Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Такое заболевание, как детский церебральный паралич (далее ДЦП), поражает центральную нервную систему. Формируется болезнь во внутриутробном периоде. Также может происходить поражение центральной нервной системы малыша в процессе родов. Клинические проявления детского церебрального паралича видны уже в первый месяц или год после рождения.
Учитывая тот факт, что на сегодняшний день медицина шагнула далеко вперед и существуют разнообразные лечебные методики, все же заболевание является распространенным: 1,7 – 5,9% среди новорожденных детей. При этом число заболевших мальчиков выше, чем число девочек [6].
Кроме двигательных нарушений происходит сбой в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, речевой функции, зрительной и слуховой системах. Многие клинические проявления вылечить невозможно. Таковые остаются с человеком на протяжении всей его жизни, что является причиной постановки больного на инвалидность.
Двигательные расстройства возникают при поражении мозга двух видов:
• Изменения в нервных клетках изначально нормального мозга
• Первичное нарушение строения мозга
При воздействии повреждающего фактора на нервные клетки возникают очень разнообразные дефекты. Причиной служит особая уязвимость тех структур мозга, которые интенсивно развиваются именно в данный момент. Поэтому у одних детей с детским церебральным параличом больше нарушены движения рук, у других-ног, у третьих – координация.
Большая частота детского церебрального паралича у детей, родившихся преимущественно раньше 33 недели, объясняется незрелым мозгом и несовершенными артериями. У здоровых доношенных детей при малейшем кислородном голодании кровь распределяется так, чтобы головной мозг не пострадал. У маловесных детей, особенно находящихся на ИВЛ, такого механизма нет. Поэтому при гипоксии некоторые участки мозга отмирают, оставляя вместо себя полости.
Реабилитация детей с детским церебральным параличом представляет собой высокоэффективный комплекс лечебных мероприятий, направленных на восстановление и улучшение текущего состояния больного малыша. Процедуры помогают ребенку адаптироваться, улучшить физические и умственные способности [4].
Цель: изучить особенности физической реабилитации лиц с детским церебральным параличом.
Задачи:
1.Проанализировать литературу по исследуемой проблеме.
2.Изучить особенности физической реабилитации лиц с детским церебральным параличом.
Предмет исследования: методики физической реабилитации лиц с детским церебральным параличом.
Объект исследования: процесс физической реабилитации лиц с детским церебральным параличом.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы.
Практическая значимость: полученные знания могут быть использованы специалистами в области физической реабилитации детей-инвалидов с детским церебральным параличом, а также рекомендуются для широкого использования в специальных реабилитационных учреждениях, а также в центрах инвалидного спорта и в домашних условиях. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе подготовки специалистов по адаптивной физической культуре.
1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ
1.1 Детский церебральный паралич: понятие, этиология, патогенез, клиническая картина
ДЦП (детский церебральный паралич) – это название целой группы неврологических нарушений, которые возникают в результате поражения структур мозга у ребенка во время беременности и в первые недели жизни. Обязательным клиническим компонентом являются двигательные нарушения, кроме которых зачастую имеются речевые и умственные расстройства, эпилептические припадки и нарушения эмоционально-волевой сферы [2].
Современные исследования дали значительно более точное представление о событиях, которые могут иметь место во время раннего эмбрионального развития плода (а также непосредственно перед, во время или после родов) и приводят к возникновению определённых видов повреждения головного мозга, которые, в свою очередь, вызывают врожденный детский церебральный паралич. Существует несколько таких факторов, среди которых:
• Генетическая аномалия;
• Инфекционное заражение матери;
• Лихорадка, наблюдавшаяся у матери;
• Травматическое повреждение плода и т. д.
Во всех случаях нарушения оцениваются исходя из того, какой из 4 типов повреждения головного мозга имел место, а значит, какие характерные симптомы наблюдаются:
Повреждение белого вещества головного мозга - первентрикулярная лейкомаляция (далее ПВЛ). Белое вещество головного мозга отвечает за передачу сигналов в пределах мозга и в остальные части тела. Повреждения, имеющие место при ПВЛ, выглядят как крошечные отверстия в белом веществе головного мозга ребёнка. Такие пробелы в этой ткани мешают нормальной передаче сигнала, что и вызывает ДЦП. Существует целый ряд этиологических факторов, которые могут привести к развитию ПВЛ – в том числе, инфекционное заражение матери или плода. Исследователи определили период селективной уязвимости развивающегося мозга плода: между 26 и 34 неделей беременности белое вещество особо чувствительно к любым раздражителям и травмам.
Аномальное развитие мозга (церебральная дисгензия). Любое нарушение нормального процесса роста головного мозга в период внутриутробного формирования плода может привести к возникновению пороков развития мозга, что оказывает негативное влияние на передачу сигналов. Мозг плода особенно уязвим в период до 20-й недели беременности. Мутации в генах, контролирующих развитие мозга в данный период, могут помешать нормальному развитию мозга. Инфекционные поражения, травмы, лихорадка или иные условия, вызывающие патологические условия в утробе матери, могут подвергнуть формирование нервной системы ребенка определённому риску;
Кровоизлияние в мозг. Внутричерепное кровоизлияние – это кровотечение, имеющее место внутри головного мозга и обусловленное блокировкой или повреждением кровеносных сосудов. Наиболее распространённым фактором, приводящим к подобного рода проблеме, является инсульт плода. Ряд детей страдают от внутричерепного кровотечения ещё в утробе матери – в этом случае оно обусловлено сгустками крови в плаценте, блокирующими кровоток. В других случаях патология может быть обусловлена слабостью сосудов в головном мозге или отклонениями в свертываемости крови. В случае если у матери наблюдается гипертония (повышенное кровяное давление), также может иметь место инсульт. Помимо этого, риск возникновения кровоизлияния в мозг плода увеличивает наличие у матери инфекционных заболеваний (особенно – воспалительных заболеваний тазовых органов).
Повреждения головного мозга, вызванные недостатком кислорода (асфиксия во время родов или гипоксически-ишемическая энцефалопатия). Асфиксия – это недостаток кислорода в мозге, который вызван прерыванием дыхания или затруднённым снабжением кислородом. Как правило, асфиксия обусловлена родовым стрессом. В случае если поступление кислорода прекращается или снижается на длительный период, у ребёнка может развиться гипоксически-ишемическая энцефалопатия, разрушающая ткани в коре головного мозга и других его областях. Такое повреждение может быть вызвано тяжелой гипотонией у матери (низкое кровяное давление), разрывом матки, отслойкой плаценты или проблемами, связанными с пуповиной [1].
Главную роль в патогенезе патологии нервной системы, развивающейся в анте-, интра- и, частично, постнатально, играют гипоксия, ацидоз, гипогликемия и другие метаболические сдвиги. Продукты нарушенного обмена веществ могут воздействовать на мозг непосредственно или приводить к отеку и вторичным циркуляторным изменениям.
Сложные двигательные нарушения у детей с церебральными параличами возникают в результате освобождения структур ствола от субординационных влияний полушарий большого мозга и мозжечка, задержанных в своем развитии и пораженных тем или иным патологическим процессом (воспаление, гипоксия, травма и др.). Следствием нарастания патологической активности структур ствола является характерная для всех форм заболевания и определяющая их нозологическое единство активность нередуцировавшихся тонических рефлексов (шейных, лабиринтных, хватательного и пр.) и нарушения тонуса мышц. На основе этого в суставах плечевого и тазового поясов формируются патологические синергии и установки, а позже – контрактуры.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи [Тест] / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина, - М.: Новый мир, 2012. - 139 с.
2.Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Мир, 2014. - 103 с.
3.Гросс Н.А. Современные методики физической реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / Н.А. Гросс. - М.: Амфора, 2015. - 235 с.
4.Евсеев С.П. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов [Текст] / С.П. Евсеев. - М.: Новый мир, 2014. - 320 с.
5.Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры [Текст] / С.П. Евсеев. - М.: Просвещение, 2013. - 296 с.
6.Климова В.К. Теоретические основы использования иппотерапии в процессе физической реабилитации [Текст] / В.К. Климова, А.В. Посохов, Н.А. Лукьянов. - Белгород: ИЦП Политерра, 2014. - 75 с.
7.Мастюкова Е.М. Нарушения речи у детей с церебральным параличом [Текст] / Е.М. Мастюков, М.В. Ипполитов - М.: Амфора, 2016, 448 с.
8.Мошков В.М. Общие основы лечебной физкультуры. Показания к физическим упражнениям [Текст]/ В.И. Мошков // ЛФК и массаж. - 2015. - № 5. - С. 57-59.
9.Овчаренко, С.А. Особенности физкультурно-оздоровительной работы с детьми-инвалидами / С.А. Овчаренко, О.М. Кирилюк, И.В. Черноплечая, З.В. Галеев // Физическая культура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2016. - №3 (18). - С. 28-35.
10.Попов С.Н. Физическая реабилитация: учебн. для студ. вузов, обуч. по ГОС 022500. Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья [Текст]/ С.Н. Попов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016. - 608 с.
11.Семенова К.А. Детские церебральные параличи [Текст] / К.А. Семенова. - М.: Медицина, 2015. - 259 с.
12.Цукер М.Б. Детские церебральные параличи, в кн.: Многотомное руководство по педиатрии, т. 8, М.: Новая наука, 2015, 233 с.
13.Шипицина Л.М. Детский церебральный паралич [Текст] / Л.М. Мамайчук - СПб.: 2017, 440 с.