией, понимается как сложная система кратковременных и долговременных устойчивых ассоциаций, разделенных по типу- по смежности, по сходству и по контрасту, а также по временной и пространственной близости. В основу положен принцип, сформулированный ещё Аристотелем: принцип «сцепления» наших представлений. Некоторые элементы информации согласно ассоциативной теории запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолировано, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими.
2. Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство является периодом интенсивного формирования всех психических процессов, который обеспечивает ребенку возможность познания окружающей действительности.
4
Со временем ребенок учится мыслить, воспринимать, а также говорить. Он овладевает различными способами действия с объектами, предметами, усваивает некие правила поведения и наконец начинает управлять собой. Все это и предусматривает работу памяти. Без памяти немыслимо усвоение опыта, расширение взаимодействий ребенка с окружающим миром, невозможна и его деятельность.
В дошкольном возрасте у детей происходят существенные изменения в памяти. Стремительное овладение умениями, навыками и знаниями, постоянное расширение кругозора, говорит о количественных превращениях в памяти детей.
Память заключается в узнавании, запоминании, а также воспроизведении необходимого материала. Ребенок может беспрепятственно рассказать выученное стихотворение, пользоваться выученными правилами в ходе игры, все это он запомнил. [2]
Бывает, что ребенку не удается вспомнить определенное название или, стихотворение, описать объект, но с легкостью узнаёт эти предметы, когда в очередной раз их воспринимает. В последнем случае воспроизведение материала отсутствует, но имеется узнавание, благоприятствовало которому запоминание.
Главной задачей обучения является обеспечение такого уровня усвоения знаний, при котором ребенок с легкостью сможет воспользоваться ими. Точность, легкость и полнота воспроизведения в большинстве было обусловлено тем, как устанавливалось запоминание и как проводилась его организация.
Необычные предметы, а также обновленные, красочные, яркие, и т.д., обращают на себя внимание детей, могут незаметно для них самих отложиться в голове. Используя отличительные черты предметов, подбирая необходимые материалы, воспитатели могут повлиять на процесс непроизвольного запоминания и поспособствовать ему.
Однако важно учитывать, что даже в таком случае запоминание не может являться пассивным отражением того, что влияет на мозг ребенка, а возникает как результат какого-либо его взаимодействия с предметами. Дети дошкольного возраста с различными склонностями и потребностями, с разным представлением об окружающей его действительности отреагируют на один и тот-же предмет по-разному. Какого-то ребенка он заинтересует, удивит, привлечет к себе его непроизвольное внимание, а другого тот же предмет может оставить безразличным, не оставит и следа в его памяти, так как не произведет на него никакого впечатления. [5]
Может непроизвольно запомниться тот предмет, действие и прочее, что повторяется многократно, например, ребенок отлично запоминает путь, по которому он ходил не единожды со взрослыми (в детский сад, магазин, к бабушке в гости); он запоминает месторасположение вещей, убирать которые его приучали родители и воспитатели; и т.д.
Все же, опираясь лишь на внешние особенности объектов и частоту их воздействия на человека, нельзя понять всю суть природы непроизвольной памяти. Ведь не всегда все из того, что многократно на нас влияет или выделяется внешне, мы можем непроизвольно запомнить.
Основная причина непроизвольной памяти максимально описана в исследованиях П.И. Зинченко.
Опираясь на свои многочисленные эксперименты П.И. Зинченко сделал вывод, что непроизвольное запоминание является продуктом активной, целенаправленной деятельности человека. Непреднамеренно откладывается в нашей памяти, прежде всего то, с чем человек взаимодействует, а также то что является целью его какой-либо деятельности.
3. Характеристика дидактических игр в целостном педагогическом процессе ДОУ
5
Если активно формировать приемы логического запоминания у детей, то возможности их памяти раскроют огромный потенциал в процессе целенаправленного обучения. Стало быть, для развития произвольной памяти у детей дошкольников нужно:
1. Развивать у детей непроизвольную память, накапливающую знания для следующих произвольных воспроизведений;
2. Направлять ребенка к воспроизведению вначале при выполнении им практических поручений и в игре, а в дальнейшем и в процессе образовательной деятельности;
3. Давать детям мнемические задачи, приучать дошкольников запоминать, тренируя их память в деятельности, имеющей для них особый интерес.
Хорошие условия в этом случае имеют все виды деятельности, в том числе и многие специальные занятия, проводимые в детском саду:
конструирование, рисование, лепка, где перед детьми возникает задача запомнить образец, объяснение воспитателя;
разные дидактические игры;
занятия по ознакомлению с окружающим миром, по развитию речи, разучиванию песен и считалок пр.
4. Дать знания о разных способах запоминания, важно оказывать внимание на развитие логической памяти.
Отличительная особенность зрительной памяти заключается в том, что в момент запоминания образа он претерпевает некую трансформацию. Найдены следующие изменения, совершающиеся со зрительным образом в процессе сохранения: облегчение (опускание деталей), некоторое преувеличение отдельных деталей, преобразование фигуры в более симметричную (более однообразную). Сохраненная в памяти форма может увеличиться, округляться, иногда меняется ее ориентация и положение. Во время запоминания образа он трансформируется и по цвету. Лучше и удачнее всего зрительно воспроизводятся образы, редко встречающиеся, яркие и неожиданные. В одном случае, указанные преобразования образов в памяти делают их менее точными по сравнению с образами в словесной памяти. В другом случае, эти преобразования могут принести пользу, превратив образ в единую схему и до известной степени сделать его символом. Зрительная образная память плохо поддается произвольному управлению. Хорошо помнить только важное, особенное, интересное, экстраординарное, не будет значить, что имеешь хорошую память.
Таким образом, активно формируя приемы логического запоминания памяти у детей дошкольного возраста возможности их памяти раскрывают огромный потенциал в процессе их целенаправленного обучения.
Одна из форм психического отражения жизненного опыта во всем его разнообразии, будет памятью. Память - это основа в обучении и воспитании, в приобретении знаний, личного опыта и развитии навыков и умений. Память связующее прошлого, настоящего и будущего человека, обеспечивает единство его психики и придает ей индивидуальность.
Опираясь на собственный и исторический опыт, человек действует, включая память во все виды и уровни своей деятельности. Память занимает особое место в схеме познавательных процессов,
6
объединяет восприятие, мышление и воображение в одну единую систему, направленную на познание окружающей действительности.
Раньше, чем игра стала предметом научных исследований, её широко использовали в качестве важного средства в воспитании и обучении детей. В любых системах обучения игре уделяется особое место. И определяется, это тем, игра является в дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка. Главным образом жизни ребенка с рождения и до наступления самой зрелости является игра.
4. Методика использования дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста
Дидактическая игра проводится не только в групповой комнате детского сада, но и в зале, на участке и в других местах. Это способствует более широкой двигательной активности детей, разнообразным впечатлениям, непосредственным переживаниям и общению.
З.М. Богуславская, А.К. Бондаренко отмечают, что организация дидактических игр воспитателем осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её ход и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (мышление, речь, память, внимание,);
определение соответствия выбранной игры программным содержаниям воспитания и обучения детей определенного дошкольного возраста;
решение о самом подходящем времени, для проведений дидактических игр (в процессе непосредственно организованной деятельности на других занятиях или в свободное от них и других режимных моментов время);
установления места для проведения игры, где дошкольники могут спокойно играть, не мешая и не отвлекая других детей. Такое место, обычно, отводят в групповой комнате или на участке.
решение о количестве играющих (дети всей группы, небольшая подгруппа, индивидуально);
подготовка нужного дидактического оборудования для выбранной игры (разные предметы, новые игрушки, иллюстрации, природный материал);
подготовка к игре самого педагога: воспитатель нужно изучить и осмыслить весь ход игры, свое положение в игре, методы руководства игрой;
подготовка к игре дошкольников: пополнения их знаниями, представлениями о явлениях и предметах окружающего мира, нужными для решения игровой задачи.
Занятия по дидактическим играм включает в себя:
ознакомление детей с правилом игры, с дидактическим оборудованием, Нужным для использования в игре (показ предметов, иллюстрации, небольшая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
объяснение действия и правила игры. Воспитатель концентрирует внимание дошкольников на их поведение в соответствии с правилами игры, на следование четким выполнением правил (что они предписывают, запрещают и разрешают, позволяют);
7
показывая игру, в процессе которой педагог обучает детей правильному выполнению действия, доказывая, что иначе игра не даст нужный результат (например, кто-то из ребят подглядывает, когда нельзя этого делать, а нужно закрыть глаза);
установление роли педагога в ходе игры, его участие в качестве болельщика, играющего, или судьи;
руководящая роль воспитателя и анализ результатов игры - это очень важный момент, потому - что по итогам добившихся удач или неудач в игре у детей, судим какой получится эффект, будут ли дети с интересом использовать новое в своих играх самостоятельно или нет.
Анализируя проведенную игру выявляем приемы её подготовки и ход: какие из них были эффективными в достижении намеченной цели, что не удалось и по каким причинам. Это сможет усовершенствовать подготовку к следующей игре и ход проведения ее, избегая ошибок впоследствии. А также анализ поможет выявить индивидуальные особенности в характере, поведении детей, и лучше организовывать индивидуальную работу с ними.
Заключение
Память является одним из наиболее важных условий развития интеллектуальных способностей. Память - это некая форма психического отображения, пережитого прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении, а также в узнавании ранее воспринятого.
Все виды памяти классифицированы по трем главным критериям:
по продолжительности сохранения и закрепления материала в памяти;
по содержанию психической активности, преобладающей в мнемической деятельности;
по степени волевой регуляции памяти.
По содержанию психической активности различают словесно-логическую, образную, двигательную и эмоциональную память.
В процессе изучения вопроса о специфике развития памяти детей дошкольного возраста выявилось, что память в этом возрасте носит преобладающе непроизвольный характер.