Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Целью данной работы является анализ своеобразия жанров регионального онлайн издания «Искра» города Кунгур.
Объектом данной работы является тема жанра в печатном издании «Искра», а предметом – непосредственно, печатные издания.
Для достижения поставленной цели, в данной работе решаются следующие задачи:
1. Исследовать классификацию жанров традиционной газетной журналистики
2. Проанализировать идею жанрообразования
3. Исследовать природу речевых жанров печатных изданий
4. Определить специфику региональной журналистики
5. Проанализировать своеобразие жанров региональных печатныхизданий на примере конкретного издания «Искра».
6. Определить «Лицо» печатного издания «Искра»
Газета «Искра» города Кунгур выпускается в форме печатной офрме, имея, также сайт издания, где коротко приводится основная информация, публикуемая в бумажном виде.
Газету можно покупать и в электронной версии, оформив платную подписку.
Многие печатные издания в последнее время стали виртуальными. Жанры в журналистике и в интернет-журналистикеимеют много общего, хотя имеются и существенные различия, связанные со спецификой интернет-изданий. А.А. Калмыкова и Л.А. Кохановаотметили характерную особенность интернет-публикацийв учебном пособии «Интернет–журналистика», где, в частности, говорится, что, стараясь понять жанровую типологию в интернет-источниках исследователь встречает проблему «присутствия всего во всем, и в каждом, и везде» [1].
Жанры же традиционной журналистики, которые рассматриваются в данном исследовании, являются более определенными.
При этом существует целый ряд работ, посвященных данной теме как с линвистической. Так и культорологической точки зрения. В частности, Дускаевой Л.Р. предложен подход, а также анализ гипотез об адресате, учитываемых журналистами при создании публикаций в разных жанрах, что позволяет осуществить дифференциацию газетно-публицистических текстов на едином основании [2]. Кожиной М.Н. освещены основные проблемы стилистики, определены ее понятия и категории, а также направления исследований. В центре внимания вопросы употребления языка и стилевой организации текста, т.е. функциональная стилистика, представлены и стилистические ресурсы языка [3, 4].
Теме жанра посвещено большое количество исследований видного ученого Бахтина М.М. Так, в частности, по словам Бахтина М.М. «Жанры сложного культурного общения в большинстве случаев рассчитаны именно на активно ответное понимание замедленного действия. Все, что мы здесь говорим, относится также с соответствующим изменением и дополнением к письменной и читаемой речи» [5]. Кроме того, по словам Бахтина М.М., «Журналист — прежде всего современник. Он обязан им быть. Он живет в сфере вопросов, которые могут быть разрешены в современности (или, во всяком случае, в близком времени). Он участвует в диалоге, который может быть кончен и даже завершен, может перейти в дело, может стать эмпирической силой. Именно в этой сфере возможно «собственное слово». Вне этой сферы «собственное слово» не есть собственное (личность всегда выше себя); «собственное слово» не может быть последним словом» [5]. С другой стороны, этим же ученым сказано, что «Жанры эти — в особенности высокие, официальные — обладают высокой степенью устойчивости и принудительности. Речевая воля обычно ограничивается здесь избранием определенного жанра, и только легкие оттенки экспрессивной интонации (можно взять более сухой или более почтительный тон, более холодный или более теплый, внести интонацию радости и т. п.) могут отразить индивидуальность говорящего (его эмоционально-речевой замысел). Но и здесь возможна характерная для речевого общения вообще переакцентуация жанров: так, например, жанровую форму приветствия из официальной сферы можно перенести в сферу фамильярного общения, то есть употребить с пародийно-иронической переакцентуацией, с аналогичной целью можно нарочито смешать жанры разных сфер» [5]. Для региональной журналистики характерно эта самая высокая степень устойчивости и принудительности. Кунгурская газета «Искра» является характерным примером региональных газет, в связи с чем, ее исследование с точки зрения жанров и понимания «лица» этого издания, является актуальной темой.
Среди возможных методов исследования по причине характера нашего исследования, был выбран метод контент-анализа.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе проводится анализ газетных жанров.
Во второй главе анализируются жанры региональной журналистики в целом и региональной газеты «Искра» города Кунгур, в частности.
Глава 1. Характеристика газетных жанров
1.1. Идея жанрообразования
Как и у всякой науки, у теории журналистики есть свои законы и стремление к классификации материала, который она изучает.
Если ботаники, например, классифицируют растения по классам, видам и подвидам, а математики четко разграничивают все составляющие изучаемых разделов науки, то те, кто занимается журналистикой, а именно, специалисты теории журналистики проводят разбор журналистских материалов, объединяя их в группы по жанрам.
Говоря о жанре в принципе, прежде всего, подразумевают литературный жанр.
Жанры литературы – это исторически складывающиеся группы произведений литературы, которые объединяет совокупность формальных и содержательных свойств основанных на формальных признаках.
Коротко отметим, что к жанрам литературы относятся такие жанры, как басня, баллада, былина, видение, детектив, комедия, комедия характеров (или нравов), лирическое стихотворение (в прозе), мелодрама, миф, очерк, песнь, научная фантастика, новелла, повесть, ода, поэма, послание (иначе, эпистолярная литература), рассказ, сказка, роман, трагедия, фольклор, эпопея, элегия, эпиграмма, эпос и, наконец, эссе.
Жанры журналистики чаще всего имеют мало общего с жанрами литературы, хотя само понятие «жанр» и пришло в журналистику из литературы.
Кроме того, жанров в традиционной журналистике – меньше, чем в литературе и хотя они имеют иные названия, они все же очень похожи на жанры литературные.
По определению, журналистским жанром называется устойчивая форма журналистского произведения. При этом жанр базируется на таких основах, как:
1)предмет,
2)функция
3)метод.
Предметом жанра является жизненный материал, попавший в поле зрения журналиста.
Функцией жанра является то, какая цель сформирована перед журналистом, когда он создает свое журналистское произведение.
Методом жанра называется способ, который применяет журналист при работе с информацией, а к способам, в свою очередь, можно отнести:
1)наблюдение
2)изучение документов
3)расспросы
Надо понимать, что на газетных полосах, в телевизионных и радиопрограммах жанры в чистом виде не так уж и часто встречаются.
Жанры видоизменяются, взаимопроникают друг в друга, другими словами диффундируют (от слова «диффузия»). Это объясняется тем, что в наш сложный век посредством «стыка» жанров запутанные жизненные отношения и драматические коллизии выражаются точнее.
Однако, какой бы сложной ни была «конструкция» журналистского произведения, в его основании, тем не менее, всегда можно обнаружить более простые элементы - основные жанровые формы [6].
1.2. Природа газетных речевых жанров
Существует большое количество классификаций жанров традиционной журналистики.
К тем, которые несут в себе определенный экспериментальный характер, можно отнести классификацию по идеологии, когда журналистские тексты, например, советского периода, были подготовлены не столько для обывателя, сколько для политбюро и т.д. [7].
Однако имеют место и более привычные классификации, в частности классификация, основанная на типах текста печатного издания, которых обычно выделяют пять групп [7]:
1) Жанр оперативно-новостной, к которому относятся заметки во всех ее разновидностях;
2) Жанр оперативно-исследовательский, к которому относятся интервью, репортажи, отчеты;
3) Жанр исследовательски-новостной, который представлен корреспонденцией, комментарием (колонкой), рецензией;
4) Жанр исследовательский. Этоможет быть статья, письмо, обозрение;
5) Жанр исследовательски-образный (художественно-публицистические), которые представлены очерком, эссе, фельетоном, памфлетом.
Однако наиболее традиционная классификация имеет тот вид, который приведен ниже и где представлены основные группы жанров:
1)Группа Информационных жанров:
К ним можно отнести такой материал, как заметка, информационная корреспонденция, информационный отчёт, информационное интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог.
2)Группа Аналитических жанров:
К ним можно отнести аналитический отчёт, аналитическую корреспонденцию, аналитическое интервью, аналитический опрос, беседу, комментарий, социологическое резюме, анкету, мониторинг, рейтинг, рецензию, статью, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версию, эксперимент, письмо, исповедь, совет или рекомендацию, аналитический пресс-релиз.
3)Группа Художественно-публицистических жанров:
К ним можно отнести такой материал, как очерк, фельетон, памфлет, пародию, сатирический комментарий, житейскую историю, легенду, эпиграф, эпитафию, анекдот, шутку, игру.