Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Тема спортивно-оздоровительных туров с каждым днем приобретает все большую популярность ввиду пропаганды активного и здорового образа жизни и спроса на туры, в рамках которых можно получить максимум пользы для своего здоровья.
В последние годы тенденция спроса на спортивно-оздоровительный туризм показывает положительную динамику, что обусловлено растущим интересом к туризму в целом и популяризацией активного и здорового образа жизни. В связи с этим становятся особенно популярными спортивно-оздоровительные туры, которые стараются предложить населению многие туристические агентства и туроператоры. Однако, важно отметить, что не всегда туроператорам удается сформировать тур, соответствующий потребностям и интересам потребителей, а также сделать его экономически выгодным для предприятия. В связи с этим заявленная тема работы представляется особенно актуальной и значимой.
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности формирования спортивно-оздоровительных туров и представить пример разработки такой туристической программы.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и сущность спортивно-оздоровительных туров,
- изучить виды и условия организации спортивно-оздоровительных туров,
- выявить особенности спортивного туризма в горнолыжном центре,
- охарактеризовать Дмитровского района как центр организации оздоровительного туризма
- представить разработанный спортивно-оздоровительный тур.
Объект исследования – спортивно-оздоровительный тур.
Предмет исследования – организации спортивно-оздоровительного туризма в Дмитриевском районе.
Тема исследования является хорошо изученной ввиду интереса к ней зарубежных и российских ученых, менеджеров сферы туризма. Данное исследование основывается на работы таких авторов как Ф.Котлер, Л.Бугаев, П.Друкер, В.Судник, Оболенского В., Овчинникова Ю.В., Пинчука В.Н., Портера М., Реймана Л.Д., Ризерфорда Т., Светлова В.В., Стрениной М.А., Тарра Д., Шенаева В.Н., Йенсена Дж., Якубова И.В. и других.
Методы исследования: в работе использован анализ научной литературы и нормативных источников, анкетирование, статистический метод средних величин, динамических абсолютных значений .
Структура работы введении двух глав, заключение и список использованных источников литературы .
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТУРОВ
1.1. Понятие и сущность спортивно-оздоровительных туров
Спортивно-оздоровительный туризм — это национальный в нашей стране вид туризма, целью которого является спортивное самосовершенствование в процессе преодолении естественных препятствий. [1]
Спортивно-оздоровительный туризм — это самостоятельная, социально-ориентированная сфера жизни значительной части общества; это эффективное средство духовного и физического развития личности посредством воспитания бережного отношения к природе, взаимопонимания и взаимоуважения между народами и нациями.[2]
Целью спортивно-оздоровительного туризма является оздоровление и приобретение спортивных навыков туристами.
В программах спортивно-оздоровительных туров решаются следующие задачи:
- организация выезда туристов с целью проведения спортивно-оздоровительных мероприятий,
- ознакомление туристов с новыми методами и способами оздоровления,
- приобретение новых спортивных навыков и развитие существующих,
- проведение спортивных конкурсов и соревнований для повышения спортивных достижений участников,
- формирование и развитие здорового образа жизни участников тура.
Основной целью спортивно-оздоровительного туризма была компенсация отрицательных последствий проживания в городе. Однако уже тогда были заметны особенности, отличавшие именно спортивно-оздоровительный туризм. Это мотивы самоутверждения, эксперимента и первооткрывательства [3, С.36].
Поскольку подготовка и физическая активность у всех участников спортивного тура разная, перед занятиями обязательно проводится антропометрическое и функциональное тестирование, которое показывает готовность организма к нагрузкам. После этого каждому индивидуально рассчитывается интенсивность тренировок. Во время поездки инструктор следит за состоянием здоровья каждого участника группы и при необходимости может внести коррективы в предлагаемую нагрузку, изменить вариант выполнения упражнений. Поездка такого рода требует специальной психологической подготовки. Люди, отправляющиеся в подобный тур, заранее должны настроиться на определенный тренировочный процесс. Ведь они едут не только отдыхать, но и работать над собой. При этом каждый преследует свои цели: кто-то хочет похудеть, кто-то добиться улучшения состояния здоровья или физической формы, а для кого-то это начало новой жизни, неотделимой от спорта. Как правило, при условии соблюдения режима тренировок и рекомендаций по питанию и питьевому режиму достигаются ощутимые результаты: снижение веса, улучшение самочувствия, лифтинг кожи и тела, заметные уже после первой недели отдыха.
Таким образом, можно утверждать: сегодня все, что связано со спортом, здоровьем, физическим развитием и поддержанием физической формы, вызывает огромный интерес у людей. Поэтому спортивно-оздоровительный сервис, в частности международные фитнес-туры – стали неотъемлемой составной частью современного туризма.[3]
Представим виды спротивно-оздоровительного туризма в зависимости от разных признаков классификации:
- по степени организованности: организованный и неорганизованный;
- по возрастному признаку: детский, взрослый, комбинированный, молодежный, юношеский;
- по виду маршрута и способу передвижения: пеший, горный, велосипедный, автомото- , водный, лыжный, спелео-парусный;
- по видам мероприятий: спортивные походы, спортивные туры, лагеря, школы подготовки кадров, чемпионаты, слеты, показательные выступления.
Спортивно-оздоровительный туризм также разделяется на спортивный и оздоровительный. Основная задача спортивного туризма: спортивное совершенствование в преодолении естественных препятствий. Основная задача оздоровительно-рекреационного туризма:
- восстановление физических и психических сил человека средствами активного отдыха на природе,
- лечение определенных заболеваний средствами природного туризма. [3]
В последние годы в связи с очень динамичным образом жизни в мегаполисах и больших городах люди просто не успевают уделять время занятиям спортом. Именно поэтому особенно актуальными являются туры выходного дня спортивно-оздоровительной направленности.
Программа выходного дня в формате спортивно-оздоровительного тура содержит в себе несколько существенных рисков, которые нужно учитывать при ее разработке:
- риск отмены тура,
- сложность прогнозирования количества участников событийного мероприятий,
- влияние температурных и погодных факторов на качество проведения событийного мероприятий,
- значимость обеспечения туристов необходимыми сопроводительными материалами и инвентарем для участия в мероприятии,
- высокий уровень подготовки персонала к нестандартным ситуациям и использование запасных вариантов проведения программы.
Как известно, туристский продукт - понятие комплексное, состоит из многочисленных взаимосвязанных составляющих - туристических услуг. Итак, стандарты устанавливаются по производству и потребления туристического продукта по отдельным составляющим[4]. Это имеет прямое отношение к организации спортивно-оздоровительных туров.
Однако, следует отметить, что несмотря на всеобъемлющую правовую базу, призванную облегчить создание системы качества турпродукта, практика туроперейтинга постоянно сталкивается с различными проблемами, связанными с этим вопросом.
Сама по себе каждая отдельная туристическая услуга в рамках программы: размещение, питание, транспортировка, бытовые услуги, экскурсии, культурно-массовые мероприятия, спорт, оздоровительные услуги и т. п. не может удовлетворить все потребности туриста.
В этих условиях возникает объективная необходимость кооперации самых различных туристических услуг в единый комплекс и туристический продукт. Эта объективная необходимость формирования комплекса туристических услуг с целью наиболее полного удовлетворения потребностей туристов, в свою очередь, породила в экономике туризма особую роль турорганизаторов на туристическом рынке – туроператоров.
Значительно повысить качество турпродукта и услуг, которые предоставляются, позволяют приемы, наработанные маркетинговым опытом в сфере туристического обслуживания:
- Материализация неосязаемого товара (рекламные плакаты, буклеты, фотографии);
- Учет специфики учреждения в его интерьере, соблюдения чистоты и озеленения помещений, соблюдение вкуса и сдержанности в одежде (форме) работников;
- Совершенное управление персоналом и развитие у всех работников менталитета, ориентированного на клиента;
- Преодоление опасений риска у клиентов путем личного ознакомления персонала турпредприятия с особенностями функционирования отдельных предприятий, привлекаются к сервисному обеспечению турпродукта. Благодаря участию сотрудников турфирм в ознакомительных (рекламных) турах, предлагая определенный тур они могут поделиться с клиентом своими впечатлениями об уровне сервиса, всегда положительное влияние;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-ФЗ от 4 декабря 2007 года [Электронный ресурс]: 31. 12. 2014.
2. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» [Электронный ресурс]: Концепция развития спортивного туризма в Российской Федерации на период до 2018 года.
Учебная и научная литература
3. Алгинкина Н. М. Использование новых форм учебного процесса при подготовке специалистов и бакалавров направления «туризм» // Сборник статей региональной научно-практической конференции с международным участием. Вып 3. / Нижегородский гос. архитектур. — строит. ун-т; редкол.: Н. Н. Гировка [и др.] — Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. — С.13–15.
4. Возиянова И.С., Багаева И.Л. Особенности использования горных территорий для активного отдыха // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2015. №29 С.118-121.
5. Горшков, Илья Дмитриевич. Спортивно-оздоровительный туризм: текст лекций / И. Д. Горшков; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль: ЯрГУ, 2014. — 60 с.
6. Квартальнов А.В. Социально-педагогические основы развития спортивно-оздоровительного туризма: дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 Москва, 2006, 488с.
7. Климова Т.Б., Вишневская Е.В., Богомазова И.В. К вопросу развития событийного туризма на уровне региональных экономик // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6., С.46
8. Серова О. В. Ландшафтно-экологическая оценка Республики Башкортостан для развития природного туризма и отдыха: дис. канд. биол. наук: 03.00.16 Тольятти, 2007, 184 с.
9. Житлов А. М. Объекты управления спортивно-событийным туризмом [Текст] / А. М. Житлов // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 340-344.
10. Иванов А. В. Современная система подготовки кадров спортивно-оздоровительного туризма в России // журнал «Современные наукоемкие технологии» / Иванов А. В., Федотов Ю. Н., Федотова А. А. — 2015. — № 1. — с. 31–32.
11. Пронина О. И. Понятие, классификация и проблемы спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1220-1224. — URL https://moluch.ru/archive/113/29482/ (дата обращения: 09.02.2019).
12. О состоянии дел и развитии горнолыжного туризма в России // Горнолыжная индустрия России. – 2012. - №4. – С.13
13. Пахля А. Нaциoнaльний турпрoдукт: качественный, значит – кoнкурентный //
14. Спирина А. М. Характеристика теоретических подходов к стратегическому планированию на предприятии / А. М. Спирина // Молодой ученый. - 2012. - №1. Т.1. - С. 144-150
15. Токарь А.С. Туризм и спортивно-оздоровительный сервис // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1 (30). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(30).pdf (дата обращения: 09.02.2019)
16. Ханухова С.А., Яхьяева Х.Н., Методика дифференциальной оценки качества туристических услуг // Транспортное дело России.- 2009. - №12. - Часть 1. С.38-41
17. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Стратегический менеджмент в индустрии туризма (для бакалавров). Учебное пособие. – М.: Изд. Кнорус, 2013. – С.48