Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современный мир, особенностями которого являются непрерывное техническое совершенствование и экономическая, политическая, культурная интеграция, отличается высоким уровнем конкуренции. В условиях перманентного экономического соперничества проявилась необходимость реализации качественного продвижения продукта. Туристская отрасль как полноценный элемент рынка не стала исключением. В условиях роста количества компаний, объема предложения участники туристского рынка – туроператоры, турагентства в качестве повышения своей конкурентоспособности, а также достижения своих стратегических целей стали активно использовать связи с общественностью (PR).
Чтобы быть лидером на рынке, компании должны иметь непрерывную коммуникационную связь с существующими и потенциальными клиентами.
В настоящее время конкурентоспособность туристских предприятий на рынке во многом определяется его способностью обеспечить качество предоставляемых услуг. Данный факт указывает, что во главу угла, помимо соответствия стандартам, ставится соответствие потребностям общества. Таким образом, туристским предприятиям необходимо грамотно позиционировать не только сам продукт, но и делать акцент на качестве обслуживания. PR рассматривается в качестве основной специализированной функции управления, которая глубоко интегрирована в менеджмент многих предприятий и выступает как наиболее эффективный инструмент оптимизации бизнес-процессов. Использование функций PR туристскими организациями позволит в первую очередь поддержать прочные связи с общественностью, так как именно данный аспект позволяет вывести компанию на ведущие позиции на рынке, повысить конкурентоспособность и укрепить имидж.
Таким образом, в условиях обилия туристских предприятий и идентичности продуктов, проявляется острая необходимость в использовании инструментов продвижения предприятий на рынке.
Цель исследования: на основании изучения особенностей PR-технологий в туристском бизнесе разработать PR-компанию для туристского предприятия.
Данная цель потребовала решения следующих задач:
1. Изучить теоретические материалы, характеризующие основы PR-деятельности.
2. Раскрыть понятие и сущность связей с общественностью.
3. Выявит особенности PR- технологий на туристском рынке.
4. Проанализировать PR-деятельность ООО «TJ TRAVEL».
5. Разработать PR-компанию «PRO нас» для ООО «TJ TRAVEL»
Объектом исследования является PR-технологии.
Предметом исследования выступает роль PR-деятельности в продвижении услуг ООО «TJ TRAVEL».
Степень изученности проблемы. Различные подходы к анализу политики продвижения предприятия широко освещены в работах: И.Л. Халявиной, И.В. Алексеевой, Т.Л. Безруковой, В.А. Бондаренко, Е.М. Крипак, Т.Н. Шаталовой, В.Н. Шепель, Н.В. Дудла, П. Дойла, Ч. Ким, С.А. Ковалевой, О.Н. Котовой, Н.И. Ломакиной, Е.В. Кудиновой, М. Мак-Дональда, М. Портера, В.К. Романович, Ю.В. Старцевой, М.С. Федоровой. Особенностям PR-деятельности в туризме посвящены работы: И. Ополченова, Н. Моисеевой, А. Дуровича, М. Дмитриева.
Основными эмпирическими методами исследования в работе выступили: наблюдение, сравнение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ PR-ТЕХНОЛОГИЙ В ТУРИСТИЧЕСКОМ БИЗНЕСЕ
1.1 Понятие и сущность связей с общественностью
Специалисты по маркетингу отмечают, что массовый маркетинг не отвечает коммуникационным требованиям компаний. Стоимость рекламы увеличивается, а контакт с аудиторией падает. Растут и затраты на прямой маркетинг. Возможность отличиться и выделить свою продукцию при минимизации затрат компаниям предоставляют связи с общественностью, основанные на творческом подходе к новостям, публикациям и общественным событиям [5, с. 14].
Понятие «public relations» («PR», «связи с общественностью») появилось в США в начале XIX века и стало интернациональным. К настоящему времени данный термин модернизировался в соответствии с современными рыночными условиями и трактуется специалистами в сфере маркетинга по-разному. Учитывая мнения таких авторов, как Ф. Котлер, А. Панкрухин и В. Федько, можно составить следующее определение: связи с общественностью – это управленческая функция планирования и осуществления программы действий лица или организации, рассчитанная на обеспечение положительного имиджа, завоевание понимания и предпочтения со стороны общественности (определенной целевой аудитории), которая выступает объектом воздействия при участии третьей стороны [20, с. 45].
Связи с общественностью устанавливают выигрышные отношения компании или частного лица с целевой аудиторией, которые предопределяют результат деятельности данной компании или лица.
Связи с общественностью формируются вокруг владельца или управляющего компанией, определенной местности, продукта или услуги. PR требуют деликатности, ненавязчивости и отличаются от пропаганды и рекламы (см. таблицу 1.1, таблицу 1.2).
Таблица 1.1. –Основные отличия PR пропаганды
Таблица 1.2. – Основные отличия рекламы и PR
Таким образом, согласно вышеизложенного, можно сделать вывод, что механизм PR более тонок и ориентирован исключительно на непрерывные отношения с общественностью по самым различным поводам.
В рамках связей с общественностью осуществляются следующие виды деятельности: паблисити продукции, корпоративная коммуникация, лоббирование и консалтинг.
Паблисити товара позволяет продвигать информацию о фирме или товаре в СМИ без оплаты публикации материала. Паблисити – это метод связей с общественностью, усилия, в рамках которого направлены на то, чтобы СМИ заинтересовались деятельностью или товаром фирмы и разместили информацию о ней. Информация, исходящая от редакции СМИ, воспринимается целевой аудиторией с большим доверием, чем рекламная [7, с. 84].
Паблисити применяется при запуске нового товара, перепозиционировании старого товара, для привлечения интереса к определенной категории товара, влияния на определенные целевые аудитории, защиты репутации товара.
Специалистами по связям с общественностью выделяется также «черный» PR – PR, направленный на формирование негативной репутации компаний-конкурентов посредством обмана, фальсификаций и компромата. В бизнес-среде существует негласное правило неприменения данных методов.
Неотъемлемая составляющая PR – управление кризисными ситуациями. Специалисты по PR должны принимать все возможные меры предосторожности против происшествий [12, с. 131]. В случае, если кризис происходит, возможны следующие варианты: назначение пресс-секретаря, что позволяет предоставлять логичную информацию о происшествии, обращение в агентство по PR, последовательное информирование о кризисе СМИ.
Так как связи с общественностью – многогранное средство продвижения, для его эффективного применения специалисты по PR осуществляют планирование. Стандартный план реализации деятельности в рамках связей с общественностью указан на рисунке 1.
Рисунок 1.1 Планирование связей с общественностью
Исходя из данных рисунка, специалисты по продвижению используют PR для достижения следующих целей: ознакомление с деятельностью или товаром компании, формирование доверия со стороны целевой аудитории, уменьшение расходов на продвижение.
Специалисты также определяют ту целевую аудиторию, на которую будут ориентированы усилия по PR. Исходя из особенностей аудитории, определяются те СМИ, которые наиболее популярны и авторитетны для данных потребителей. Определяются вопросы, волнующие целевую аудиторию, и в сообщениях даются содержащие ненавязчивую и логичную информацию о продвигаемой компании ответы на них.
В рамках связей с общественностью широк выбор средств передачи сообщений: публикации, мероприятия, новости, выступления, деятельность на пользу общества, медиа-средства для создания идентичности.
Публикации – это отчеты, брошюры, карты, статьи, аудиовизуальные материалы, информационные письма [12, с. 125]. Наибольшую стоимость и степень влияния имеют аудиовизуальные материалы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникеев С.Н. Методика разработки плана маркетинга. – М.: ЭСКМО, 2013.- 245 с.
2. Ансофф И. Анализ конкурентоспособности/Книга конкурента. – М.: ИНФРА-М, 2012.- 425 с.
3. Анурин В. Маркетинговые исследования потребительского рынка. - СПб.: АЛЬЯНС, 2015.- 267 с.
4. Бриггс С. Маркетинг в промышленной сфере/ пер. со 2-го англ. изд. – К.: Знания-Пресс, 2015. – 358 с.
5. Варакута С.А. Связи с общественностью. – М.: ЭСКМО, 2010.- 322 с.
6. Вердиян В. Секреты успешного Интернет-маркетинга. – М.: Книжный мир, 2013. – 160 с.
7. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – 616 с.
8. Википедия [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/
9. Девлетов О.У. История PR-деятельности за последние 150 лет. – М.: Директ-Медиа, 2016 – 348 с.
10. Еремин В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации: учебник. – М.: КНОРУС, 2016. – 656 с.
11. Завьялов, П. С., Демидов, В. Е. Формула успеха: маркетинг [Текст] / П. С. Завьялов, В. Е. Демодов. - М.: Международные отношения, 2011. - 412с.
12. Кондакова Ю.В. Основы PR. – М.: ЭСКМО, 2014. – 326 с.
13. Королько В.Г. Основы PR. – М.: Общественность, 2013. – 245 с.
14. Маслова Т.Д., Божук С.Г. Маркетинг. – СПб.: Питер, 2014. – 400 с.
15. Маслова В.М. Сфера PR в маркетинге: Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2015 г. – 384 с.
16. Миронов М.Г. Управление качеством. – М.: ИНФРА-М, 2013.- 288 с.
17. Мокшанцев, Р. Психология рекламы. - М.: Инфра-М, 2015. - 300 с.
18. Морган Н., Причард А. Реклама в бизнесе: Учеб. пособие для студентов вузов/ пер. с англ. под ред. Б.Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 495 с.
19. Музыкант В. Теория и практика современной рекламы. - М.: Евразийский регион, 2011. С.58.
20. Соловьев Б.А. Маркетинг. – М.: ИНФРА-М, 2013.- 439 с.
21. Тодошева С.Т. Теория менеджмента: учебн. пособие. – М.: КНОРУС, 2013. – 216 с.
22. Полукаров В.Л. Основы PR-деятельности и рекламы: Учебник. – М.: Дашков и К, 2004. – 240 с.
23. Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга. – издание 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 480 с.
24. Чернышева Т.Л. Связи с общественностью. – М.: Литера, 2013. – 140 с.
25. Шарков Ф.И. [Электронный ресурс] - Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг – Элект. данные – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/200064
26. Сайт ООО ООО «TJ TRAVEL» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tj-travel.ru.